Продолжение. См. № 45, 46, 47, 48/2003;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7/2004
Практическая работа 21.
Распознавание волокнистых материалов
Цели. На основе знания полимерного
состава наиболее употребляемых натуральных и
химических волокон уметь распознавать их в
лабораторных условиях, соблюдая правила техники
безопасности.
Оборудование и реактивы. Набор
натуральных и химических волокон с образцами
тканей (коллекция), спиртовая горелка, спички,
пинцет, штатив с пробирками, водяная баня
(электрическая), щипцы тигельные, санитарная
склянка; пакетики № 1–4 с образцами вискозного,
ацетатного или натурального шелка, натуральной
шерсти, капрона (белого), хлопчатобумажной ткани
(полоски 2x3 см), еще могут быть нитрон, энант, анид,
хлорин и лавсан, тонкая медная пластинка (если
дан хлорин), HNO3 (р-р, = 1,4 г/см3), ацетон, лакмусовая
бумажка, NaOH (р-р, =
3%,
= 10%), H2SO4
(р-р, = 3%), H2SO4
(конц., = 1,84 г/см3),
фенол.
Способы распознавания волокон
(таблица)
Отношение волокон к кислотам и
щелочам (таблица)
Последовательность анализа волокон.
Сначала проводят испытание путем сжигания. Его
следует повторить несколько раз и при этом
проследить:
а) с какой скоростью происходит горение;
б) каков запах продуктов разложения;
в) какой характер имеет остаток после сгорания.
Таким образом можно определить принадлежность
волокна к определенной группе (целлюлозные,
белковые, синтетические волокна).
Дополнительные испытания основаны на химических
свойствах волокон различного происхождения.
Задание 1. Распознать в четырех
пронумерованных пакетиках образцы тканей (или
волокон). Это могут быть: хлопчатобумажная ткань,
вискозный шелк (волокно), ацетатный шелк
(волокно), шерсть или натуральный шелк, капрон
(белый), лавсан.
Задание 2. Описать получение,
свойства и применение волокна, образец которого
дан в пакетике № 2.
Задание 3. Какова структура
волокнистых веществ и как объяснить их
прочность? Какие волокна называют природными,
искусственными и синтетическими? Привести
примеры.
|