Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2004

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Особенности
проведения эксперимента
в химическом кружке
для третьеклассников

Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения на базе липецких школ (№ 12, 24, 64) были организованы химические кружки «Ее величество – Химия» для учащихся третьих классов.
Участники кружка пополняют и систематизируют знания о веществах, которые встречаются в повседневной жизни. Для поддержания интереса ведущие* проводят занятия с использованием занимательной информации, подвижных и настольных игр химического содержания, а также в форме соревнований, праздничных мероприятий («Посвящение в юные химики», «Химический Новый год») и т. д.
Неотъемлемой частью большинства занятий является химический эксперимент.

Специфика
химического эксперимента
в младших классах

Эксперимент не подразделяют на химический, физический и биологический. Это позволяет избежать быстрого падения интереса учащихся к одному и тому же виду деятельности и сохранить стабильный состав кружка.
Следует учитывать ограниченность психофизиологических возможностей детей этого возраста (согласованность работы мышц рук при выполнении определенных действий, сочетание слуховой и двигательной деятельности и др.). На кружковых занятиях нельзя проводить длительные опыты, требующие точных движений рук. При выполнении опыта наряду с текстовыми и устными пояснениями руководитель кружка должен показать все операции опыта («делай, как я»).
Руководитель кружка обязательно комментирует выполняемый опыт, направляет коллективную мыслительную деятельность учащихся при помощи системы точно продуманных наводящих вопросов.
Чтобы поддерживать высокий уровень внимания, необходимо достаточно часто переключаться на другие виды деятельности. Химические опыты нецелесообразно выполнять подряд один за другим. После выполнения опыта и обсуждения его результатов следует сменить вид деятельности, например, провести дидактическую игру, сделать небольшое информационное сообщение (не более 1–2 мин), дать возможность одному из членов кружка рассказать о своем увлечении (хобби).
В школах, как правило, не хватает реактивов, материалов и приборов для химического эксперимента. Поэтому можно использовать доступные материалы и реактивы, вторичное сырье, приборы, сделанные старшеклассниками или студентами педагогического вуза.
Обязательны повышенные требования к безопасности проведения химического эксперимента (чтобы реагенты и продукты реакции не наносили вред здоровью детей). Учащиеся выполняют опыты в халатах или фартуках с нарукавниками, причем капроновые халаты использовать нельзя. В комнате, где проводятся занятия кружка, должны быть небольшой порошковый огнетушитель, емкость с песком, ведро с водой, кружки, мыло, полотенца и ведро или таз для слива отходов, желательно из пластмассы. При проведении опытов с кислотами отходы перед сливом нейтрализуют (мелом или содой).
Необходимо иметь в виду, что занятия кружка часто проводятся в необорудованных классах. Поэтому потребуется полиэтиленовая пленка, чтобы накрыть рабочие столы. Также должна быть продумана система подготовки, хранения и утилизации раздаточных материалов, позволяющая в течение нескольких минут развернуть рабочие места для членов кружка, а затем также быстро все убрать.
Из-за незнания учащимися специальных научных терминов для объяснения опытов необходимо использовать как бытовые слова, так и специально придуманные рабочие символы и знаки временного характера, отличающиеся от общепринятых.
Относительно использования специальных рабочих тетрадей и печатных раздаточных материалов желательно найти компромисс. С одной стороны, важно, чтобы демонстрируемые и выполняемые учениками опыты не проходили бесследно, а закреплялись в их памяти. С другой стороны, если много записывать, то снизится интерес к кружковым занятиям. Кроме того, школьники младшего возраста пишут пока еще очень медленно, с ошибками. Потеря времени занятия на то, чтобы сделать записи, автоматически влечет за собой снижение темпа занятия и интереса детей к нему.
Рассмотрим некоторые методические приемы, полезные на кружковых занятиях со школьниками младшего возраста.

Знакомство учеников
с химической посудой
и приборами

Для знакомства учеников с атрибутами химии ведущий демонстрирует посуду и приборы, рассказывает об их назначении при работе в химической лаборатории.

Посуда и приборы юного химика
(рассказ ведущего)

Химик изучает вещества и проводит с ними опыты. Для работы с веществами используют химическую посуду и приборы.
Посуда необходима для проведения опытов, а также для хранения в ней жидкостей и твердых веществ.
В работе юного химика пригодится следующая посуда:

1) для наливания и насыпания в нее веществ и растворов – пробирки, химические стаканы, мензурки, колбы;
2) для нагревания в ней веществ и растворов – фарфоровые («выпаривательные») чашки (рис. 1).

Рис. 1. Химическая посуда
Рис. 1.
Химическая посуда

Приборы – устройства, которые помогают химику в работе с веществами. Например, приборы для того, чтобы насыпать и наливать вещества и их растворы: шпатель – насыпать измельченные твердые вещества, пипетка – наливать малый объем жидкости. Другие приборы: для измерения температуры – термометр, для взвешивания веществ – весы. Некоторые приборы облегчают работу с посудой. Например, химический штатив служит подставкой для пробирок (рис. 2).

Рис. 2. Химические приборы
Рис. 2.
Химические приборы

Химическая лаборатория таит в себе не только чудесные превращения веществ. В ней находятся вещества, опасные для здоровья человека. Поэтому при обращении с веществами будьте осторожны и аккуратны. Следите за тем, чтобы посуда, в которой будете проводить опыты, была чистой. После проведения опытов приведите рабочее место в порядок, хорошенько помойте посуду и вымойте руки теплой водой с мылом.

Для закрепления сведений о химической посуде и приборах можно использовать стихи-загадки. Руководитель кружка читает загадку, а учащиеся поднимают одну из имеющихся у них на столах карточек с изображением посуды или прибора.

Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам Химический Стакан.

У меня вверху есть дырка,
Чтобы сыпать и вливать,
Я – стеклянная Пробирка,
Это химик должен знать.

Я – Фарфоровая чашка,
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут.

Химик знает об одном:
Что есть Колба с круглым дном,
Также есть и непреклонная –
Колба, только плоскодонная.

Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через Воронку,
Можно будет фильтровать.

Химик капает раствор
Аккуратно, очень метко.
А помощница ему –
Я – стеклянная Пипетка.

Я – Шпатель, наблюдаю строго,
Чтоб веществ не брали много.
Довольно горстку зачерпнуть,
Потом водицей сполоснуть.

Химикам известно многим:
Целым будет реактив
В их пробирке. Ведь, как ноги,
У пробирок есть Штатив.

За расчерченным стеклом
Пишут цифрами объем.
В меня только жидкость льют
И Мензуркою зовут.

Фитилек мой зажигай
И что хочешь нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня Спиртовка.

Две чашки-близняшки,
Точны, как часы,
Все время в упряжке,
Зовут их Весы.

После знакомства с каждым из предметов дети зарисовывают их и записывают названия в рабочих тетрадях. Если есть карточки с изображениями посуды и приборов (рис. 3), то их вместо записей вклеивают в рабочую тетрадь.

Рис. 3. Раздаточные карточки «Химические принадлежности»

Рис. 3.
Раздаточные карточки
«Химические принадлежности»

Далее руководитель кружка объясняет, как следует наливать жидкости из стаканов, пробирок в другие емкости, насыпать порошки в ту или иную посуду, а кружковцы пробуют это делать. При дефиците приборов и химической посуды необходимо иметь хотя бы один комплект оборудования для демонстрации. На рабочие столы школьников можно поставить самодельную посуду и оборудование.
Для лучшего запоминания названий посуды и приборов можно предложить такие методические приемы, как расшифровка анаграмм (колбалакоб), командные соревнования по правильному определению названий посуды и приборов. В соревновании каждая команда должна набрать заданный комплект посуды и приборов или по крайней мере комплект карточек с изображениями посуды. Другой вид упражнений – нахождение соответствия между названиями предметов и их рисунками, составление полного изображения из его фрагментов и т. д.


*Ведут занятия химического кружка студенты учебно-научной группы химико-биологического отделения естественно-географического факультета ЛГПУ.

Д.М.ТОНКИХ,
аспирант;
Г.М.ЧЕРНОБЕЛЬСКАЯ,
профессор (МПГУ, Москва);
В.М.ШАБАРШИН,
к.х.н., доцент ЛПГУ (Липецк)

 

Печатается с продолжением

Рейтинг@Mail.ru