Обобщение сведений о
|
Тушить спиртовку только колпачком (а);
|
Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей практической работы, и выбирают из предложенных задачу, которую можно выполнить за урок. Для подготовки к работе необходимо использовать материал учебника 8-го класса авторов О.С.Габриеляна (§ 38–42) или Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (§ 33–36).
ХОД УРОКА
Запись темы, цели, оборудования, реактивов,
оформление таблицы – 4–5 мин.
Для выполнения задания предлагаются задачи
различной степени сложности, что соответствует
определенной оценке.
ЗАДАЧА № 1 (на оценку «удовлетворительно») (30 мин)
В трех пробирках под номерами даны 10%-е растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата натрия. Определите, в каких пробирках находится каждое из данных веществ, используя выданные реактивы. К какому классу относится каждое из веществ?
Оборудование: штатив с пробирками,
пипетки.
Реактивы: 10%-е растворы HCl, NaOH, Na2SO4;
растворы лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина.
Составьте план решения
задачи.
Оформите отчет о работе
согласно приведенному образцу (табл. 1).
Таблица 1
Определяемое вещество | Индикатор, изменение окраски | Ответ (№ пробирки) |
Выводы |
---|---|---|---|
H2SO4 |
Лакмус, фиолетовая в красную | Изменение окраски индикатора указывает на наличие кислоты. Kислоты – класс неорганических соединений, изменяющих окраску различных индикаторов |
ЗАДАЧА № 2 (на оценку «хорошо») (15 мин)
В двух пробирках приготовили для опытов раствор лакмуса (фиолетовый). Пользуясь имеющимися реактивами, докажите, что это действительно лакмус.
Оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: раствор лакмуса; 10%-е растворы
HNO3 и KOH.
Составьте план решения
задачи.
Оформите отчет о работе
согласно приведенному образцу (табл. 2).
Таблица 2
Что делали | Что наблюдали | Выводы |
---|---|---|
В пробирку с
раствором NaCl добавили 1–2 капли метилоранжа |
Метилоранж
окраску не изменил |
Соли – класс неорганических соединений, которые не изменяют окраску индикаторов |
ЗАДАЧА № 3 (на оценку «хорошо») (15 мин)
Получите сульфат магния двумя способами.
Оборудование: пластинка с ячейками
(или пробирки), пипетки.
Реактивы: Mg, MgO, 10%-й раствор H2SO4.
Составьте план решения
задачи.
Оформите отчет о работе
согласно приведенному образцу (табл. 3).
Таблица 3
Условие задачи (кратко) | План решения (последовательность действий) | Наблюдения. Объяснения. Уравнения реакций | Выводы |
---|---|---|---|
Получить CaSO4
двумя способами: первый – из СaO ...................... |
K выданному
количеству СаО прибавили 3–4 капли раствора H2SO4 |
Белый порошок
СаО «растворяется» в кислоте, т.к. происходит химическая реакция: СаО + H2SO4 = СаSO4 + Н2О |
Один из способов получения соли – взаимодействие основного оксида с кислотой |
ЗАДАЧА № 4 (на оценку «отлично») (30 мин)
Как из простого вещества получить раствор соли сульфата меди(II), используя выданные реактивы?
Оборудование: пробирка, пипетка,
спиртовка, спички, мелкозернистая наждачная
бумага.
Реактивы: Cu (проволока длиной 10–15 см),
10%-й раствор H2SO4.
Составьте план решения
задачи.
Перед началом
эксперимента медную проволоку зачистите
наждачной бумагой.
Оформите отчет о работе
(см. предыдущую задачу, табл. 3).
Сделайте общий вывод о проделанной работе,
исходя из цели (5–6 мин).
Приведите рабочее место в порядок (1–2 мин).
Сдайте тетради на проверку.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1–2 мин).
Осуществите превращение:
Учитель наблюдает за выполнением работы учащимися и делает соответствующие записи в карточке учета умений.
Карточка учета умений
Операция практической работы | Фамилия учащегося | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | ... | Я | |
Знание правил техники безопасности | ||||||
Умение составлять план решения экспериментальной задачи | ||||||
Работа с химическим оборудованием | ||||||
Работа с химическими реактивами | ||||||
Работа со спиртовкой | ||||||
Kультура выполнения опыта | ||||||
Оформление отчета |
Образец отчета о проделанной работе
ЗАДАЧА № 1
Определяемое вещество | Индикатор, изменение окраски | Ответ (№ пробирки) |
Выводы |
---|---|---|---|
HCl | Лакмус, фиолетовая в красную; фенолфталеин, не изменяется; метилоранж, оранжевая в розовую | № 2 | Изменение окраски индикаторов указывает на наличие кислоты. Kислоты – класс неорганических соединений, которые изменяют окраску различных индикаторов |
NaOH | Лакмус, фиолетовая в синюю; фенолфталеин, бесцветная в малиновую; метилоранж, оранжевая в желтую | № 3 | Изменение окраски индикаторов указывает на наличие щелочи. Щелочи – растворимые основания. Основания – класс неорганических соединений, которые изменяют окраску различных индикаторов |
Na2SO4 | Индикаторы окраску не изменяют | № 1 | Индикаторы окраску не изменили. Средняя соль Na2SO4 не влияет на окраску индикаторов. Соли – класс неорганических соединений |
Общий вывод: по изменению окраски индикаторов доказана принадлежность каждого вещества к определенному классу неорганических соединений – кислотам, основаниям, солям.
ЗАДАЧА № 2
Что делали | Что наблюдали | Выводы |
---|---|---|
В первую
пробирку с лакмусом добавили 2–3 капли раствора HNO3 |
Окраска
изменилась с фиолетовой на красную |
Kислоты – класс неорганических соединений, которые изменяют окраску индикатора лакмуса |
Во вторую
пробирку с лакмусом добавили 2–3 капли раствора KOH |
Окраска изменилась с фиолетовой на синюю | Щелочи – растворимые основания, которые изменяют окраску индикаторов. Основания – класс неорганических соединений |
Общий вывод: наличие лакмуса доказывают действием на него растворами кислот или щелочей. Кислоты и основания – классы неорганических соединений, которые изменяют окраску индикаторов.
ЗАДАЧА № 3
Условие задачи (кратко) | План решения (последовательность действий) | Наблюдения. Объяснения. Уравнения реакций | Выводы |
---|---|---|---|
Получить MgSO4 двумя способами. Первый – из Mg. | K выданному количеству Mg добавим 5 капель раствора Н2SO4. | Происходит быстрое
течение реакции: Mg + Н2SO4 MgSO4 + Н2. Выделяется газ – Н2. Металлы, стоящие в ряду активности до водорода, вытесняют его из растворов кислот. |
Один из способов получения соли – взаимодействие металла, стоящего в ряду активности до Н. Металл Mg вытесняет водород из раствора Н2SO4. |
Второй – из MgО | K выданному количеству MgO добавим 5 капель раствора Н2SO4 | MgО «растворяется»в
растворе Н2SO4, т.к. идет химическая реакция: MgO + Н2SO4 MgSO4 + Н2О |
Соль можно получить взаимодействием основного оксида с растворами кислот |
Общий вывод: существует несколько способов получения солей. Соль MgSO4 получили, действуя кислотами на металлы, стоящие в ряду активности до водорода, и взаимодействием основных оксидов с растворами кислот.
ЗАДАЧА № 4
Условие задачи (кратко) | План решения (последовательность действий) | Наблюдения.
Объяснения. Уравнения реакций |
Выводы |
---|---|---|---|
Получить CuSO4. Первый этап – получение CuO. |
Получение оксида меди(II) из чистой меди: зачищенную медную проволоку внесем в пламя спиртовки. | На поверхности проволоки образуется вещество в виде налета черного цвета. Изменение окраски указывает на протекание химической реакции: | Металлы, взаимодействуя с кислородом, образуют оксиды. |
Второй этап – получение CuSO4 | Получение соли из оксида меди(II): прокаленную проволоку опускаем в пробирку с раствором Н2SO4 | Раствор окрашивается в голубой цвет, происходит химическая реакция: | При взаимодействии оксида CuO с раствором кислоты Н2SO4 образуются соль и вода |
Общий вывод: в результате практической работы убедились в возможности перехода от одного класса неорганических соединений к другому в генетическом ряду:
М MO соль. Доказали опытным путем генетическую связь между классами неорганических соединений.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Превращение осуществляется таким образом:
1) СО2 + СаО СаСO3;
2) СаСO3 (тв.) + Н2О (ж.) + СО2 (г.) Са(НСO3)2 (р-р);
3) Са(НСO3)2
СаСO3 + СО2 + Н2О.