Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2004

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Ярмарка эрудитов

Внеклассное мероприятие

Цели. Систематизировать знания учащихся по естественным наукам (физика, химия, биология), научить быстро ориентироваться в экстремальных ситуациях, развивать познавательный интерес, доказать практическую значимость учебных предметов, значение законов и закономерностей в жизни человека, воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний.
Оборудование. Оформить стенд в актовом зале, подготовить столы, стулья для команд, расставить переносные доски, оформленные по предметам; воздушные шары, магнитофон, черные ящики, подносы, три банки, три бочки (в каждой – выпрямитель, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, лампочка, провода), набор специй, картофелина, горох, листы бумаги, фломастеры, йод, нож.
Девиз. «Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем».

ХОД ЗАНЯТИЙ

Учитель. Наше занятие посвящено естественным наукам – физике, химии и биологии. Послушайте стихотворения об этих науках.

Физика – какая емкость слова!
Физика – не просто звук.
Физика – надежда и опора
Всех без исключения наук!

Как хочется, как хочется
Надеть скафандр космический,
Слетать на Марс загадочный
Ну хоть на полчаса!
Все разобрать по винтикам
В приборе электрическом,
Но детям не положены
такие чудеса.
Как хочется, как хочется,
Чтоб время шло
стремительно.
Как хочется, как хочется,
Чтоб все наоборот.
Но вот что удивительно,
Что время, как положено,
Идет, идет, идет.

В природе нет ничего другого,
Ни здесь, ни там,
в космических глубинах,
Все: от песчинок малых
до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график
трудовой,
Строй менделеевской системы
строгий.
Вокруг тебя творится
мир живой,
Входи в него, вдыхай,
руками трогай!
Мы не отступим, мы пробьем
дорогу
Туда, где замкнут мирозданья
круг,
И что приписывалось раньше
богу,
Все будет делом наших
грешных рук!

Ярмарка эрудитов, что это такое? В толковом словаре русского языка С.Ожегова слово «ярмарка» означает большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно и то же время. Сегодня у нас будут развлечения. Самое главное на ярмарке – это торг и товар. Я – покупатель, а вы – купцы. Ваш товар – знания, и всем хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно хранят в самом надежном месте – в банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки (каждая команда получает стеклянную банку). И валюта тоже – самая надежная, очень твердая, достаточно зеленая (показывает банку с зеленым горохом). Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Вот посмотрите (показывает схему торговых рядов). Ребята, приглашаю вас активно отвечать на вопросы. Вдумайтесь в высказывание академика А.Яблокова: «Все, что вы говорите, любое ваше предложение – это этап познания, поэтому оно правомерно». Итак, начинаем торги.

В игре участвуют три команды. Каждая команда представляет визитную карточку – эмблему и девиз, составленные с учетом знаний по естественным наукам.

Скоморох.

Извольте же не просто
созерцаньем заниматься,
А думать и разгадывать
стараться.
Активное участие во встрече
принимайте,
Свои знания выявляйте.

Ведущий. Дорогие болельщики! Внимательно следите за работой эрудитов и выберите достойного.

Первый торговый ряд
«Дальше, дальше»

Каждая команда стремится ответить на большее количество вопросов за 1 мин, правильный ответ – горошина в банку команды.

Вопросы первой команде

1. В огне не горит и в воде не тонет.

(Лед.)

2. С помощью каких рыб можно ловить черепах?

(Рыба-прилипала.)

3. Голубое золото.

(Природный газ.)

4. Пушистая вата плывет куда-то.

(Туча.)

5. У какого животного язык длиннее тела в 1,5 раза?

(Хамелеон.)

6. Живое серебро.

(Ртуть, мех.)

7. У акулы – хорда, а у щуки и карася...

(Позвоночник.)

 

Вопросы второй команде

1. Отличаются ли молекулы воды, водяного пара, льда?

(Нет.)

2. Обозначение иона натрия.

(Na+.)

3. Это вещество отвечает за фотосинтез.

(Хлорофилл.)

4. Назначение шипованной резины.

(Увеличивает трение.)

5. Распад вещества на ионы.

(Диссоциация.)

6. Сколько щупалец у кальмара?

(10.)

7. Европейская столица, которую спасли гуси.

(Рим.)

Вопросы третьей команде

1. Когда Земля движется быстрее – днем или ночью?

(Одинаково.)

2. Белок, входящий в состав эритроцитов.

(Гемоглобин.)

3. Угол падения равен…

(Углу отражения.)

4. Кто ввел в науку слово «физика»?

(Аристотель.)

5. Опасна ли ртуть в градусниках?

(Да.)

6. Его выращивают в садках в море.

(Жемчуг.)

7. Эта птица плавает, а летать не может.

(Пеликан.)

Игра со зрителями

Загадки, вопросы

1. Две сестры качались,
правды добивались,
А когда добились,
то остановились.

(Весы.)

2. Какое вещество является «хлебом» в химической промышленности?

(Серная кислота.)

3. Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она,
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена.

(Сосна.)

Скоморох.

Того, кто сможет разгадать,
как надо,
Ждет небольшая, но награда.
Чтобы тайны наук у нас здесь
постичь,
Внимательным надо быть.

Ведущий. Мы переходим в следующий торговый ряд – «Черный ящик». Это всегда загадочно, интересно, привлекательно.

Второй торговый ряд
«Черный ящик»

Ведущий описывает один из предметов, лежащих в черном ящике:

  • луковица,
  • манометр,
  • кусочек серы.

Он сообщает все более подробные сведения, пока кто-либо из участников игры не отгадает, что находится в «черном ящике».

Игра со зрителями

Загадки, вопросы

1. Элементы, названные в честь государств.

(Франций, полоний,
германий, рутений, галлий.)

2. Заговорило говорило, слышно по всему миру.

(Радио.)

3. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.

(Лес.)

Скоморох.

Ну-ка, дайте мне ответ.
И узнаю я сейчас,
Знаешь науки или нет,
Все откроется тотчас.

Ведущий. Вас ждет интересный торговый ряд – «Заморочки из бочки».

Третий торговый ряд
«Заморочки из бочки»

Вопрос по биологии.

Чтобы скрыть следы преступления, преступник сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Ответ. После сгорания остаются неорганические соединения. Гемоглобин крови содержит много железа, значит, на одежде была кровь.

Вопрос по физике.

В 1640 г. в Италии герцог Тоскайский решил устроить фонтан на террасе дворца. Денег не жалел, ему хотелось быть обладателем самого большого фонтана. Построил систему сообщающихся сосудов, но вода высоко не поднялась. Почему? На какую высоту может подняться вода?

Ответ.По закону Паскаля давление атмосферы уравновешивается давлением водяного столба. Возможен подъем воды на 10,3 м без насоса.

Вопрос по химии.

Если определите названия химических элементов, то из первых букв этих знаков получите имя и фамилию ученого.

Ar, Li, Eu, K, S, Ar, Na, Db, Rn, B, U, Te, Li, Eu, Ra, Os, V.

Ответ. Александр Бутлеров.

Игра со зрителями

Загадки

1. Всем поведает, хоть и без
языка,
Когда будет ясно, а когда –
облака.

(Барометр.)

2. Попутчица за мною ходит
вслед,
Мне от нее ни зла,
ни пользы нет.

(Тень.)

3. Видно, нет у ней ума:
Ест она себя сама.

(Свеча.)

4. Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд.
Что это?

(Ракета.)

5. Летит орлица по синему
небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.

(Туча.)

6. День и ночь стоит
на крыше
Этот чудо-постовой.
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной.

(Антенна.)

Ведущий. Проверка деловых качеств наших эрудитов проводится в торговом ряду «Мы – мастеровые».
Скоморох. «Делу – время, потехе – час».

Четвертый торговый ряд
«Мы – мастеровые»

Задание по физике. Собрать электрическую цепь, измерить силу тока в цепи, напряжение на лампочке.

Ответ. I = 0,2 A, U = 2 В.

Задание по химии. Разрезать картофелину, на срез капнуть раствор йода. Почему картофелина изменила окраску?

Ответ. Йод дает синее окрашивание с крахмалом картофеля.

Задание по биологии. Определить по запаху специи: лавровый лист, перец, гвоздику, корицу.

Музыкальная пауза.

Частушки

Ах, подружки, без сомненья,
Надо химию учить.
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.

Припев.

Химия, химия,
Химия любимая.

Стала гладить я капрон
Слишком жарким утюгом.
Посмотрела, сердце сжалось –
Только дырочка осталась.

Припев.

Много есть ребят пассивных,
Как воды набрали в рот.
Наш совет – быть поактивней,
Например, как кислород.

Припев.

Пятый торговый ряд
«Умники шутят»

Задание. С закрытыми глазами нарисовать отгадки.

Загадка по биологии.
В Токио ей не напрасно
Памятник стоит прекрасный.
Героиня не могуча,
Но зелена и прыгуча.
Ротик – тот еще у ней,
Хоть завязочки пришей.

(Лягушка.)

Загадка по физике. По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет.

(Волна.)

Загадка по химии.

Он в войнах нашел
применение
И в сельском хозяйстве,
в быту,
Металлом войны,
преступленья
Я этот металл назову.

(Железо.)

 

Музыкальная пауза

Каучук в природе редок,
С ним одним не проживешь,
Мы ходили бы по лужам
В валенках и без галош.

Все пропели, до свиданья.
Вам спасибо за вниманье.
Ждите в следующий раз,
Сочиним еще для вас.

Ведущий.

Вперед ли посмотришь,
Назад ли оглянешься,
Пройдено столько пути!
Русской науке звездой
путеводной
Желаю я быть впереди.

Подведение итогов: награждение команд и участников грамотами, подарками, лентой победителя «Эрудит естествознания».

В.А.ПОЖАР,
учитель химии
средней школы № 50
(г. Слюдяки, Иркутская обл.)

Рейтинг@Mail.ru