Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №9/2004

Я ИДУ НА УРОК

Обобщение сведений о
важнейших классах
неорганических соединений

Практическая работа (1 ч) 8 класс

Работа содержит экспериментальные задачи с различным уровнем сложности. Выполняя их, каждый ученик должен оценить свои возможности, а учитель – возможности каждого ученика. Ученику предлагается выбрать из предложенных заданий те, с которыми он сможет справиться в течение урока. Задание, обозначенное звездочкой, – для учащихся, выполнивших успешно предыдущие задачи.

Цель. Уметь составлять план решения экспериментальных задач, экспериментально доказывать принадлежность вещества к данному классу неорганических соединений. Знать химические свойства основных классов неорганических соединений, правила техники безопасности.
Оборудование и реактивы приведены для каждой задачи после ее условия.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!

Тушить спиртовку только колпачком (а); запрещается зажигать одну спиртовку от другой, передавать спиртовку в зажженном виде (б); запрещается пробовать вещества на вкус (в); запрещается брать вещества руками (г); запрещается выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты (д); запрещается менять пробки и пипетки от различных банок или склянок (е); работать только над столом (ж); смыть водой, затем нейтрализующим веществом реактив, если он попал на кожу или одежду (з); собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду (и)

Тушить спиртовку только колпачком (а);
запрещается зажигать одну спиртовку от другой,
передавать спиртовку в зажженном виде (б);
запрещается пробовать вещества на вкус (в);
запрещается брать вещества руками (г);
запрещается выливать или высыпать
остатки реактивов в склянки и банки,
из которых они были взяты (д);
запрещается менять пробки и пипетки
от различных банок или склянок (е);
работать только над столом (ж);
смыть водой, затем нейтрализующим веществом реактив,
если он попал на кожу или одежду (з);
собирайте остатки веществ в
специально предназначенную посуду (и)

Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей практической работы, и выбирают из предложенных задачу, которую можно выполнить за урок. Для подготовки к работе необходимо использовать материал учебника 8-го класса авторов О.С.Габриеляна (§ 38–42) или Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (§ 33–36).

ХОД УРОКА

Запись темы, цели, оборудования, реактивов, оформление таблицы – 4–5 мин.
Для выполнения задания предлагаются задачи различной степени сложности, что соответствует определенной оценке.

ЗАДАЧА № 1 (на оценку «удовлетворительно») (30 мин)

В трех пробирках под номерами даны 10%-е растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата натрия. Определите, в каких пробирках находится каждое из данных веществ, используя выданные реактивы. К какому классу относится каждое из веществ?

Оборудование: штатив с пробирками, пипетки.
Реактивы: 10%-е растворы HCl, NaOH, Na2SO4; растворы лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина.

Ход выполнения

Составьте план решения задачи.
Оформите отчет о работе согласно приведенному образцу (табл. 1).

Таблица 1

Определяемое вещество Индикатор, изменение окраски Ответ
(№ пробирки)

Выводы

H2SO4

Лакмус, фиолетовая в красную   Изменение окраски индикатора указывает на наличие кислоты. Kислоты – класс неорганических соединений, изменяющих окраску различных индикаторов

ЗАДАЧА № 2 (на оценку «хорошо») (15 мин)

В двух пробирках приготовили для опытов раствор лакмуса (фиолетовый). Пользуясь имеющимися реактивами, докажите, что это действительно лакмус.

Оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: раствор лакмуса; 10%-е растворы HNO3 и KOH.

Ход выполнения

Составьте план решения задачи.
Оформите отчет о работе согласно приведенному образцу (табл. 2).

Таблица 2

Что делали Что наблюдали Выводы
В пробирку с раствором NaCl добавили 1–2 капли
метилоранжа
Метилоранж окраску
не изменил
Соли – класс неорганических соединений, которые не изменяют окраску индикаторов

ЗАДАЧА № 3 (на оценку «хорошо») (15 мин)

Получите сульфат магния двумя способами.

Оборудование: пластинка с ячейками (или пробирки), пипетки.
Реактивы: Mg, MgO, 10%-й раствор H2SO4.

Ход выполнения

Составьте план решения задачи.
Оформите отчет о работе согласно приведенному образцу (табл. 3).

Таблица 3

Условие задачи (кратко) План решения (последовательность действий) Наблюдения. Объяснения. Уравнения реакций Выводы
Получить CaSO4 двумя способами:
первый – из СaO ......................
K выданному количеству
СаО прибавили 3–4 капли
раствора H2SO4
Белый порошок СаО «растворяется» в кислоте,
т.к. происходит химическая реакция:
СаО + H2SO4 =
СаSO4 + Н2О
Один из способов получения соли – взаимодействие основного оксида с кислотой

ЗАДАЧА № 4 (на оценку «отлично») (30 мин)

Как из простого вещества получить раствор соли сульфата меди(II), используя выданные реактивы?

Оборудование: пробирка, пипетка, спиртовка, спички, мелкозернистая наждачная бумага.
Реактивы: Cu (проволока длиной 10–15 см), 10%-й раствор H2SO4.

Ход выполнения

Составьте план решения задачи.
Перед началом эксперимента медную проволоку зачистите наждачной бумагой.
Оформите отчет о работе (см. предыдущую задачу, табл. 3).

Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели (5–6 мин).
Приведите рабочее место в порядок (1–2 мин).
Сдайте тетради на проверку.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1–2 мин).
Осуществите превращение:

Учитель наблюдает за выполнением работы учащимися и делает соответствующие записи в карточке учета умений.

Карточка учета умений

Операция практической работы Фамилия учащегося
А Б В Г ... Я
Знание правил техники безопасности            
Умение составлять план решения экспериментальной задачи            
Работа с химическим оборудованием            
Работа с химическими реактивами            
Работа со спиртовкой            
Kультура выполнения опыта            
Оформление отчета            

Образец отчета о проделанной работе

ЗАДАЧА № 1

Определяемое вещество Индикатор, изменение окраски Ответ
(№ пробирки)
Выводы
HCl Лакмус, фиолетовая в красную; фенолфталеин, не изменяется; метилоранж, оранжевая в розовую № 2 Изменение окраски индикаторов указывает на наличие кислоты. Kислоты – класс неорганических соединений, которые изменяют окраску различных индикаторов
NaOH Лакмус, фиолетовая в синюю; фенолфталеин, бесцветная в малиновую; метилоранж, оранжевая в желтую № 3 Изменение окраски индикаторов указывает на наличие щелочи. Щелочи – растворимые основания. Основания – класс неорганических соединений, которые изменяют окраску различных индикаторов
Na2SO4 Индикаторы окраску не изменяют № 1 Индикаторы окраску не изменили. Средняя соль Na2SO4 не влияет на окраску индикаторов. Соли – класс неорганических соединений

Общий вывод: по изменению окраски индикаторов доказана принадлежность каждого вещества к определенному классу неорганических соединений – кислотам, основаниям, солям.

ЗАДАЧА № 2

Что делали Что наблюдали Выводы
В первую пробирку с лакмусом добавили
2–3 капли раствора HNO3
Окраска изменилась
с фиолетовой на красную
Kислоты – класс неорганических соединений, которые изменяют окраску индикатора лакмуса
Во вторую пробирку с лакмусом добавили
2–3 капли раствора KOH
Окраска изменилась с фиолетовой на синюю Щелочи – растворимые основания, которые изменяют окраску индикаторов. Основания – класс неорганических соединений

Общий вывод: наличие лакмуса доказывают действием на него растворами кислот или щелочей. Кислоты и основания – классы неорганических соединений, которые изменяют окраску индикаторов.

ЗАДАЧА № 3

Условие задачи (кратко) План решения (последовательность действий) Наблюдения. Объяснения. Уравнения реакций Выводы
Получить MgSO4 двумя способами. Первый – из Mg. K выданному количеству Mg добавим 5 капель раствора Н2SO4. Происходит быстрое течение реакции:
Mg + Н2SO4

MgSO4 + Н2
. Выделяется газ – Н2. Металлы, стоящие в ряду активности до водорода, вытесняют его из растворов кислот.
Один из способов получения соли – взаимодействие металла, стоящего в ряду активности до Н. Металл Mg вытесняет водород из раствора Н2SO4.
Второй – из MgО K выданному количеству MgO добавим 5 капель раствора Н2SO4 MgО «растворяется»в растворе Н2SO4,
т.к. идет химическая реакция:
MgO + Н2SO4 

MgSO4 + Н2О
Соль можно получить взаимодействием основного оксида с растворами кислот

Общий вывод: существует несколько способов получения солей. Соль MgSO4 получили, действуя кислотами на металлы, стоящие в ряду активности до водорода, и взаимодействием основных оксидов с растворами кислот.

ЗАДАЧА № 4

Условие задачи (кратко) План решения (последовательность действий) Наблюдения. Объяснения.
Уравнения реакций
Выводы
Получить CuSO4.
Первый этап – получение CuO.
Получение оксида меди(II) из чистой меди: зачищенную медную проволоку внесем в пламя спиртовки. На поверхности проволоки образуется вещество в виде налета черного цвета. Изменение окраски указывает на протекание химической реакции:

Металлы, взаимодействуя с кислородом, образуют оксиды.
Второй этап – получение CuSO4 Получение соли из оксида меди(II): прокаленную проволоку опускаем в пробирку с раствором Н2SO4 Раствор окрашивается в голубой цвет, происходит химическая реакция:

При взаимодействии оксида CuO с раствором кислоты Н2SO4 образуются соль и вода

Общий вывод: в результате практической работы убедились в возможности перехода от одного класса неорганических соединений к другому в генетическом ряду:
М MO соль. Доказали опытным путем генетическую связь между классами неорганических соединений.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Превращение осуществляется таким образом:

1) СО2 + СаО СаСO3;
2) СаСO3 (тв.) + Н2О (ж.) + СО2 (г.) Са(НСO3)2 (р-р);
3) Са(НСO3)2 СаСO3 + СО2 + Н2О.

О.М.БЫКОВА,
учитель химии
красноярской средней школы № 2
(с. Красный Яр, Астраханская обл.)

Рейтинг@Mail.ru