Обобщение сведений
об основных классах
неорганических соединений
Урок-игра
Цель урока. Систематизировать знания
учащихся по разделу «Основные классы
неорганических соединений».
Класс делится на четыре группы. Урок проводится в
пять этапов. На каждом этапе группам по очереди
задают устные вопросы (1-й и 4-й этапы) или
одновременно предлагают письменные задания (2-й,
3-й и 5-й этапы). Выполненные письменные работы и
устные ответы каждой группы проверяют члены жюри
из старшеклассников.
ХОД УРОКА
1-й этап. Теоретический
Вопросы 1-й группе
· Что называют оксидами?
· Дайте определение понятиям:
а) «основный оксид»;
б) «кислотный оксид»;
в) «простое вещество»;
· Какую систему называют раствором?
Вопросы 2-й группе
· Что называют основаниями?
· Проведите классификацию оснований.
· Какое основание называют щелочью?
· Дайте определение понятиям: «сложное
вещество», «насыщенный» раствор.
Вопросы 3-й группе
· Что называют кислотами?
· Проведите классификацию кислот:
а) по содержанию водорода;
б) по наличию в составе молекул кислорода.
· Какой раствор называют ненасыщенным?
· Какие соли называют кислыми?
Вопросы 4-й группе
· Проведите классификацию:
а) солей;
б) оксидов.
· Какие соли называют:
а) основными;
б) средними;
в) двойными?
2-й этап. Вычислительный
Вопросы 1-й группе
· Найти молярные массы веществ:
оксида магния, азотной кислоты, гидроксида
натрия.
· Определить массовую долю каждого
элемента в оксиде серы(IV).
· Определить массу оксида серы(IV),
полученного при взаимодействии 0,5 моль серы с
кислородом.
Вопросы 2-й группе
· Найти молярные массы веществ:
серной кислоты, гидроксида калия, оксида
алюминия.
· Определить массовую долю каждого
элемента в оксиде серы(VI).
· Определить массу воды, полученной при
взаимодействии 1 моль кислорода
с 2 моль водорода.
Вопросы 3-й группе
· Найти молярные массы веществ:
оксида кальция, хлороводородной кислоты, нитрата
натрия.
· Определить массовую долю каждого
элемента в оксиде магния.
· Определить массу оксида меди(II),
полученного при окислении 1 моль меди.
Вопросы 4-й группе
· Найти молярные массы веществ:
сероводорода, воды, гидроксида магния.
· Определить массовую долю каждого
элемента в оксиде кальция.
· Определить массу оксида цинка,
полученного окислением 1 моль цинка.
3-й этап. Химический
Составить уравнения реакций для цепочки
превращений.
1-я группа
Fe FeO FeCl2 Fe(OH)2
FeO Fe.
2-я группа
Cu CuCl2 Cu(OH)2
CuO CuSO4.
3-я группа
Ca Ca(OH)2 CaCO3 CaO CaCl2.
4-я группа
C CO2 H2CO3 CaCO3 CO2.
4-й этап. Блиц-опрос
В течение одной минуты задаются вопросы и
определяется число правильных ответов.
· Общее название солей азотной
кислоты.
(Нитраты.)
· Название оксида водорода.
(Вода.)
· Формула серной кислоты.
(Н2SO4.)
· Валентность натрия.
(Единица.)
· Реакция взаимодействия простых
веществ.
(Соединение.)
· Химическое название углекислого
газа.
(Оксид углерода(IV).)
· Какой состав соляной кислоты?
(Раствор HCl в воде.)
· Валентность кальция.
(Два.)
· Соли угольной кислоты.
(Карбонаты.)
· Техническое название гидроксида
кальция.
(Гашеная известь.)
· Какого газа больше всего в
воздухе?
(Азота.)
· Химическая формула воды.
(Н2О.)
· Валентность водорода.
(Единица.)
· Формула азотной кислоты.
(HNO3.)
· Cоли соляной кислоты.
(Хлориды.)
· Техническое название оксида
кальция.
(Негашеная известь.)
· Формула бромоводородной кислоты.
(HBr.)
· Валентность алюминия.
(Три.)
· Какой газ нужен для дыхания?
(Кислород.)
· Растворимое основание.
(Щелочь.)
· Формула снега.
(Н2О.)
· Какой газ выделяется при дыхании?
(СО2.)
· Смесь, состоящая из растворителя и
растворенного вещества.
(Раствор.)
· Соли серной кислоты.
(Сульфаты.)
· Формула гидроксида натрия.
(NaOH.)
· Формула газа кислорода.
(О2.)
· Самый легкий газ.
(Водород Н2.)
· Сероводородная кислота имеет
формулу…
(H2S.)
· Серная кислота по агрегатному
состоянию…
(Жидкость.)
· Оксид магния представляет собой…
(Белый порошок.)
· Валентности железа в соединениях.
(Два и три.)
5-й этап. Эрудит
Команды обмениваются кроссвордами, которые
были составлены учащимися дома.
Е.А.СУРОВЦЕВА,
учитель химии лицея № 4
(г. Волгоград)
|