Ю.И.ПАХОМОВСборник
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Порядок работы | Задания | Наблюдения и выводы |
|---|---|---|
| В пробирку налить 0,5–1
мл раствора хлорида или сульфата меди(II) и
небольшими порциями прибавить раствор аммиака ( |
Написать уравнения происходящих реакций в молекулярной и ионной формах | … |
| В пробирку поместить
небольшой кусочек медной проволоки, прилить 2–3 мл раствора аммиака и в течение 3–5 мин несколько раз встряхнуть. Наблюдать за изменением цвета раствора, т.к. постепенно будет образовываться гидроксоаммиакат меди(II) |
Написать уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Учесть, что промежуточным продуктом является CuO (образуется за счет окисления меди кислородом воздуха). Назвать окислитель и восстановитель, определить соотношение между ними с учетом перехода электронов. Почему на животноводческих фермах усиленно корродируют медные провода и латунные изделия? Kак обнаружить присутствие солей меди в растворе, если в нем содержатся соли железа, алюминия и цинка? | … |
| Получить гидроксид меди(II), добавляя к 3–4 мл раствора медного купороса раствор щелочи до полного осаждения продукта (щелочь в избытке). Осадок взболтать и разделить на две части. K одной части добавить раствор глицерина (до исчезновения осадка и образования темно-синего раствора). Сравнить окраску продукта со второй частью осадка. Можно испытать действие реактива Cu(OH)2 на раствор глюкозы (обратиться к лаборанту) | Записать уравнения
реакций в молекулярной, ионной, а последнюю – в
структурной формах. Может ли эта реакция
считаться качественной на определенный класс
органических соединений – многоатомные спирты?
|
… |
| В пробирку налить 0,5–1
мл раствора хлорида кобальта(II) СоCl2.
Обратить внимание на слабо-розовую окраску
раствора за счет присутствия гидратированных
ионов кобальта |
Написать уравнение реакции между хлоридом кобальта(II) и соляной кислотой в молекулярной и ионной формах. Обосновать образование комплекса, указать его внутреннюю и внешнюю сферы | … |
| Налить в пробирку 0,5–1 мл раствора соли алюминия, прибавить к раствору по каплям раствор щелочи до появления осадка гидроксида алюминия (белесый, аморфный), который в избытке щелочи растворяется. Добавить в этот же раствор соляной кислоты | Написать уравнения реакций в молекулярной и ионной формах | … |
Практическая работа 6.
Коллоидные растворы
Цели. Повторить понятия о дисперсных
системах – однородных (гомогенных) и
неоднородных (гетерогенных), их классификации,
различии по степени дисперсности, промежуточном
характере коллоидных растворов, их
приготовлении, устойчивости и свойствах,
отличающихся и сходных с истинными растворами и
грубыми взвесями.
Оборудование и реактивы. Центрифуга,
воронка, стеклянные химические стаканы на 100 мл
(2 шт.), прибор Тиндаля (для поочередного
пользования), штатив с пробирками,
фильтровальная бумага, санитарная склянка; на
демонстрационном столе в склянках (с
этикетками) для выбора: молоко, Н2О (дистил.),
одеколон, стиральный порошок, растворы желатина,
мыла (С17Н35СООNa), галогенидов серебра,
водяная профильтрованная вытяжка из почвы,
нагретый раствор столярного клея (несколько
капель на 100 мл воды).
| Виды (размеры частиц, нм) | Примеры | Внешний вид и видимость частиц | Способность осаждаться | Способность к фильтрованию |
|---|---|---|---|---|
Грубодисперсные системы |
||||
| Суспензии
(нерастворимые частицы твердого вещества в
жидкости, > 100) |
Смесь глины с водой |
Мутные. Частицы видны невооруженным глазом |
Осаждаются легко, часто в течение нескольких минут | Задерживаются при общем фильтровании, например, фильтровальной бумагой |
Грубодисперсные системы |
||||
| Эмульсии (капельки
одной жидкости в другой, не смешивающейся с ней жидкости, > 100) |
Смесь растительного масла или бензина с водой | Мутные. Отдельные капли видны невооруженным глазом | Система быстро
распадается на два жидких слоя (масла и воды) |
Проходит через фильтр |
Тонкодисперсные системы |
||||
| Kоллоидные растворы (1–100) |
Раствор яичного белка в воде | Прозрачные. Частицы видны только под ультрамикроскопом |
Осаждаются в течение длительного времени |
Задерживаются только
ультрафильтрами с очень мелкими порами |
| Истинные растворы (< 1) |
Раствор сахара или хлорида натрия в воде | Прозрачные. Частицы не обнаруживаются даже под ультрамикроскопом |
Не осаждаются |
Фильтрами не задерживаются |
Дисперсные системы
При прохождении луча света через коллоидный раствор, помещенный в прибор Тиндаля, виден яркий световой конус, возникающий при рассеивании света коллоидными частицами. Молекулы дистиллированной воды, ионы растворов неорганических веществ, органические молекулы растворителя очень маленькие и не способны рассеивать проходящий свет.
| Порядок работы | Задания | Наблюдения и выводы |
|---|---|---|
| Работу проводить,
используя стеклянные химические стаканы на 100 мл,
в один из которых налить дистиллированную воду, а
во второй – один из предложенных растворов.
Стаканы поочередно помещать в прибор Тиндаля,
наблюдая за прохождением через них света
|
Описать, какие из предложенных дисперсных систем образуют светящийся конус Тиндаля, а какие нет. Сделать вывод о характере этих систем: суспензия, эмульсия, коллоидный или истинный растворы. В чем отличие коллоидных растворов от грубодисперсных систем и от истинных растворов? Kаково строение коллоидных частиц? | ... |





