Единый государственный экзамен: что было и как быть?В этом учебном году (2003/04) единый
государственный экзамен (ЕГЭ) сдают по желанию
учащиеся пяти округов г. Москвы (как экзамен по
выбору). Как лучше подготовиться к этому
испытанию? Имея на руках материалы пяти из сорока
вариантов работ ЕГЭ 2002 г., рассмотрим типовые
вопросы. ЗаданияЧасть 1А1. Число электронов в атоме (подразумевается нейтральный атом) равно: 1) числу нейтронов; А2. В каком ряду химические элементы расположены в порядке уменьшения их атомного радиуса? 1) Rb, К, Nа, Li; А3. Элементу с зарядом ядра атома +12 соответствует высший оксид: 1) ЭО; А4. Веществами молекулярного строения являются: 1) NаСl (тв.), Nа2СO3 (тв.), графит; A5. Какая химическая связь возникает между атомами элементов с атомными номерами 8 и 16? 1) Ионная; А6. Ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму, присутствует в соединении: 1) NаСl; А7. Постоянную степень окисления в соединениях имеет атом элемента: 1) Сl; А8. Алмаз имеет кристаллическую решетку: 1) ионную; А9. Самым тугоплавким веществом из перечисленных является: 1) Нg; A10. Укажите два класса соединений, имеющих общую электронную формулу СnН2nО2: 1) простые эфиры и жиры; A11. Аллотропными формами являются вещества группы: 1) кислород и озон; A12. Осно'вные свойства проявляет высший оксид элемента: 1) серы; А13. В ряду Ве–Мg–Са максимальная степень окисления: 1) увеличивается, т.к. увеличивается число
электронных слоев в атоме; А14. Какой из частиц соответствует электронная формула 1s22s22р63s23р6? 1) F–; А15. Для всех кислот характерно взаимодействие с: 1) металлами; А16. Нитрат кальция можно получить при взаимодействии: 1) оксида кальция и нитрата бария; А17. Какая из формул соответствует выражению степени диссоциации электролитов? 1) = n/N; А18. Уравнению реакции Zn(ОН)2 + Н2SО4 = ZnSО4 + 2Н2О соответствует сокращенное ионное уравнение: 1) H+ + ОН- = Н2О; А19. Какой из процессов с участием воды не является окислительно-восстановительным? 1) NаН + Н2О = NаОН + Н2; А20. Отличие гомологов друг от друга состоит в: 1) качественном составе; Комментарий. «Верный» ответ – 2, так
надо отвечать. Но ведь это не соответствует
реальному положению дел. Линейные алканы –
гомологи по отношению друг к другу. Можно
договориться (хотя этого нет в школьных
учебниках), что у линейных алкенов и алкинов
гомологами являются такие соединения, у которых
кратные связи имеют одинаковые номера, например
бутен-2 и пентен-2. Можно ли считать, что бензол и
толуол (метилбензол) не отличаются по
химическому строению и по химическим свойствам?
Ведь первый устойчив к действию окислителей, а
второй довольно легко окисляется. Зачем такие
дискуссионные вопросы задавать на ЕГЭ? А21. Свойства каждого атома в молекуле органического вещества зависят: 1) только от его природы; А22. Двойственные свойства проявляет каждое из веществ, указанных в паре: 1) ацетальдегид и муравьиная кислота; Комментарий Что означает понятие
«двойственные свойства»? Это ноу-хау
составителей вопросов? Наверное, они хотели
спросить о способности вещества вступать в
реакции по разным функциональным группам
молекулы. Муравьиная кислота HСООН проявляет свойства и
кислоты, и альдегида. А23. Из числа данных веществ: а) СН3–СН2–СН2–СН=СН2; изомерами являются: 1) а, в; А24. Этиловый спирт не вступает в реакции с: 1) разрывом связи О–Н; Комментарий. Чтобы удовлетворить ожидаемому ответу 4, придется принять на веру, что спирт не горит: С2Н5ОН + 3О2 2СО2 + 3Н2О. Далее мы будем пропускать некоторые вопросы. А26. При взаимодействии стеарата натрия с серной кислотой образуются: 1) сульфат натрия и стеариновая кислота; А27. Укажите уравнение, соответствующее полному сгоранию нитропропана в кислороде без катализатора: 1) 4С3Н7NО2 + 19О2 = 12СО2
+ 14H2О + 4NО2; Комментарий. В каком учебнике говорится о продуктах сгорания нитроалканов? Приводится горение и окисление аммиака. Но ведь в NH3 и в нитросоединениях (RNО2) степени окисления атома азота разные. Аммиак и амины окисляются до азота N2, сгорая на воздухе. Напротив, азот нитрогруппы, чтобы превратиться в N2 в этих условиях, должен восстановиться. Почему это должны знать школьники? А28. Какое из веществ не вступает в реакцию с раствором перманганата калия? 1) Толуол; А29. Фенолы отличаются от одноатомных предельных спиртов способностью: 1) реагировать с активными металлами; Комментарий. Фенолы практически не реагируют с галогеноводородами, тогда как спирты легко превращаются в галогеноалканы: А вот о способности образовывать комплексные соединения ни в программе, ни в учебниках ничего не говорится. Ответ же – 4. А30. Осно'вные свойства соединений в ряду С6Н5NН2–СН3NН2–(СН3)2NН: 1) усиливаются; А31. Для обнаружения в составе белков остатков ароматических аминокислот используют реакцию: 1) ксантопротеиновую; А32. Оксид азота(II) является: 1) осно'вным; А33. Пропан вступает в реакцию с: 1) металлическим натрием; А34. Число аминокислот, полученных при полном гидролизе соединения равно: 1) 5; А35. Химическая реакция является экзотермической, если разница между суммарной энергией связей в исходных веществах и суммарной энергией связей в продуктах реакции: 1) больше нуля; А36. Во сколько раз изменится скорость реакции 2А + В = 2С, если концентрацию вещества А уменьшить в 2 раза? 1) Увеличится в 4 раза; Комментарий. Мы сами должны догадаться, что реагент А – газ. А40. Сокращенное ионное уравнение реакции Аl3+ + 3ОН- = Аl(ОН)3 соответствует взаимодействию: 1) хлорида алюминия с водой; А41. В водных растворах дихромат калия: 1) проявляет только окислительные свойства; Комментарий. Дихромат калия вступает в реакции обмена и в реакции других типов, например: К2Сr2О7 + 2KОН = 2К2СrО4 + Н2О. При этом он образует новые вещества не в окислительно-восстановительных реакциях, т.е. наряду с ожидаемым ответом 1 верным оказывается также ответ 4. А42. Гидролизу не подвергается:
А44. Для получения кислорода в лаборатории нельзя использовать: 1) перманганат калия; Комментарий. Дихромат калия вступает в реакции обмена и в реакции других типов, например: Выделенное слово «нельзя» воспринимается в значении запрета. Поскольку в школы уже лет 30 не поступает бертолетова соль, а многие слышали, что она взрывается, первое движение – выбрать ответ 3. А45. Какой углевод в организме человека играет главную роль в энергетическом обмене? 1) Фруктоза; Часть 2B1. Запишите число нейтронов в атоме фосфора-31. Ответ. … (цифрами). B2. Впишите пропущенное слово: «Химическая связь в сплаве Sn–Pb – … ». B3. Сколько всего -связей в молекуле бензола? Ответ. … (цифрами). В4. Расположите перечисленные вещества в ряд по мере усиления их кислотных свойств: 1) фенол; Ответ. … . В5. В ответе впишите пропущенное слово в нужном по смыслу падеже: «В состав природных жиров входят карбоновые кислоты только с … числом атомов углерода». B6. Какое вещество обычно добавляют в смесь этанола и хлороводорода, чтобы сместить равновесие в сторону продуктов реакции? Запишите название этого вещества в именительном падеже без пробелов. Ответ. … . B7. Запишите название вещества, полимеризацией которого получают волокно капрон. Ответ. … . B8. Впишите пропущенное слово: «Сырьем для промышленного производства ацетатного волокна служит … ». B9. Общая сумма всех коэффициентов в полном и сокращенном ионных уравнениях реакции между нитратом серебра и гидроксидом натрия равна … . (Ответ запишите цифрами.) B10. Впишите пропущенное слово: «Жидким продуктом перегонки нефти, представляющим собою смесь углеводородов, является … ». Комментарий. Из жидких продуктов: петролейный эфир, бензин, лигроин, газойль, керосин, солярка, дизельное топливо – надо выбрать бензин. А если кто-то не угадает, зачтется ли ему? Часть 3С1. Температурный коэффициент реакции равен 1,87. Как и во сколько раз изменится скорость разложения муравьиной кислоты, если понизить температуру с 25 °С до 5 °С? Комментарий. Во-первых, температурный
коэффициент имеет дробное значение. Во-вторых,
тема «Скорость химической реакции» – мимолетная
в школьном курсе химии. Жаль, но это типичное
отсекающее задание, тем более при сумасшедшей
нагрузке (60 вопросов за 3 ч). С2. В абсолютном (безводном) этаноле растворили немного фенолфталеина, затем бросили небольшой кусочек натрия. Когда реакция закончилась, добавили несколько капель дистиллированной воды. Опишите, как изменялась окраска индикатора в каждом растворе и что еще увидел экспериментатор. С помощью уравнений реакций объясните его наблюдения. Комментарий. Этот вопрос, как, впрочем, практически все вопросы из части 3, плохо структурирован. Даже если все знаешь, нет уверенности в правильности ответа. С3. В схеме окислительно-восстановительной реакции KOH + Cl2 KCl + KClO3 + H2O расставьте коэффициенты любым известным вам способом. Напишите названия элемента-окислителя и элемента-восстановителя и укажите степени окисления элементов. С4. Какое из оснований сильнее – аммиак или диметиламин? Объясните почему. Приведите уравнения реакций, подтверждающих осно'вные свойства этих соединений. С5. В раствор пропанола в толуоле поместили натрий. Объем выделившегося водорода, приведенный к нормальным условиям, составил 112 мл. Чему равна масса спирта, вступившего в реакцию? Ответы на заданияЧасть 1A1 – 2, A2 – 1, A3 – 1, A4
– 2, A5 – 2, A6 – 3, A7 – 4, A8
– 3, A9 – 3, A10 – 3, A11 – 1, A12
– 3, Часть 2B1 – 16, B2 – металлическая, В3
– 12, В4 – 312, В5 – четным, В6
– серная кислота, Часть 3С1. Скорость реакции уменьшится в 3,5
раза – 1 балл. С2. При добавлении натрия к
абсолютному этанолу выделился водород – 1 балл. 2С2Н5ОН + 2Nа 2С2Н5ONa + Н2 – 1 балл. При добавлении воды этилат натрия гидролизовался, раствор окрасился в малиновый цвет – 1 балл. С2Н5ОNа + Н2О С2Н5ОН + NаОН – 1 балл. С3. Правильно определены степени окисления – 1
балл. С4. Написана электронная или
структурная формула аммиака – 1 балл. Комментарий. На самом деле метильные группы проявляют положительный индуктивный эффект! А о том, что диметиламин как основание сильнее, чем аммиак, в ответе ни слова. С5. 2Na + 2C3H7OH = 2C3H7ONa + H2 – 2 балла. (H2) = 0,005
моль – 1 балл. РЕЗЮМЕ. Итоговая аттестация школьников в форме ЕГЭ – интересное нововведение. Ведь с ее помощью можно весьма объективно оценивать знания учащихся, дать им возможность поступить в вуз без дополнительных вступительных экзаменов. Однако нужно отметить некоторые слабые места предлагаемых тестов. Первое – непомерно большой объем предлагаемого всем материала: 60 вопросов. При этом встречаются очень длинные вопросы, которые трудно понять. Второе – попадаются некорректные вопросы, на которые нет однозначных ответов или даны ошибочные ответы. Третье – нет ясности, как выводится итоговая оценка. ЛИТЕРАТУРАКаверина А.А., Добротин Д.Ю., Снастина М.Г. и др.
Единый государственный экзамен-2002. Контрольные
измерительные материалы. Химия. М.: Просвещение,
2003, 142 с.; Г.Н.ШИМАНСКАЯ,
|