Школьная энциклопедия
Вышла в свет школьная энциклопедия
«Химия» (главный редактор академик Ю.А.Золотов.
М.: Большая Российская энциклопедия, 2003, 872 с.). Это
весьма важное событие для системы образования в
нашей стране. Редакция газеты обратилась к
одному из научных редакторов-консультантов этой
энциклопедии, профессору Э.Г.Ракову, с просьбой
рассказать о ней.
Солидный
том темно-малинового цвета с заголовками на
обложке «Золотой фонд. Школьная энциклопедия. Х И
М И Я», размашистой пестрой аббревиатурой «ШЭ»,
логотипами «Дрофа» (это издательство
участвовало в издании) и «БРЭ» наконец появился.
Наиболее близкая по направленности книга,
насколько мне известно, – это
«Энциклопедический словарь юного химика»
(составители В.А.Крицман и В.В.Станцо. М.:
Педагогика), который вышел вторым изданием в 1990
г., т. е. 13 лет назад. Попытаюсь принять его за
прототип и сравнить новую энциклопедию с ним.
По формату оба издания одинаковы (84х1081/16),
по объему энциклопедия почти втрое превосходит
словарь, имеющий 318 страниц. Оба издания содержат
алфавитный указатель, который в словаре занимает
три страницы, а в энциклопедии – целых двадцать.
Важно то, что и по числу статей энциклопедия
значительно превосходит словарь. Например, на
букву «А», не считая персоналий, в энциклопедии
почти 50 статей, а в словаре – меньше 20. Статей на
букву «Д» в энциклопедии в 8 раз больше, чем в
словаре. Соотношение количества статей на букву
«Ц» (еще одной буквы с небольшой частотой
употребления) – 13:4.
Вместе с тем нельзя сказать, что все описываемые
понятия были отнесены составителями
энциклопедии к важнейшим. Например, в
энциклопедии нет отдельных статей «Агрохимия»,
«Алхимия», «Аналитическая химия», которые есть в
словаре. Зато история развития химии, ее разделы
и основные черты удачно освещены в общей статье,
предваряющей основное содержание.
Оба издания (каждое по-своему) приводят биографии
выдающихся химиков и описание их вклада в науку,
при этом выбор имен для персоналий отличается
мало.
И энциклопедия, и словарь содержат много цветных
иллюстраций. Однако в энциклопедии каждая
иллюстрация удачно дополняет текст, а в словаре
некоторые рисунки даны скорее «для красоты».
Лишь золотое тиснение и пестрый рисунок на
обложке энциклопедии кажутся излишними.
Энциклопедия – не переводной труд и не
переиздание выпущенных ранее книг с устаревшим
содержанием, чем в последние годы грешат многие
коммерческие издательства. Она вполне
современна. В ней, например, содержатся сведения
о таких сравнительно новых понятиях, процессах,
веществах и материалах, как биосенсор (статья
«Химические методы анализа»), гемосорбция
(статья «Адсорбция»), «гептил» (статья
«Гидразин»), жидкие кристаллы, карбин и фуллерены
(статья «Углерод» и другие), катенаны, клатраты,
фильтр Петрянова (статья «Аэрозоли»), и о многих
других.
Школьная энциклопедия «Химия» – значительно
более содержательное, более строгое, более
«академичное» издание, чем словарь. Над ней
работал большой коллектив российских ученых, а
также сотрудников редакции химии издательства
Большая Российская энциклопедия, которые
использовали богатый опыт составления
пятитомной «Химической энциклопедии» (1988–1998; см.
заметку об этой энциклопедии в газете «Химия»,
1999, № 7).
Издание общеобразовательной энциклопедии (не о
динозаврах, дредноутах, викингах и тому подобных
анахронизмах) в наши дни – своего рода
подвижничество. О том, какое сейчас время,
говорят такие цифры: «Школьная энциклопедия»
выпущена тиражом всего 10 тыс., в то время как
второе издание «Энциклопедического словаря
юного химика» вышло в свое время тиражом 300 тыс.
экземпляров. По оценкам издателей (а они
наверняка проводили исследование читательского
спроса), интерес к школьной химии упал по
сравнению с советским периодом более чем в 30 раз.
Появление новой энциклопедии, конечно же, будет
способствовать изменению такого положения,
повысит интерес и к химии, и к точным наукам
вообще.
Мое участие как автора в энциклопедии
ограничилось всего несколькими статьями, но две
из них – «Материалы» и «Химическая экология» –
переработанные и сокращенные варианты
опубликованных в газете статей «Химия и
материалы» (см. «Химия», 1997, № 17) и «Химия и
экология» («Химия», 1997, № 33; 2000, № 43). Можно поэтому
сказать, что читатели газеты уже немного знакомы
со школьной энциклопедией «Химия».
Э.Г.РАКОВ
|