Приготовление растворов солей
|
Запрещается пробовать вещества на
вкус (а),
|
Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей работы по инструкции, используя материал учебников 8-го класса авторов О.С.Габриеляна (§ 34) или Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (§ 30).
ХОД УРОКА
В письменном отчете записываются название
темы, цели, оборудование, реактивы (4–5 мин).
Предлагается несколько вариантов расчетных
задач для приготовления растворов и пример
решения задачи.
Вариант № 1
Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?
Вариант № 2
Какие массы гидрокарбоната натрия и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 50 г с массовой долей соли 10%? Где используют данный раствор?
Вариант № 3
В 45 г воды растворено 5 г NaCl. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе. Для чего необходим этот раствор в быту и лаборатории?
Вариант № 4*
Рассчитайте массы воды и безводного сульфата меди, необходимые для приготовления 100 мл раствора, содержащего 8% соли. плотность раствора – 1,084 г/мл. Где применяют полученный раствор?
Вариант № 5*
Какую массу воды нужно добавить к 100 мл 30%-го раствора гидроксида натрия ( = 1,33 г/мл) для получения 10%-го раствора щелочи, используемого в лаборатории?
Пример решения задачи
Вычислите массы соли и воды, которые потребуются для приготовления 50 г раствора хлорида натрия, содержащего 0,1 массовой доли соли.
Этапы выполнения работы
1. После произведенных расчетов по
одному из вариантов оформите их в тетради (6–7
мин).
2. Отвесьте рассчитанное количество
вещества и поместите его в стакан объемом 100 мл
или колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду! Кислоту
добавляют в воду при постоянном перемешивании!
Взвешивание
(6–7 мин)
Технохимические весы:
|
· Отрегулируйте арретиром
весы.
· Взвешиваемое вещество кладите на
левую чашку весов, разновесы на правую. (Для
левшей – на правую чашку кладут вещество, на
левую – разновесы.)
· Разновесы брать только пинцетом и при
снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра,
из которых они были взяты.
· После взвешивания чашка весов должна
оставаться чистой.
· По окончании работы проверьте
разновесы. Весы арретировать (привести в
нерабочее состояние).
Жидкости на весах не взвешивают! |
3. Отмерьте мерным цилиндром
рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с
солью или водой (1–2 мин).
4. Перемешайте стеклянной палочкой
смесь до полного растворения вещества. Раствор
готов!
5. В отчете опишите последовательность
ваших действий. Сделайте рисунок сосуда, в
котором вы приготовили раствор (10 мин).
Склянку с
раствором сдайте учителю или лаборанту.
Пример. 0,9%-й раствор NaCl называется физиологическим. Применяется для инъекций.
6. Сделайте письменный вывод о
проделанной работе (5–6 мин).
7. Приведите рабочее место в порядок (1–2
мин).
Сдайте тетради на проверку.
Домашнее задание
Задача. Определите массу воды, которую нужно добавить к 50 г раствора с массовой долей соли 5%, чтобы получить раствор с массовой долей соли 2%.
Учитель следит за выполнением работы учащимися и отмечает свои наблюдения в карточке учета умений.
Карточка учета умений
Операции практической работы | Фамилии учащихся | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | ... |
Я | |
Приготовление склянки для раствора | ||||||
Знание правил техники безопасности | ||||||
Взвешивание вещества | ||||||
Работа с мерным цилиндром | ||||||
Приготовление раствора | ||||||
Kультура выполнения опыта | ||||||
Оформление отчета |
Образцы отчета о проделанной
практической работе
Вариант № 1
Взвешиваю 1 г борной кислоты, помещаю его в
стакан и добавляю к веществу воды до метки 50 мл.
Вещество растворяется в воде. Для его лучшего
растворения перемешиваю раствор стеклянной
палочкой. Переливаю раствор в приготовленную
склянку с этикеткой.
Раствор борной кислоты используют в медицине как
дезинфицирующее средство.
В лаборатории он хранится в аптечке для
промывания глаз в случае попадания в них щелочи.
Вариант № 2
Взвешиваю 5 г гидрокарбоната натрия и помещаю в
химический стакан вместимостью 50 мл (или 100 мл).
Добавляю воды до метки 50 мл. Вещество
растворяется. для его полного растворения
перемешиваю раствор стеклянной палочкой.
Получила 10%-й раствор NaHCO3. Переливаю
раствор в склянку с этикеткой.
Полученный раствор используют для обработки
кожного покрова в случае попадания на него
кислоты.
Вариант № 3
Взвешиваю на весах 5 г хлорида натрия и помещаю
соль в химический стакан. Мерным цилиндром
отмериваю 45 мл воды и добавляю к соли. Для лучшего
растворения соли перемешиваю раствор стеклянной
палочкой. Переливаю раствор в приготовленную
склянку.
Раствор используют в быту для засолки огурцов и
квашения капусты. В лаборатории раствор NaCl
используют как реактив для проведения химическиx
реакций.
Вариант № 4*
Взвешиваю на весах 8,7 г соли CuSO4. Отмериваю
мерным цилиндром 100 мл воды и переливаю в стакан с
солью. Перемешиваю раствор стеклянной палочкой.
Приготовленный раствор переношу в склянку с
этикеткой.
Раствор используют для борьбы с вредителями
сельскохозяйственных культур.
Вариант № 5*
Добавим к выданному 30%-му раствору щелочи 266 мл
воды. Получили 10%-й раствор NаОН.
Внимание! Если для приготовления растворов
берут щелочь в кристаллическом виде, тогда
щелочь добавляют в воду.
Раствор используют в химической лаборатории для
проведения химических реакций.
Вывод. Рассчитав массу вещества и объем воды,
приготовили раствор с заданной концентрацией
растворенного вещества, используя операции:
взвешивание, отмеривание объема жидкости,
растворение. Растворы широко применяются в быту
и народном хозяйстве.