РЕФОРМА
ОБРАЗОВАНИЯ
Школа:
время реформ |
Как повысить интерес к химии
Специалисты по химии, создавая учебники в
конце 1980-х – начале 1990-х гг., считали, что объем
учебного материала, который они предлагают,
должны усвоить все школьники. Раньше так и
происходило. Но в середине 1990-х гг. произошли
изменения в сфере образования.
В стране падала производительность труда, а
следовательно, закрывались заводы. Интерес к
химии как к одной из важнейших отраслей
производства снижался. Знакомство
общественности с состоянием экологии порождало
страх перед химией у всех, в том числе и у
школьников. Отчасти поэтому, а также по другим
причинам изменилось отношение учащихся к
образованию. Большую популярность приобретают
гуманитарные науки, а естественные науки
утрачивают свои позиции. Приведем некоторые
факты, подтверждающие то, что дело обстоит именно
так.
По данным второго международного исследования
знаний учащихся по естественным наукам,
проведенного в 1990–1991 гг., наши школьники по
качеству знаний занимали 4–5-е места. А вот по
результатам третьего международного
исследования мы оказались уже на 16-м месте,
потеряв преимущество, которым законно гордились
в прежние годы. Среди других причин снижения
интереса к естественным наукам можно назвать
следующие:
1. Предоставление права школам и учителям
работать по авторским программам. Как следствие,
невозможность создать полноценное учебно-методическое
обеспечение для многочисленных вариантов
изучения учебных предметов.
2. Изменение учебного плана.
3. Постоянный дефицит времени, в том числе для
мотивации учащихся и для проведения параллелей
между изучаемой темой и явлениями,
встречающимися в жизни.
Во многих школах для поддержания школьного
естественного образования введены
пропедевтические курсы, например курс
естествознания. Это, несомненно, повышает
уровень естественного образования. Как же
развить интерес учащихся к химии за 2 часа
учебной нагрузки в неделю, если ребята не изучали
естествознание и не проходили пропедевтический
курс химии?
Химию начинают изучать в подростковом возрасте
(13–14 лет), а это, как известно, тот период времени,
когда взрослые люди теряют в глазах подростков
свой авторитет. Наш предмет для них новый и, на их
взгляд, очень сложный. Поэтому нам, учителям-химикам,
приходится труднее, чем другим учителям-предметникам.
Для того чтобы заинтересовать ребят, предлагаю
использовать следующие виды деятельности:
Задавать домашние задания не по учебнику или
задачнику, а как маленькие творческие работы.
Например, составление сказок, кроссвордов, лото и
т. д.
Проводить на последнем уроке каждой четверти
игру, связанную с изученным материалом по химии.
Некоторые самостоятельные работы также
проводить в виде игры.
Задавать домашние эксперименты из веществ,
которые есть у учащихся дома.
Показывать занимательные опыты.
Некоторые практические работы проводить с
веществами, которые окружают учащихся в
повседневной жизни (соли, кислоты).
На мой взгляд, все сказанное выше способствует
повышению качества естественного образования,
развивает интерес к химии.
Смею предположить, что в ближайшем будущем наше
естественное образование вернется на прежний
высокий уровень.
Р.О.МАГОМЕДОВА,
учитель химии школы № 184
(Москва)
|