Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2004

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Из опыта работы

Программа элективного курса

«Решение олимпиадных задач по химии»

для учащихся 9–11 классов

Традиционными стали предметные олимпиады школьников старших классов по химии. Чтобы удачно выступить на олимпиаде, прийти к финишу в числе первых, надо знать маршрут и препятствия, которые подстерегают каждого участника, типы задач, уровень их сложности, заготовленные организаторами состязаний ловушки и подводные камни. Активному использованию знаний и умений можно научиться, лишь попадая в нестандартные ситуации, а для этого нужны и соответствующие нестандартные вопросы и задачи. Такие задачи нацелены на то, чтобы развить умения и способности определять характер химических превращений, предсказывать продукты реакций. При решении этих задач необходимо глубоко понимать свойства химических элементов и на основе этого прогнозировать реакционную способность химических веществ. Кроме того, требуются химическая интуиция и наблюдательность.
Главное предназначение данного элективного курса состоит в том, чтобы познакомить будущих участников химических олимпиад с основными типами задач, предлагавшимися в прошлые годы на городских, областных, Соросовских олимпиадах школьников по химии.

Цели курса. Закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся по химии; научить учащихся основным подходам к решению нестандартных химических задач.
Для успешной работы по этому элективному курсу необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках гимназической программы химического образования, важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач и задач повышенного уровня трудности. Поэтому курс предназначен для учеников 9–11-х классов, имеющих высокий уровень знаний по химии и проявляющих повышенный интерес к изучению этого предмета.
Программа курса рассчитана на одно учебное полугодие (17 занятий по 2 ч каждое, всего 34 ч). Ряд занятий можно проводить в разновозрастной группе обучающихся (одновременно для учащихся 9-го, 10-го и 11-го классов). Для учащихся 9-го класса предназначены занятия 1–3, 8, 17; для учащихся 10-го класса – занятия 1–10, 17; для учащихся 10-го класса – все 17 занятий.
Кроме литературы, указанной в программе, при проведении занятий используют подборки задач, предлагавшихся в разное время на городских, областных и Соросовских олимпиадах школьников по химии.

Программа курса
(34 ч, по 2 ч на занятие)

1. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.
Задачи по общетеоретическим разделам курса химии.
2. Задачи по химии галогенов.
3. Задачи по химии кислорода и серы.
4. Задачи по химии азота и фосфора.
5. Задачи по химии углерода и кремния.
6. Задачи по химии элементов главных подгрупп I–III групп периодической системы.
7. Задачи по химии d-элементов.
8. Задачи по теме «Растворы».
9. Задачи по теме «Электролиз».
10. Задачи по химии углеводородов и их галогенопроизводных.
11. Задачи по химии спиртов и фенолов.
12. Задачи по химии карбонильных соединений.
13. Задачи по химии карбоновых кислот.
14. Задачи по химии сложных эфиров и жиров.
15. Задачи по химии углеводов.
16. Задачи по химии аминов, нитросоединений, аминокислот, пептидов и белков.
17. Итоговое занятие. Решение комплексных задач.

ЛИТЕРАТУРА

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Издательский дом «Дрофа», 1999, 560 с.;
Кушнарев А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. М.: Школа-Пресс,
1999, 160 с.;
Оржековский П.А. и др. Всероссийская химическая олимпиада школьников. Книга для учителя. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996, 192 с.;
Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС, 1993, 83 с.;
Суворов А.В. и др. Увлекательный мир химических превращений. Оригинальные задачи по химии с решениями. СПб.: Химия, 1998, 168 с.

А.С.ГОРДЕЕВ,
учитель химии и экологии
гимназии № 20
(г. Донской, Тульская обл.)

Рейтинг@Mail.ru