Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2004

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

 

Как повысить интерес к химии

Специалисты по химии, создавая учебники в конце 1980-х – начале 1990-х гг., считали, что объем учебного материала, который они предлагают, должны усвоить все школьники. Раньше так и происходило. Но в середине 1990-х гг. произошли изменения в сфере образования.
В стране падала производительность труда, а следовательно, закрывались заводы. Интерес к химии как к одной из важнейших отраслей производства снижался. Знакомство общественности с состоянием экологии порождало страх перед химией у всех, в том числе и у школьников. Отчасти поэтому, а также по другим причинам изменилось отношение учащихся к образованию. Большую популярность приобретают гуманитарные науки, а естественные науки утрачивают свои позиции. Приведем некоторые факты, подтверждающие то, что дело обстоит именно так.
По данным второго международного исследования знаний учащихся по естественным наукам, проведенного в 1990–1991 гг., наши школьники по качеству знаний занимали 4–5-е места. А вот по результатам третьего международного исследования мы оказались уже на 16-м месте, потеряв преимущество, которым законно гордились в прежние годы. Среди других причин снижения интереса к естественным наукам можно назвать следующие:
1. Предоставление права школам и учителям работать по авторским программам. Как следствие, невозможность создать полноценное учебно-методическое обеспечение для многочисленных вариантов изучения учебных предметов.
2. Изменение учебного плана.
3. Постоянный дефицит времени, в том числе для мотивации учащихся и для проведения параллелей между изучаемой темой и явлениями, встречающимися в жизни.
Во многих школах для поддержания школьного естественного образования введены пропедевтические курсы, например курс естествознания. Это, несомненно, повышает уровень естественного образования. Как же развить интерес учащихся к химии за 2 часа учебной нагрузки в неделю, если ребята не изучали естествознание и не проходили пропедевтический курс химии?
Химию начинают изучать в подростковом возрасте (13–14 лет), а это, как известно, тот период времени, когда взрослые люди теряют в глазах подростков свой авторитет. Наш предмет для них новый и, на их взгляд, очень сложный. Поэтому нам, учителям-химикам, приходится труднее, чем другим учителям-предметникам.
Для того чтобы заинтересовать ребят, предлагаю использовать следующие виды деятельности:

Задавать домашние задания не по учебнику или задачнику, а как маленькие творческие работы. Например, составление сказок, кроссвордов, лото и т. д.
Проводить на последнем уроке каждой четверти игру, связанную с изученным материалом по химии.
Некоторые самостоятельные работы также проводить в виде игры.
Задавать домашние эксперименты из веществ, которые есть у учащихся дома.
Показывать занимательные опыты.
Некоторые практические работы проводить с веществами, которые окружают учащихся в повседневной жизни (соли, кислоты).

На мой взгляд, все сказанное выше способствует повышению качества естественного образования, развивает интерес к химии.
Смею предположить, что в ближайшем будущем наше естественное образование вернется на прежний высокий уровень.

Р.О.МАГОМЕДОВА,
учитель химии школы № 184
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru