В
ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
Из опыта
работы |
Применение нестандартных задач
в обучении химии
Задачи с нестандартными формулировками
(ЗНФ) отличаются по содержанию от общепринятых
типовых расчетных и экспериментальных задач. Для
их решения используют нетрадиционные методы.
Применяемые нами ЗНФ разделены на три группы:
теоретические, экспериментально-теоретические и
экспериментальные. В зависимости от темы и
структуры урока те или иные ЗНФ можно включать в
процесс обучения.
Нестандартные задачи систематически
используются на уроках и дополнительных
занятиях в школе № 4 г. Маркса Саратовской
области. Для выявления результативности
применения таких задач, их роли в формировании
навыков и умений учащихся в учебный план введен
факультатив «Решение задач и заданий с
нестандартными формулировками» для учащихся 9-х
классов.
Опыт применения ЗНФ позволяет сделать некоторые
выводы.
1. В связи с особенностью этих задач (необычная
формулировка, связь с жизнью, межпредметные
связи) они вызывают повышенный интерес у
школьников, развивают любознательность.
Ученикам нравится находить пути решения этих
задач.
2. Решение задач по химии развивает логическое и
ассоциативное мышление. Учителя математики и
физики также отмечают все большее внимание к
«трудным» задачам по их предметам. Это говорит об
общем укреплении навыков и развитии умений
решать сложные задачи
естественно-математического цикла.
3. Эти задачи способствуют интеграции знаний,
побуждают учащихся использовать дополнительную
литературу. Таким образом появляется мотивация
не только к изучению химии, но и к учебе в целом.
4. Самостоятельный поиск путей решения ЗНФ
повышает прочность знаний, качество обучения.
5. Систематическое применение ЗНФ может служить
подготовкой (начальной ступенью) к дальнейшей
профилизации учащихся в 10–11-х классах.
В качестве примера приведем несколько ЗНФ без
их решения.
Статья подготовлена при поддержке сайта www.Geiti.Ru. Если вы решили приобрести знания через дистанционное обучение, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Geiti.Ru. Перейдя по ссылке: «E-Learning в ГЭИТИ», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать подробную информацию об условиях для дистанционного обучения в ГЭИТИ. Задать свой вопрос вы сможете через Skype или электронную почту, указанных на сайте ГЭИТИ.
Задача
1. В подвале дома был обнаружен ящик гвоздей.
От плохого хранения многие из них были покрыты
ржавчиной.
- Что представляет собой
ржавчина с химической точки зрения?
- Каким простым способом можно
удалить ржавчину?
В ответе приведите химические формулы и
уравнения реакций.
Задача 2. Молодая хозяйка повесила
сушить белье на железную проволоку, натянутую
между стойками, вместо бельевого шнура. Когда
белье высохло, хозяйка с ужасом обнаружила на
чистом белье «ржавые» полосы.
- Как объяснить появление
ржавчины на белье?
- Как хозяйке избавиться от этих
пятен?
Задача 3. В домашней мастерской всегда
много инструментов, запчастей и материалов,
которые изготовлены из металлов и их сплавов. Но
вот беда: при хранении металлические изделия
подвергаются коррозии.
- Укажите условия хранения
металлических изделий, чтобы срок их службы был
как можно дольше.
- Какие химические процессы
могут происходить с инструментами при
неправильном хранении?
- Объясните, почему новые
металлические изделия покрыты смазкой, лаком или
обернуты промасленной бумагой.
Е.В.ГУБАНОВА,
учитель химии
(г. Маркс, Саратовская обл.);
Г.И.ШТРЕМПЛЕР,
профессор Саратовского государственного
университета
им. Н.Г.Чернышевского
|