РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ |
Проект федерального компонента
государственного образовательного
стандарта общего образования
Уважаемые читатели!
Хотим обратить ваше внимание на то, что
публикуемый документ не является директивным и
обязательным для немедленного внедрения в
практику. В совместном документе Минобразования
РФ и РАО «О проекте федерального компонента
государственного стандарта общего образования и
федерального базисного учебного плана для
образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего
образования» от 23.12.2003 г.
(№ 21/12) дословно сказано:
«Рекомендовать Министерству образования
Российской Федерации утвердить федеральный
компонент государственного стандарта общего
образования, федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования, и начать их
поэтапное введение в действие: с 01.09.2005 для
предпрофильного обучения в 9-х классах; с 01.09.2006 в
1-х, 5-х и 10-х классах».
Так что у вас есть возможность высказать свое
мнение о качестве стандарта по химии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
Изучение химии в основной школе направлено
на достижение следующих целей:
· освоение важнейших знаний об
основных понятиях и законах химии, химической
символике;
· овладение умениями наблюдать
химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе
химических формул веществ и уравнений
химических реакций;
· развитие познавательных
интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента и
самостоятельного приобретения знаний по химии в
соответствии с возникающими жизненными
потребностями;
· воспитание отношения к химии как к
одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой
культуры;
· применение полученных знаний и
умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Методы познания веществ и химических
явлений
Химия как часть естествознания. Химия – наука о
веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование*. Понятие о химическом анализе и
синтезе.Экспериментальное изучение
химических свойств неорганических и
органических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений
реакций: 1) массовой доли химического элемента в
веществе; 2) массовой доли растворенного вещества
в растворе; 3) количества вещества, массы или
объема по количеству вещества, массе или объему
одного из реагентов или продуктов реакции.
Вещество
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии.
Знаки химических элементов, химические формулы.
Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная
единица массы. Количество вещества, моль.
Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные
смеси: воздух, природный газ, нефть, природные
воды.
Качественный и количественный состав вещества.
Простые и сложные вещества. Основные классы
неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и
периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и
электроны. Изотопы. Строение электронных
оболочек атомов первых 20 элементов
периодической системы Д.И.Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы
химических связей: ковалентная (полярная и
неполярная), ионная, металлическая. Понятие о
валентности и степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном
состоянии. Кристаллические и аморфные вещества.
Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная и металлическая).
Химическая реакция
Химическая реакция. Условия и признаки
химических реакций. Сохранение массы веществ при
химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным
признакам: числу и составу исходных и полученных
веществ; изменению степеней окисления
химических элементов; поглощению или выделению
энергии. Понятие о скорости химических реакций.
Катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных
растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы.
Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация
кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции.
Окислитель и восстановитель.
Элементарные основы неорганической
химии
Свойства простых веществ (металлов и
неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов.
Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и
сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная
кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее
соли.
Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы.
Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их
соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Первоначальные представления об
органических веществах
Первоначальные сведения о строении
органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые
кислоты (уксусная, стеариновая) как
представители кислородсодержащих органических
соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы,
белки.
Представления о полимерах на примере
полиэтилена.
Экспериментальные основы химии
Правила работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Правила
безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ.
Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение
кристаллов солей. Проведение химических реакций
в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение
химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на
газообразные вещества и ионы в растворе.
Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Химия и жизнь
Человек в мире веществ, материалов и химических
реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты;
проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и
углеводов. Консерванты пищевых продуктов
(поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и
поделочные материалы (мел, мрамор, известняк,
стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и
природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и
химических реакций в повседневной жизни.
Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая
химическая грамотность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
· химическую символику: знаки
химических элементов, формулы химических
веществ и уравнения химических реакций;
· важнейшие химические понятия:
химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион,
химическая связь, вещество, классификация
веществ, моль, молярная масса, молярный объем,
химическая реакция, классификация реакций,
электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель,
окисление и восстановление;
· основные законы химии:
сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
уметь
· называть: химические элементы,
соединения изученных классов;
· объяснять: физический смысл
атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода, к которым
элемент принадлежит в периодической системе
Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств
элементов в пределах малых периодов и главных
подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
· характеризовать: химические
элементы (от водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе Д.И.Менделеева
и особенностей строения их атомов; связь между
составом, строением и свойствами веществ;
химические свойства основных классов
неорганических веществ;
· определять: состав веществ по
их формулам, принадлежность веществ к
определенному классу соединений, типы
химических реакций, валентность и степень
окисления элемента в соединениях, тип химической
связи в соединениях, возможность протекания
реакций ионного обмена;
· составлять: формулы
неорганических соединений изученных классов;
схемы строения атомов первых 20 элементов
периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения
химических реакций;
· обращаться с химической
посудой и лабораторным оборудованием;
· распознавать опытным путем:
кислород, водород, углекислый газ, аммиак;
растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-,
карбонат-ионы;
· вычислять: массовую долю
химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; количество
вещества, объем или массу по количеству вещества,
объему или массе реагентов или продуктов
реакции;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
для:
· безопасного обращения с веществами и
материалами;
· экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
· оценки влияния химического
загрязнения окружающей среды на организм
человека;
· критической оценки информации о
веществах, используемых в быту;
· приготовления растворов заданной
концентрации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение химии в старшей школе на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о химической
составляющей естественно-научной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и
теориях;
· овладение умениями применять
полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки
роли химии в развитии современных технологий и
получении новых материалов;
· развитие познавательных
интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения
химических знаний с использованием различных
источников информации, в том числе компьютерных;
· воспитание убежденности в
позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного
отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
· применение полученных знаний и
умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Методы познания в химии
Научные методы познания веществ и химических
явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование
химических процессов.
Теоретические основы химии
Современные представления о строении атома. Атом.
Изотопы. Атомные орбитали.
s-, p-, d-Элементы. Особенности
строения электронных оболочек атомов переходных
элементов. Периодический закон и
периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева.
Химическая связь. Ковалентная связь и ее
разновидности, механизмы образования. Пространственное
строение молекул. Электроотрицательность.
Степень окисления и валентность химических
элементов. Ионная связь. Катионы и анионы.
Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество. Качественный и количественный
состав вещества. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения. Закон постоянства
состава.
Представления о строении газообразных, жидких
и твердых веществ.
Причины многообразия веществ: изомерия,
гомология, аллотропия, изотопия.
Явления, происходящие при растворении веществ, –
разрушение кристаллической решетки, диффузия,
диссоциация, гидратация, гидролиз. Тепловые
явления при растворении.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение
как физико-химический процесс. Тепловые явления
при растворении. Способы выражения
концентрации растворов: массовая доля
растворенного вещества, молярная концентрация.
Диссоциация электролитов в водных растворах.
Сильные и слабые электролиты.
Золи, гели, понятие о коллоидах.
Химические реакции. Классификация
химических реакций в неорганической и
органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз
неорганических и органических соединений.
Среда водных растворов: кислая, нейтральная,
щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз
растворов и расплавов.
Тепловой эффект химической реакции.
Термохимические уравнения.
Скорость реакции, ее зависимость от различных
факторов. Энергия активации. Катализ.
Общие представления о механизмах химических
превращений. Энергия активации.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и
способы его смещения.
Неорганическая химия
Классификация неорганических соединений.
Химические свойства основных классов
неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений
металлов. Общие способы получения металлов.
Сплавы: черные и цветные. Понятие о коррозии
металлов. Способы защиты от коррозии. Свойства
переходных металлов на примере железа.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные
свойства типичных неметаллов. Общая
характеристика главных подгрупп неметаллов на
примере галогенов (от фтора до йода).
Благородные газы.
Органическая химия
Классификация и номенклатура органических
соединений. Химические свойства основных
классов органических соединений.
Теория строения органических соединений.
Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные
группы. Гомологический ряд, гомологи. Изомерия:
структурная, пространственная. Типы
химических связей в молекулах органических
соединений.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины,
арены. Природные источники углеводородов: нефть
и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно- и
многоатомные спирты, фенол, альдегиды и кетоны,
одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры,
жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты,
белки. Понятие о нуклеиновых кислотах.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Генетическая связь между классами
органических соединений. Взаимосвязь между
неорганическими и органическими веществами.
Экспериментальные основы химии
Правила работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Правила
безопасности при работе с едкими, горючими и
токсичными веществами.
Методы разделения смесей и очистки веществ.
Приготовление растворов. Проведение химических
реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение
химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ.
Измерение физических свойств веществ (масса,
объем, плотность). Определение характера среды.
Индикаторы. Качественные реакции на
неорганические вещества и ионы, отдельные классы
органических соединений.
Химия и жизнь
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты,
витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы,
связанные с применением лекарственных
препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и
углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие
средства. Правила безопасной работы со
средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и
поделочные материалы. Вещества, используемые в
полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Принципы промышленного получения важнейших
веществ из природного сырья на примере
производства серной кислоты и переработки нефти.
Получение высокомолекулярных веществ.
Минеральные удобрения как источники азота,
фосфора, калия и микроэлементов в почве.
Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и
химических реакций в повседневной жизни.
Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая
химическая грамотность.
Источники химической информации: учебные и
научно-популярные издания, компьютерные базы
данных, ресурсы Интернета, средства массовой
информации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии на базовом
уровне ученик должен
знать / понимать
· важнейшие химические понятия:
вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион,
аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень
окисления, моль, молярная масса, молярный объем,
вещества молекулярного и немолекулярного
строения, растворы, электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление,
тепловой эффект реакции, скорость химической
реакции, катализ, химическое равновесие,
углеродный скелет, функциональная группа,
изомерия, гомология;
· основные законы химии: сохранения
массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
· основные теории химии:
химической связи, электролитической
диссоциации, строения органических соединений;
· важнейшие вещества и материалы:
основные металлы и сплавы, серная, соляная,
азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак,
минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен,
бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза,
крахмал, клетчатка, белки, искусственные и
синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
· называть изученные вещества
по «тривиальной» или международной
номенклатуре;
· определять: валентность и
степень окисления химических элементов, тип
химической связи в соединениях, заряд иона,
характер среды в водных растворах
неорганических соединений, окислитель и
восстановитель, принадлежность веществ к
различным классам органических соединений;
· характеризовать: элементы
малых периодов по их положению в периодической
системе Д.И.Менделеева; общие химические
свойства металлов, неметаллов, основных классов
неорганических и органических соединений;
строение и химические свойства изученных
органических соединений;
· объяснять: зависимость
свойств веществ от их состава и строения; природу
химической связи (ионной, ковалентной,
металлической), зависимость скорости химической
реакции и положения химического равновесия от
различных факторов;
· выполнять химический эксперимент
по распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ;
· проводить самостоятельный
поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для
обработки и передачи химической информации и ее
представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
для:
· объяснения химических явлений,
происходящих в природе, быту и на производстве;
· определения возможности протекания
химических превращений в различных условиях и
оценки их последствий;
· экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
· оценки влияния химического
загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
· безопасного обращения с горючими и
токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
· приготовления растворов заданной
концентрации в быту и на производстве;
· критической оценки достоверности
химической информации, поступающей из разных
источников.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение химии в старшей школе на
профильном уровне направлено на достижение
следующих целей:
· освоение системы знаний,
основанных на фундаментальных законах, теориях и
фактах химии
и необходимых для понимания научной картины
мира;
· овладение умениями:
характеризовать вещества, материалы и
химические реакции; выполнять лабораторные
эксперименты; проводить расчеты по химическим
формулам и уравнениям; осуществлять поиск
химической информации и оценивать ее
достоверность; ориентироваться и принимать
решения в проблемных ситуациях;
· развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения химической
науки и ее вклада в технический прогресс
цивилизации, сложных и противоречивых путей
развития идей, теорий и концепций современной
химии;
· воспитание убежденности в том, что
химия – мощный инструмент воздействия на
окружающую среду, и чувства ответственности за
применение полученных знаний и умений;
· применение полученных знаний и
умений для: безопасной работы с веществами в
лаборатории, быту и на производстве; решения
практических задач в повседневной жизни;
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде; проведения
исследовательских работ; сознательного выбора
профессии, связанной с химией.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Методы научного познания
Научные методы исследования химических
веществ и превращений. Роль химического
эксперимента в познании природы. Моделирование
химических явлений. Взаимосвязь химии, физики,
математики и биологии. Естественно-научная
картина мира.
Основы теоретической химии
Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны.
Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона.
Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение
электронов по орбиталям. Электронная
конфигурация атома. Валентные электроны.
Основное и возбужденные состояния атомов.
Современная формулировка периодического закона
и современное состояние периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева. Электронные
конфигурации атомов переходных элементов.
Молекулы и химическая связь. Ковалентная
связь, ее разновидности и механизмы образования.
Характеристики ковалентной связи. Комплексные
соединения. Электроотрицательность. Степень
окисления и валентность. Гибридизация атомных
орбиталей. Пространственное строение молекул.
Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая
связь. Водородная связь. Межмолекулярные
взаимодействия. Единая природа химических
связей.
Вещества молекулярного и немолекулярного
строения. Современные представления о строении
твердых, жидких и газообразных веществ.
Причины многообразия веществ: изомерия,
гомология, аллотропия, изотопия.
Классификация и номенклатура неорганических и
органических веществ.
Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные
системы. Истинные растворы. Растворение как
физико-химический процесс. Тепловые явления при
растворении. Способы выражения концентрации
растворов: массовая доля растворенного вещества,
молярная и моляльная концентрации.
Химические реакции, их классификация в
неорганической и органической химии.
Закономерности протекания химических реакций.
Тепловые эффекты реакций. Термохимические
уравнения. Понятие об энтальпии и энтропии.
Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из
него.
Скорость реакции, ее зависимость от различных
факторов. Закон действующих масс. Элементарные и
сложные реакции. Механизм реакции. Энергия
активации. Катализ и катализаторы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие.
Константа равновесия. Смещение равновесия под
действием различных факторов. Принцип Ле
Шателье.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые
электролиты. Константа диссоциации. Реакции
ионного обмена. Произведение растворимости.
Кислотно-основные взаимодействия в растворах.
Амфотерность. Ионное произведение воды.
Водородный показатель (рН) раствора.
Гидролиз органических и неорганических
соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Методы
электронного и электронно-ионного баланса. Ряд
стандартных электродных потенциалов. Коррозия
металлов и способы защиты от нее. Химические
источники тока. Электролиз растворов и
расплавов.
Неорганическая химия
Характерные химические свойства металлов,
неметаллов и основных классов неорганических
соединений.
Водород. Изотопы водорода. Соединения
водорода с металлами и неметаллами. Вода.
Пероксид водорода.
Галогены. Галогеноводороды. Галогениды.
Кислородсодержащие соединения хлора.
Кислород. Оксиды и пероксиды. Озон.
Сера. Сероводород и сульфиды. Оксиды серы.
Сернистая и серная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак, соли аммония. Оксиды азота.
Азотистая и азотная кислоты и их соли.
Фосфор. Фосфин. Оксиды фосфора. Фосфорные
кислоты. Ортофосфаты.
Углерод. Метан. Карбиды кальция, алюминия и
железа. Угарный и углекислый газы. Угольная
кислота и ее соли.
Кремний. Силан. Оксид кремния(IV). Кремниевые
кислоты, силикаты.
Благородные газы.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их
соединения.
Алюминий и его соединения.
Переходные элементы (медь, серебро, цинк, ртуть,
хром, марганец, железо) и их соединения.
Комплексные соединения переходных элементов.
Общие способы получения металлов. Понятие о
металлургии. Сплавы (черные и цветные).
Органическая химия
Теория строения органических соединений.
Углеродный скелет. Радикал. Функциональная
группа. Гомологи и гомологический ряд.
Структурная и пространственная изомерия. Типы
связей в молекулах органических веществ и способы
их разрыва.
Типы реакций в органической химии. Ионный и
радикальный механизмы реакций.
Алканы и циклоалканы. Алкены, диены. Алкины.
Бензол и его гомологи. Стирол.
Галогенопроизводные углеводородов.
Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы.
Простые эфиры. Альдегиды и кетоны. Карбоновые
кислоты. Функциональные производные карбоновых
кислот. Сложные эфиры неорганических и
органических кислот. Жиры, мыла.
Углеводы. Моносахариды, дисахариды,
полисахариды.
Нитросоединения. Амины. Анилин.
Аминокислоты. Пептиды. Белки. Структура белков.
Пиррол. Пиридин. Пиримидиновые и пуриновые
основания, входящие в состав нуклеиновых кислот.
Представление о структуре нуклеиновых кислот.
Высокомолекулярные соединения. Реакции
полимеризации и поликонденсации.
Экспериментальные основы химии
Правила работы в лаборатории. Лабораторная
посуда и оборудование. Правила безопасности при
работе с едкими, горючими и токсичными
веществами.
Физические методы разделения смесей и очистки
веществ. Кристаллизация, экстракция,
дистилляция.
Синтез органических и неорганических
газообразных веществ.
Синтез твердых и жидких веществ. Органические
растворители.
Качественный и количественный анализ веществ.
Определение характера среды. Индикаторы.
Качественные реакции на неорганические вещества
и ионы. Идентификация органических соединений,
обнаружение функциональных групп. Измерение
физических свойств веществ (масса, объем,
плотность). Современные физико-химические методы
установления структуры веществ. Химические
методы разделения смесей.
Химия и жизнь
Химические процессы в живых организмах.
Биологически активные вещества. Химия и
здоровье. Проблемы, связанные с применением
лекарственных препаратов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие
средства. Правила безопасной работы со
средствами бытовой химии.
Общие принципы химической технологии. Природные
источники химических веществ.
Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Новые
вещества и материалы в технике.
Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и
химических реакций в современной жизни.
Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Источники химической информации: учебные,
научные и научно-популярные издания,
компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии на профильном
уровне ученик должен
знать / понимать
· роль химии в естествознании,
ее связь с другими естественными науками,
значение в жизни современного общества;
· важнейшие химические понятия:
вещество, химический элемент, атом, молекула,
масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия,
нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали,
химическая связь, электроотрицательность,
валентность, степень окисления, гибридизация
орбиталей, пространственное строение молекул,
моль, молярная масса, молярный объем, вещества
молекулярного и немолекулярного строения,
комплексные соединения, дисперсные системы,
истинные растворы, электролитическая
диссоциация, кислотно-основные реакции в водных
растворах, гидролиз, окисление и восстановление,
электролиз, скорость химической реакции,
механизм реакции, катализ, тепловой эффект
реакции, энтальпия, теплота образования,
энтропия, химическое равновесие, константа
равновесия, углеродный скелет, функциональная
группа, гомология, структурная и
пространственная изомерия, индуктивный и
мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил,
основные типы реакций в неорганической и
органической химии;
· основные законы химии: закон
сохранения массы веществ, периодический закон,
закон постоянства состава, закон Авогадро, закон
Гесса, закон действующих масс в кинетике и
термодинамике;
· основные теории химии:
строения атома, химической связи,
электролитической диссоциации, кислот и
оснований, строения органических соединений
(включая стереохимию), химическую кинетику и
химическую термодинамику;
· классификацию и номенклатуру
неорганических и органических соединений;
· природные источники
углеводородов и способы их переработки;
· вещества и материалы, широко
используемые в практике: основные металлы и
сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные
удобрения, минеральные и органические кислоты,
щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин,
метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин,
формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза,
сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты,
белки, искусственные волокна, каучуки,
пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
· называть изученные вещества
по «тривиальной» и международной номенклатурам;
· определять: валентность и
степень окисления химических элементов, заряд
иона, тип химической связи, пространственное
строение молекул, тип кристаллической решетки,
характер среды в водных растворах, окислитель и
восстановитель, направление смещения равновесия
под влиянием различных факторов, изомеры и
гомологи, принадлежность веществ к различным
классам органических соединений, характер
взаимного влияния атомов в молекулах, типы
реакций в неорганической и органической химии;
· характеризовать: s- , p- и
d-элементы по их положению в периодической
системе Д.И.Менделеева; общие химические
свойства металлов, неметаллов, основных классов
неорганических соединений; строение и свойства
органических соединений (углеводородов, спиртов,
фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот,
аминов, аминокислот и углеводов);
· объяснять: зависимость
свойств химического элемента и образованных им
веществ от положения в периодической системе
Д.И.Менделеева; зависимость свойств
неорганических веществ от их состава и строения;
природу и способы образования химической связи;
зависимость скорости химической реакции от
различных факторов; зависимость реакционной
способности органических соединений от строения
их молекул;
· выполнять химический эксперимент
по: распознаванию важнейших
неорганических и органических веществ;
получению конкретных веществ, относящихся к
изученным классам соединений;
· проводить расчеты по
химическим формулам и уравнениям реакций;
· осуществлять самостоятельный
поиск химической информации с использованием
различных источников (справочных, научных и
научно-популярных изданий, компьютерных баз
данных, ресурсов Интернета); использовать
компьютерные технологии для обработки и
передачи информации и ее представления в
различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
для:
· понимания глобальных проблем, стоящих
перед человечеством, – экологических,
энергетических и сырьевых;
· объяснения химических явлений,
происходящих в природе, быту и на производстве;
· экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
· оценки влияния химического
загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
· безопасной работы с веществами в
лаборатории, быту и на производстве;
· определения возможности протекания
химических превращений в различных условиях и
оценки их последствий;
· распознавания и идентификации
важнейших веществ и материалов;
· оценки качества питьевой воды и
отдельных пищевых продуктов;
· критической оценки достоверности
химической информации, поступающей из различных
источников.
* Курсивом в тексте выделен материал,
который подлежит изучению, но не включается в
требования к уровню подготовки выпускников. |