ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ?
В 2003 году впервые приезжала на
Соловейчиковские чтения. По возвращении
перечитала свое выступление на одном из районных
методобъединений учителей химии. И мне
показалось, что этот текст близок по духу
соловейчиковской педагогике сотрудничества.
Практическую работу с детьми я начала не сразу
после окончания химического факультета
педагогического института. Теперь в этом вижу
только «плюс», т. к. пришла в школу не с пустыми
декларациями «вы должны, вы обязаны», а с
философией, выстраданной на воспитании своих
детей.
Так складывалось, что работать поначалу
приходилось с детьми, имеющими затруднения в
обучении. Пропустив боль и неустроенность
детских судеб через свое сердце, сформулировала
для себя несколько принципов.
Каждый ребенок имеет право чего-то не
знать!
Каждый ребенок имеет право на
индивидуальный темп работы. К сожалению,
мы так привыкли к фронтальным методам обучения,
что не хотим учитывать детскую индивидуальность.
Каждый ребенок имеет право что-либо забыть.
Задача учителя – создать ситуацию, когда
ученик сам все вспомнит.
Нужно быть терпеливым и терпимым
в работе с детьми.
И еще один неутешительный вывод: мы,
учителя-предметники, очень узкие специалисты. Не
в почете у нас межпредметные связи,
интегрированные уроки. А у детей в итоге нет
широкого видения окружающего их мира.
Если сказать коротко, то основные принципы,
которыми я руководствуюсь при работе с детьми, –
это здравый смысл и уважение к личности ребенка.
Каждый день я вхожу в
класс. С какой целью? Можно поставить
сверхзадачу: научить всех и всему. Чтобы со
школьной скамьи – сразу на факультет
естествознания престижного вуза. Но в таком
случае я буду работать только для нескольких
человек в классе, которым мой предмет необходим
для поступления в институт, а для остальных химия
так и останется чем-то далеким и непонятным,
оторванным от жизни. Поэтому ставлю перед собой
более реальные цели:
- качественно заложить основы
науки;
- показать общие закономерности
природы в их взаимосвязи;
- научить выделять
существенное;
- логично и последовательно
излагать свои мысли.
Задача обучения – сформировать такие умения,
которые позволили бы школьникам пополнять свои
знания в процессе самообразования.
Отсюда вытекает следующий вопрос: чему учить?
На своих уроках стараюсь показать, что химия – не
простая сумма знаний, а строгие, логически
обоснованные системы понятий о веществах,
химических реакциях, технологических процессах.
Универсальность данных систем понятий состоит в
том, что в зависимости от наполнения фактическим
материалом они могут использоваться в классах
различного профиля (и коррекционных, и с
углубленным изучением предмета), не занижая
уровня научных знаний для одних и не завышая для
других. Использование системного подхода в
обучении химии позволяет сократить материал,
перегружающий память, но не обеспечивающий
понимания сути физико-химических процессов.
Таким образом, мы подошли к следующему вопросу: как
учить? Как построить урок, чтобы реализовать
все его учебно-методические функции? Как
добиться понимания и осознанного усвоения
знаний? Как предупредить выученную
беспомощность? Как сделать урок запоминающимся?
Начиная урок с новым классом, путем
анкетирования и наблюдений стараюсь выявить
уровни мотивации.
Кто из учеников имеет
повышенный познавательный интерес?
У кого интерес
ситуативный?
Для кого учение –
вынужденное времяпрепровождение?
При внимательным рассмотрении в ученическом
коллективе можно выделить группы учащихся,
познавательная деятельность которых может быть
организована на репродуктивно-подражательном,
частично-поисковом и творческом уровнях. Первый
из названных уровней характеризуется
воспроизведением информации без какой-либо
логической переработки, второй – осуществлением
аналитической и синтетической деятельности с
использованием известного ученику алгоритма,
третий – построением нового алгоритма действий,
предложением оригинального, нестандартного
решения учебной задачи. Для каждой из уровневых
групп прогнозирую результаты обучения:
- воспроизведение, осмысление
материала;
- применение знаний;
- обобщение и систематизация
изученного;
- выполнение творческих работ.
Стремлюсь заинтриговать ребят новизной знаний.
Ведь интерес – путь к успешному учению без
принуждения и перегрузок.
Как мне представляется, основным результатом
обучения должно стать умение думать,
понимание взаимосвязи изучаемых фактов и
явлений, т. е. системное знание.
Чаще всего учителю приходится работать в обычном
классе с «неотобранными» детьми. В поисках
ответа на вопрос, как максимально реализовать
образовательные задачи урока, я пришла к выводу:
любой материал и слабым, и сильным ученикам
должен быть разъяснен учителем на уроке на
базовом уровне. А тонкости, уровни углубления
следует подавать различными прогрессивными
методами.
Для этого организую работу учеников с
дополнительной литературой, применяю
разноуровневые задания, обучающие программы,
задания для развития ассоциативного мышления,
практикую творческие работы, стимулирую
самостоятельные исследования учащихся. По моему
глубокому убеждению, обучение происходит
благодаря личным усилиям и творческим
переживаниям самого ученика. А учитель лишь
помогает, направляет этот процесс.
Из всего многообразия типов
современного урока наиболее часто использую
следующие формы обучения:
- уроки изучения нового
материала;
- занятия, на которых
вырабатываются базовые знания и умения;
- уроки-диалоги, творческие
дискуссии, семинарские занятия.
В моем понимании знания, которые приобретут
ученики на уроках химии, – не самоцель, а
материал для создания цельной картины мира,
выработки умения ориентироваться в нем. Поэтому
и учить нужно не знаниям, а умениям.
Считаю уроки-дискуссии важным элементом
обучения. Стремлюсь к тому, чтобы в классе
вопросы возникали как грибы после дождя, чтобы ни
один ребенок не боялся задать «глупый» или
странный вопрос, не боялся быть за него
высмеянным. Детские вопросы – индикаторы
мыслительной деятельности. За каждым из них –
глубина познания или, возможно, скрытая учебная
проблема.
При
подготовке к занятию заранее продумываю
домашнее задание. Любой объем, любую сложность
его стараюсь мотивировать, а при необходимости –
разъяснить, алгоритмировать. Думаю, что
запоминающимися уроки делают не какие-либо
спецэффекты, а доверительная, комфортная
обстановка на уроке. Люблю импровизации,
непринужденный смех на уроке. Использую
нетрадиционные формы обучения для сплочения
ученического коллектива и тогда, когда вижу, что
интерес к предмету падает.
Должна признаться, что извечный спор между
авторитарной педагогикой и гуманистической
парадигмой образования, т.е. между долгом давать
качественное образование и ненасилием, для меня
полностью не разрешен. Наверное, это самая
болевая точка моего сегодняшнего
учительствования. Усмиряя свои учительские
амбиции, пришла к такому компромиссу: пусть не
самореализуюсь как кузнец суперхимиков, но на
моих уроках дети не будут испуганы и унижены.
В моем понимании идея гуманизации обучения не
может быть осуществима без применения знаний по
возрастной физиологии и школьной гигиене,
мониторинга здоровья детей. Для учителя важно
предвидеть, какова физиологическая и
психологическая стоимость достигнутого
результата. Ведь одному ребенку и пять задач
решить не проблема, для другого и две задачи
создадут стрессовую ситуацию. Для нас же самым
важным должно стать не столько умение решать
задачи по химии, сколько здоровье детей, их
готовность прожить свою жизнь достойно и
счастливо.
Мои сегодняшние ученики совсем скоро перерастут
своих учителей, будут реализовывать свой
потенциал в стремительном XXI веке. Поэтому
считаю, что не имею права осуждать детей как
носителей новых реалий. И никогда не делаю этого.
А вот к их оценкам и суждениям прислушиваюсь,
хотя часто это бывает больно и трудно.
Работа с детьми – это ежедневное постижение
тайны: тайны профессии, тайны любви. «Любовь
долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится, не
бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не
мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется
истине; все покрывает, всему верит, всего
надеется, все переносит».
Е.Ф.КАДУЖИНА,
учитель химии
(г. Зерноград, Ростовская обл.)
|