Важнейшие классы
неорганических веществ
Качественная разработка 8 класс
См. также № 33, 38, 2/2003
УРОК 4
ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, ОСНОВАНИЯ
(закрепление изученного)
Цели. Закрепить учебный материал по
пройденным темам с помощью заданий, связанных с
развитием творческих способностей, и
стандартных типовых задач; закрепить умения
записывать уравнения реакций, доказывающих
химические свойства этих классов, а также умения
составлять формулы исходных веществ по их
названиям, продуктов реакции в уравнениях,
простые генетические цепи.
ХОД УРОКА
Домашнее задание
проверено до урока по отработанной схеме,
поэтому после сообщения темы урока проводят разминку,
задавая вопросы, цель которых – подготовить
учащихся к активной учебной деятельности на
уроке.
· Как называется второй день недели?
(Вторник.)
· Как называется яхта капитана
Врунгеля?
(Победа.)
· О каком камне мечтает каждая
женщина?
(Алмаз.)
· Инициалы Менделеева?
(Д.И.)
· Как называется расстояние от центра
окружности до точки, лежащей на ней?
(Радиус.)
· В дроби над чертой пишем…
(Числитель.)
· Чем дышит все живое на Земле?
(Кислород.)
· С какой буквы начинались имена трех
поросят?
(Н.)
· Антоним слова «счастье»?
(Несчастье, горе.)
· Как называется профессия человека,
изучающего погодные явления?
(Метеоролог.)
Далее проводим цифровой диктант.
Задача диктанта – закрепление и самопроверка
знаний учебного материала по изученным ранее
темам. При правильном утверждении – ставить
цифру «1», при неправильном – «0».
Я утверждаю, что:
· основания – это сложные вещества,
состоящие из атомов металлов и гидроксильных
групп;
· кислоты – это сложные вещества,
состоящие из двух элементов, один из которых –
кислород;
· реакция соединения – это реакция, при
которой из двух веществ образуется одно более
сложное;
· реакция обмена – это реакция между
двумя сложными веществами, при которой они
обмениваются своими составными частями;
· реакция нейтрализации – это реакция
обмена между кислотными оксидами и основаниями;
· металл с валентностью I, II образует
соединения, проявляющие основные свойства;
· NaOH – щелочь;
· оксид серы(VI) – кислотный оксид;
· оксид хрома(VI) – основный оксид.
Правильные ответы. 1; 0; 1; 1; 0; 1; 1; 1; 0.
Оставшееся на уроке
время используется для выполнения
тренировочных упражнений по темам «Оксиды»,
«Кислоты», «Основания». Формы их выполнения и
проверки могут быть разными, в зависимости от
уровня самостоятельности учащихся: задания
можно выполнять всем классом с проверкой их на
доске, можно предложить сдать первые три
выполненные работы на оценку либо предложить
хорошо успевающим ученикам работать
самостоятельно, постепенно сдавая задания на
проверку учителю (в конце урока за
самостоятельно выполненную работу выставить
оценки). Все задания для каждого ученика сделаны
в виде распечатки.
1а. Распределить вещества по классам:
K2O, HCl, Cl2O7, HNO3, KOH, Cu(OH)2,
CuO, HF, PbO2, PbO, H2SO4, Al(OH)3, Al2O3,
NaOH, H2S, SO3, Ca(OH)2.
Дать названия (выборочно) и оформить согласно
предложенной таблице.
Kислоты |
Основания |
Оксиды |
щелочи |
нерастворимые |
основные |
кислотные |
|
|
|
|
|
1б. Составить формулы веществ:
оксид натрия, оксид серы(IV), оксид хлора(VII),
гидроксид цинка, гидроксид хрома(III).
2. Написать формулы оснований и кислот,
которые соответствуют данным оксидам:
SО3, Na2О, Al2O3, СО2,
ВаО, Мn2О7.
3. Какие оксиды соответствуют данным
гидроксидам:
Сr(ОН)2, КОН, Н2SО3, Н2СrO4,
НNО3, Fe(OH)3?
4. Из указанных оксидов выписать тот,
который взаимодействует с водой: SiO2, FеО, SO3.
Написать уравнение реакции.
5. Определить, с каким из приведенных
веществ реагирует как вода, так и гидроксид
калия:
Fе(ОН)2, SО2, Na2O. Написать
уравнения возможных реакций.
6. Написать уравнения реакций, указать
их типы:
1) Аl(ОН)3 + HCl … ;
2) СuСl2 + КОН … ;
3) сульфат цинка + гидроксид калия … ;
4) гидроксид железа(III) + азотная кислота … ;
5) железо(II) + соляная кислота … ;
6) оксид натрия + ортофосфорная кислота … ;
7) гидроксид хрома(III) … .
7. Решить задачу:
Комментарии. В заданиях 2 и 3
разделить сразу оксиды на основные и кислотные:
Это позволяет привести нестандартное задание к
стандартному решению.
В заданиях 4 и 5 определить
принадлежность каждого перечисленного вещества
к классу неорганических веществ и вспомнить их
свойства.
Если на уроке у
отдельных учеников появляется свободное время,
им можно предложить выполнить самостоятельную
работу на оценку. Можно предложить эту
работу и всему классу (варианты индивидуальные).
1. Распределить вещества по классам
(кислоты, соли, основания, оксиды):
SO2, НNO3, Fe(ОН)3, Н2S, КОН, СаCl2,
СаО.
2. Составь формулы: оксид железа(III),
гидроксид бария, сульфид натрия, сульфат
железа(III).
3. Закончить уравнения реакций:
Nа2О + НВr … ;
МgO + Н2 … ;
МgO + НCl … ;
Са(ОН)2 + НNО3
… .
Домашнее задание также
выдается в виде распечатки: задания 1 и 2
– обязательные, 3 и 4 –
дополнительные, по желанию (возможно при
проверке выставление оценки).
1. Повторить все, что записано в
тетрадях по теме «Соли».
2. Написать уравнения возможных
реакций:
1) Na2O + HCl … ;
2) NaOH + НСl … ;
3) KOH + CuSO4 … ;
4) CO2 + СaO … ;
5) Nа2O + МgО … ;
6) Сu + НСl … ;
7) Zn + Н2SО4 …
;
8*) Nа2СO3 + НСl
… ;
9*) NaОН + АlCl3 … ;
10*) AgNО3 + NаСl … .
Номера уравнений, помеченные знаком «*», –
повышенной сложности.
3. Решить задачу:
4. Написать уравнения реакций, указать
их типы:
И.В.СМИРНОВА,
учитель химии
гимназии «Жуковка»
(Одинцовский р-н, Московская обл.)
|