Подгруппа углеродаУрок с использованием межпредметных связейВнимание к предмету можно привлечь с помощью игровых моментов на уроках и особенно во внеклассных мероприятиях. Эта разработка, как и предыдущая – «Подгруппа кислорода» (см.: «Химия», 2003, № 47), предназначена для 9-го класса. В разработке предложено содержание, а форма проведения может быть любая. В ней приведены загадки, химические вопросы из литературных произведений, а также вопросы, связанные с курсами географии, биологии, физики. Возможно, что этим материалом заинтересуются и воспользуются другие преподаватели.
Белый тулупчик сшит без рубчика.
Бел, как снег, в чести у
всех,
Вокруг проруби сидят белые голуби.
Много рук, а нога одна.
У маленькой скотинки сто серебряных монеток на спинке.
Пришли мужички без топоров, срубили избу без углов.
У кого глаза на рогах, а дом на спине?
Черный Ивашка –
Вопросы из литературных произведений1. В приведенном эпизоде исследователи
морских глубин терпят катастрофу, и их батискаф
остается на дне океана: «Воздух был тяжелый,
спертый. Он так был пропитан углекислотой, что
живительная струя сжатого кислорода с трудом
выходила из баллона. Встав на диван, можно еще
было глотнуть чистого воздуха, но отравленная
зона поднималась все выше и выше» (А.Конан-Дойл.
«Маракотова бездна»).
2. Исследователей, оказавшихся в
критической ситуации, выручили подводные жители
– обитатели затонувшей Атлантиды. «Наш новый
знакомый привязал нам по два ящичка на плечи...
Внезапно я начал понимать, что в этом не было
ничего сверхъестественного, ничего
противоречащего законам природы: один из ящиков
был, несомненно, оригинальным источником свежего
воздуха, а другой – поглотителем отработанных
продуктов дыхания» (А.Конан-Дойл. «Маракотова
бездна»).
3. «...Она вынула из уха одну из тех
огромных жемчужин... и… опустила жемчужину в
уксус. Наступила тишина, потрясенные гости,
замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина
медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от
нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра
подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и
выпила весь до последней капли» (Г.Р.Хаггард.
«Клеопатра»).
4. «Нью-Йорк ежедневно выбрасывает в
воздух 3200 т оксида серы, 280 т промышленной пыли, 4200
т углерода, азота и других ядовитых веществ».
5. «Кто-то сказал Сеньке, что для того,
чтобы получить из каменного угля чистейшие
алмазы, требуется две вещи: велосипедный насос
для накачивания воздуха и температура в тысячу
градусов. Вот Сенька и собрался изготовлять
алмазы. Кусок каменного угля величиной с тарелку
уже давно лежал у него под кроватью. Остановка
была только за насосом. Как только ему удастся
раздобыть велосипедный насос, он приладит его к
примусу и будет до тех пор подливать керосин и
накачивать воздух, пока уголь не накалится до
тысячи градусов. Потом нужно уголь залить
холодной водой, остудить, и из него получатся
настоящие алмазы – каждый величиной с горошину»
(Д.Бродская. «Марийкино детство»).
6. «Доказана общность химических и
физических законов во всех глубинах мирового
пространства... Живое вещество, состоящее из
наиболее сложных молекул, в основе своей должно
иметь углерод – элемент, способный образовывать
сложные соединения» (И.А.Ефремов. «Звездные
корабли»).
7. «– Угарный газ! – вскричал Холмс.
8. «Вы слышали об эффекте “собачьей
пещеры” в Италии? Там есть такая пещера-яма.
Вопросы по географии1. На гербе этой страны изображен
корабль с поднятыми парусами. А рядом – рог
изобилия, из которого сыплются зерна кофе. Кофе –
главное богатство страны, основной экспортный
товар. Хотя по объему производства она уступает
Бразилии, ей принадлежит ведущее место по
поставке высокосортных, так называемых мягких,
ароматных сортов кофе. Монокультура кофе
сложилась в стране в начале XX в. На протяжении
всего XIX в. в экспорте страны доминировало золото,
а также табак, хинин, индиго. По добыче золота она
и сейчас занимает ведущее место в Латинской
Америке. Кроме того, эта страна – крупнейший в
мире экспортер изумрудов, большинство которых
направляется в Индию и страны Востока.
2. Среди каучуконосных растений
Бразилии самым распространенным и ценным
является гевея. Она дает большое количество сока
латекса, из которого получают
высококачественный каучук. Гевея встречается в
бассейне реки Амазонки. Начало развития
каучукового производства относится к 1830-м гг.
Однако гегемония Бразилии окончилась в 1911 г.
3. Жизнь значительной части
населения этого самого северного европейского
государства связана с морем. Только море
соединяло в прошлом все отдаленные пункты его
побережья. Опережая все страны Западной Европы
по запасам гидроэнергии, страна занимает первое
место в мире по производству электроэнергии на
душу населения, одно из ведущих мест в мире по
производству алюминия, никеля, ферросплавов,
кобальта.
4. Высочайшая горная система планеты –
Гималаи – в 7,5 раза короче самой протяженной
горной системы Северной и Южной Америки –
Кордильер. Однако на земле существует горная
система более высокая, чем Гималаи, и такая же
протяженная, как Кордильеры.
5. Кораллы, будучи морскими
организмами, могут возводить свои сооружения
только до уровня океана. Коралловые постройки
поднимаются над водой только на несколько
метров, да и то это большей частью нагромождения
обломков кораллового известняка, образовавшиеся
под воздействием прибоя. Коралловые сооружения
обычно не выше 40–60 м, т. е. наибольшей глубины
обитания кораллов. Однако атолл Фунафути в
группе островов Тувалу (Тихий океан) все же свыше
300 м.
6. От северного Приаралья на юг вдоль
восточных берегов Арала через всю пустыню
Кызылкум и далее через просторы Каракумов до
Афганистана и подножия Гиндукуша, а с востока на
запад от подножий Тянь-Шаня до берегов и островов
Каспия расстилается громадное море, над которым
возвышаются лишь отдельные острова. Море это
переливается, окрашено то в красный, то в желтый,
то в серый, то в беловатый тона. Волны его более
высокие, чем волны океана, неподвижны.
7. В Крыму под Алуштой расположен сад
«истуканов» – гигантских каменных столбов
высотой до 18 м, а недалеко от Красноярска –
заповедник «Столбы». Различные каменные башни,
фигуры чудовищ, одинокие столбы, шпили известны в
Иране, на Аравийском полуострове, в Центральной и
Средней Азии, Китае, пустыне Сахаре, Австралии,
США.
8. Эта страна, расположенная на юге
второго по величине континента Земли, относится
к числу экономически развитых государств. Еще в
1960-е гг. она по производству урана вышла на первое
место на континенте. Занимает одно из первых мест
в мире по добыче золота, платины, алмазов,
ванадия, хромовой и марганцевой руды, сурьмы и др.
Вопросы по биологии1. У него тело жирного щенка со шкурой,
которая ему заметно велика, между пальцами лап –
перепонки, на голове – утиный клюв, хвост, как у
бобра, а передние лапы – барсучьи. У самца на
задних лапах – петушиные шпоры, которые выделяют
яд. Самка откладывает яйца, подобно рептилиям, но
вылупившихся детенышей кормит молоком, как
млекопитающее.
2. Почему угарный газ быстрее проникает в организм, чем кислород? Во сколько раз скорость его проникновения больше, чем скорость проникновения кислорода?
3. Почему в испеченном хлебе видны «дырки»?
4. Этот представитель отряда
парнокопытных действительно современник
мамонта. Мускулистое тело с возвышающимся в
холке горбом, густая, темно-бурая, с рыжеватым
оттенком грива и борода с длинными волосами.
Огромные размеры зверя, лобастая с карими
глазами голова, грозные рога, которыми вооружены
самки и самцы, служат надежной защитой от
хищников. Таков настоящий властелин лесов.
5. У зеленой ... тело длиной до 1 м, масса
около 200 кг, в редких случаях до 400 кг. Тяжелый
панцирь помог просуществовать этому животному
более 175 млн лет. Панцирь в воде облегчен, а
конечности превратились в ласты. Животное
довольно быстро плавает, взмахивая ластами.
Сегодня зеленая ... находится на грани
исчезновения.
6. Самая крупная из морских рыб.
Предпочитает плавать в поверхностных слоях воды.
Питается мелкими рыбами, ракообразными и
кальмарами. Размножается, откладывая яйца,
заключенные в роговые капсулы.
7. Твердые известковые скелеты
образуют главным образом коралловые и
гидроидные ... – примитивные особи типа
кишечнополостных. Каждая особь ... помещается в
собственной ячейке, имеющей форму чашечки,
размеры которой иногда не превышают булавочной
головки. Щупальца захватывают планктон.
Размножаясь, сильно разрастаются и образуют рифы
и острова.
8. Обитает в Атлантическом океане. Это
крупный (до 20 см в поперечнике, реже – больше)
моллюск. Мясо его очень питательно. Из раковин
делают пепельницы, пуговицы, украшения.
Вопросы по физике1. При комнатной температуре лежат две
ложки: одна – деревянная, другая –
металлическая. Обе должны иметь одинаковую
температуру. Если взять их в руки, то
металлическая ложка явно холоднее.
2. На дне аквариума находится
обыкновенный кусок дерева.
3. Согласны ли вы с тем, что теплотворная способность пороха меньше теплотворной способности керосина?
4. Согласны ли вы с тем, что ультрафиолетовые лучи хорошо проходят через стекло?
5. Почему у хлеба во время выпечки образуется корка?
6. Может ли человек, которому слон наступил на ногу, отделаться легким испугом?
7. Известно семь чистых металлов:
золото, серебро, медь, железо, свинец, олово, ртуть
– и семь планет.
8. У рыбы периодически движутся
жаберные крышки, таким образом она прогоняет
через жаберные щели воду, которая омывает
жаберные лепестки, пронизанные капиллярами.
Вопросы по химии1. Согласны ли вы с тем, что уголь сжигают в топках современных электростанций в пылевидном состоянии, чтобы не образовывались шлак и зола?
2. Оксид углерода(II) – это ядовитый газ,
который:
3. Исследование красочного слоя фресок Софийского собора в Новгороде с помощью современных методов позволило установить, что для получения синего тона древние изографы использовали древесный уголь с белым наполнителем, а для росписи новгородской церкви Спаса на Ковалёве помимо угля применяли азурит 2СuСО3•Cu(ОH)2 и ультрамарин 2Na2O•3Al2O3•6SiO2•2Na2S. Каким простым способом определения азурита вы воспользуетесь?
4. Стекло умели варить в глубокой древности: в Месопотамии его делали еще в 4–3-м тысячелетии до н. э. Как объяснить то, что зеркала на стеклянной основе впервые появились лишь в Римской империи?
5. Как разделить смесь двух оксидов углерода? Укажите физический и химический способы.
6. Как, воспользовавшись раствором щелочи, узнать, является ли исследуемый образец чистым углекислым газом или смесью азота с углекислым газом?
7. Если углекислый газ пропустить через воду, окрашенную лакмусом в фиолетовый цвет, то окраска переходит в красную, при нагревании окраска вновь становится фиолетовой. Объясните эти явления.
8. Каким простым способом можно отличить соли угольной кислоты от нитратов, сульфатов и хлоридов?
9. При прокаливании 10 г известняка до постоянной массы было собрано 2 л углекислого газа (н.у.). Сколько процентов примесей было в известняке?
10. Человек выдыхает в сутки до 1300 г углекислого газа. Какой объем занимает столько углекислого газа?
11. Растение в солнечный день поглощает около 5 г углекислого газа на каждый квадратный метр своей листовой поверхности. Рассчитайте, сколько приблизительно граммов углерода накопит за день подсолнечник, листовая поверхность которого 1,8 м2.
12. Какой объем углекислого газа (н.у.) получится в результате сгорания 96 г сажи?
13. Сколько килограммов углекислого газа должно выделиться при обжиге 500 кг известняка, содержащего 92% карбоната кальция?
14. При обжиге 100 г известняка получилось 40 г углекислого газа. Считая, что весь карбонат разложился, найдите его процентное содержание в этом образце известняка.
15. Нормальное стекло содержит 13% Na2O, 11,7% CaO и 75,3% SiO2. Выразите состав стекла формулой в виде соединений оксидов.
16. Требуется сварить 100 кг стекла состава: SiO2 – 73%, CaO – 10%, Na2O – 17%. Сколько для этого необходимо килограммов песка, мела и кальцинированной соды, если считать, что песок состоит из чистого SiO2 и указанные соли не содержат примесей?
Е.В.МАРКОВСКАЯ,
|