ПЕРЕПИСКА
С ЧИТАТЕЛЕМ
Из опыта
работы |
Программа элективного курса
«Решение олимпиадных задач по химии»
для учащихся 9–11 классов
Традиционными стали предметные
олимпиады школьников старших классов по химии.
Чтобы удачно выступить на олимпиаде, прийти к
финишу в числе первых, надо знать маршрут и
препятствия, которые подстерегают каждого
участника, типы задач, уровень их сложности,
заготовленные организаторами состязаний
ловушки и подводные камни. Активному
использованию знаний и умений можно научиться,
лишь попадая в нестандартные ситуации, а для
этого нужны и соответствующие нестандартные
вопросы и задачи. Такие задачи нацелены на то,
чтобы развить умения и способности определять
характер химических превращений, предсказывать
продукты реакций. При решении этих задач
необходимо глубоко понимать свойства химических
элементов и на основе этого прогнозировать
реакционную способность химических веществ.
Кроме того, требуются химическая интуиция и
наблюдательность.
Главное предназначение данного элективного
курса состоит в том, чтобы познакомить будущих
участников химических олимпиад с основными
типами задач, предлагавшимися в прошлые годы на
городских, областных, Соросовских олимпиадах
школьников по химии.
Цели курса. Закрепить,
систематизировать и углубить знания учащихся по
химии; научить учащихся основным подходам к
решению нестандартных химических задач.
Для успешной работы по этому элективному курсу
необходимо, чтобы учащиеся владели прочными
знаниями в рамках гимназической программы
химического образования, важнейшими
вычислительными навыками, алгоритмами решения
типовых химических задач и задач повышенного
уровня трудности. Поэтому курс предназначен для
учеников 9–11-х классов, имеющих высокий уровень
знаний по химии и проявляющих повышенный интерес
к изучению этого предмета.
Программа курса рассчитана на одно учебное
полугодие (17 занятий по 2 ч каждое, всего 34 ч). Ряд
занятий можно проводить в разновозрастной
группе обучающихся (одновременно для учащихся 9-го,
10-го и 11-го классов). Для учащихся 9-го класса
предназначены занятия 1–3, 8, 17; для учащихся 10-го
класса – занятия 1–10, 17; для учащихся 10-го класса
– все 17 занятий.
Кроме литературы, указанной в программе, при
проведении занятий используют подборки задач,
предлагавшихся в разное время на городских,
областных и Соросовских олимпиадах школьников
по химии.
Программа курса
(34 ч, по 2 ч на занятие)
1. Вводное занятие. Знакомство с целями и
задачами курса, его структурой.
Задачи по общетеоретическим разделам курса
химии.
2. Задачи по химии галогенов.
3. Задачи по химии кислорода и серы.
4. Задачи по химии азота и фосфора.
5. Задачи по химии углерода и кремния.
6. Задачи по химии элементов главных подгрупп I–III
групп периодической системы.
7. Задачи по химии d-элементов.
8. Задачи по теме «Растворы».
9. Задачи по теме «Электролиз».
10. Задачи по химии углеводородов и их
галогенопроизводных.
11. Задачи по химии спиртов и фенолов.
12. Задачи по химии карбонильных соединений.
13. Задачи по химии карбоновых кислот.
14. Задачи по химии сложных эфиров и жиров.
15. Задачи по химии углеводов.
16. Задачи по химии аминов, нитросоединений,
аминокислот, пептидов и белков.
17. Итоговое занятие. Решение комплексных задач.
ЛИТЕРАТУРА
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии
для школьников и поступающих в вузы. М.:
Издательский дом «Дрофа», 1999, 560 с.;
Кушнарев А.А. Задачи по химии для
старшеклассников и абитуриентов. М.: Школа-Пресс,
1999, 160 с.;
Оржековский П.А. и др. Всероссийская
химическая олимпиада школьников. Книга для
учителя. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996,
192 с.;
Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии.
М.: МИРОС, 1993, 83 с.;
Суворов А.В. и др. Увлекательный мир
химических превращений. Оригинальные задачи по
химии с решениями. СПб.: Химия, 1998, 168 с.
А.С.ГОРДЕЕВ,
учитель химии и экологии
гимназии № 20
(г. Донской, Тульская обл.)
|