ПЕРЕПИСКА С
ЧИТАТЕЛЕМ
Из опыта работы |
Кислородсодержащие
органические вещества
Тематический блок
Поурочное планирование
Тема «Спирты и
фенолы» (6–7 ч)
1. Спирты: строение, номенклатура, изомерия.
2. Физические и химические свойства спиртов.
3. Получение и применение метанола и этанола.
4. Многоатомные спирты.
5. Фенол: строение и свойства.
6. Генетическая связь между углеводородами и
спиртами.
Тема «Альдегиды
и карбоновые кислоты» (9 ч)
1. Альдегиды: строение и свойства.
2. Получение и применение альдегидов.
3. Предельные одноосновные карбоновые кислоты.
4. Отдельные представители карбоновых кислот
(муравьиная, пальмитиновая, стеариновая,
олеиновая кислоты).
5. Мыла как соли высших карбоновых кислот.
Применение кислот.
6. Практическая работа № 3 «Получение и свойства
карбоновых кислот».
7. Практическая работа № 4 «Экспериментальное
решение задач на распознавание органических
соединений».
8, 9. Модульная программа «Обобщение сведений о
кислородсодержащих органических соединениях».
Комплексная дидактическая цель
Знать номенклатуру,
строение и характерные свойства спиртов,
альдегидов, карбоновых кислот.
Уметь составлять
структурные формулы изучаемых веществ;
записывать уравнения химических реакций,
отражающих генетическую связь органических
соединений.
Уметь сравнивать,
анализировать, делать выводы о свойствах веществ
по их строению.
Уметь применять
полученные знания при выполнении заданий
разного уровня.
Уроки 8, 9.
Модульная программа
«Обобщение сведений о кислородсодержащих
органических соединениях»
Интегрирующая цель. В результате
работы над учебными элементами:
– закрепить знания по темам:
«Спирты и фенолы» и «Альдегиды и карбоновые
кислоты»;
– развить навыки:
а) составления структурных формул органических
веществ;
б) написания уравнений химических реакций,
отражающих свойства органических веществ;
в) самоконтроля и взаимоконтроля;
– научиться:
а) работать самостоятельно с модульной
программой;
б) работать по уровням;
в) работать на доверии;
г) сравнивать результат своей работы с
поставленными целями.
УЭ-1: входной контроль
Цель. Проверить готовность к
восприятию модуля.
Ответы записывайте в тетради. Cледите за
временем!
Тестовые задания (5 мин)
I вариант
1. Как называется спирт:
а) 2-Метил-3-этилбутанол-2;
б) 2-этил-3-метилбутанол-3;
в) 2,3-диметилпентанол-2;
г) 3,4-димeтилпeнтaнoл-4.
2. С какими из веществ будет
взаимодействовать уксусная кислота?
а) СаСО3;
б) СО2;
в) СН3ОН;
г) Н2.
II вариант
1. Как называется альдегид:
а) 2-Метил-3-пропилбутаналь;
б) 2,3-диметилгексаналь;
в) 4,5-диметилгексаналь;
г) 2-метил-2-пропилбутаналь.
2. С каким из веществ будет
взаимодействовать этиловый спирт?
а) NaOH;
б) Na;
в) СаСО3;
г) НСl.
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте,
проверьте его ответы по приложению 1, обсудите
ошибки. Оцените работу товарища: задание 1 – 1
балл, задание 2 – 2 балла. Занесите баллы в
оценочный лист УЭ-1.
Если вы набрали 3 балла – переходите к УЭ-4.
Если вы набрали 1–2 балла – переходите к УЭ-3.
Если вы набрали 0 баллов – переходите к УЭ-2.
УЭ-2
Цель. Повторить учебный материал о
строении и свойствах спиртов, альдегидов, кислот.
Работайте устно.
Одноатомные предельные спирты
СnН2n+1OH
Строение молекул
Из
электронной формулы спирта видно, что в его
молекуле химическая связь между атомом
кислорода и атомом водорода весьма полярна.
Поэтому водород имеет частичный положительный
заряд, а кислород – отрицательный. И как
следствие: 1) атом водорода, связанный с атомом
кислорода, подвижен и реакционноспособен; 2)
возможно образование водородных связей между
отдельными молекулами спирта и между молекулами
спирта и воды:
Получение
В промышленности:
а) гидратацией алкенов:
б) сбраживанием сахаристых веществ:
в) путем гидролиза крахмалосодержащих
продуктов и целлюлозы с последующим
сбраживанием образовавшейся глюкозы;
г) из синтез-газа получают метанол:
В лаборатории:
а) из галогенопроизводных алканов, действуя на
них AgOH или КОН:
С4Н9Вr + AgОН
С4Н9OН + AgBr;
б) гидратацией алкенов:
Химические свойства
1. Взаимодействие со щелочными металлами:
2C2H5 – OH + 2Na
2C2H5 – ONa + H2.
2. Взаимодействие с кислотами:
3. Реакции окисления:
а) спирты горят:
2С3Н7ОН + 9O2 6СО2 + 8Н2О;
б) в присутствии окислителей спирты окисляются:
4. Спирты подвергаются дегидрированию и дегидратации:
Многоатомные предельные спирты
Строение молекул
По строению молекул многоатомные спирты сходны
с одноатомными. Отличие заключается в том, что в
их молекулах имеется несколько гидроксильных
групп. Содержащийся в них кислород смещает
электронную плотность от атомов водорода. Это и
приводит к увеличению подвижности водородных
атомов и усилению кислотных свойств.
Получение
В промышленности:
а) гидратацией этиленоксида:
б) глицерин получают синтетическим путем из
пропилена и путем гидролиза жиров.
В лаборатории:
как и одноатомные спирты, путем гидролиза
галогенопроизводных алканов водными растворами
щелочей:
Химические свойства
Многоатомные спирты имеют сходное строение с
одноатомными спиртами. В связи с этим их свойства
тоже сходные.
1. Взаимодействие со щелочными металлами:
2. Взаимодействие с кислотами:
3. В связи с усилением кислотных свойств
многоатомные спирты в отличие от однотомных
реагируют с основаниями (при избытке щелочи):
Фенолы R–OH или R(OH)n
Строение молекул
В
отличие от радикалов алканов (СН3–, С2Н5
– и т. д.) бензольное кольцо обладает свойством
притягивать к себе электронную плотность
кислородного атома гидроксильной группы.
Вследствие этого атом кислорода сильнее, чем в
молекулах спиртов, притягивает к себе
электронную плотность от атома водорода. Поэтому
в молекуле фенола химическая связь между атомом
кислорода и атомом водорода становится более
полярной, а водородный атом более подвижен и
реакционноспособен.
Получение
В промышленности:
а) выделяют из продуктов пиролиза каменного
угля;
б) из бензола и пропилена:
в) из бензола:
С6Н6 С6Н5Сl
С6Н5 – OH.
Химические свойства
В молекуле фенола наиболее ярко проявляется
взаимное влияние атомов и атомных групп. Это
выявляется при сравнении химических свойств
фенола и бензола и химических свойств фенола и
одноатомных спиртов.
1. Свойства, связанные с наличием группы –OH:
2. Свойства, связанные с наличием бензольного
кольца:
3. Реакции поликонденсации:
Альдегиды
Строение молекул
Электронная и структурная формулы альдегидов
следующие:
У альдегидов в альдегидной группе между
атомами углерода и водорода существует -связь, а
между атомами углерода и кислорода – одна -связь и одна -связь, которая
легко разрывается.
Получение
В промышленности:
а) окислением алканов:
б) окислением алкенов:
в) гидратацией алкинов:
г) окислением первичных спиртов:
(этот метод используется и в лаборатории).
Химические свойства
1. Из-за наличия в альдегидной группе -связи наиболее характерны
реакции присоединения:
2. Реакции окисления (протекают легко):
3. Реакции полимеризации и поликонденсации:
Одноосновные предельные
карбоновые кислоты
Строение молекул
Электронная и структурная формулы
одноосновных карбоновых кислот следующие:
Из-за сдвига электронной плотности к атому
кислорода в карбонильной группе атом углерода
приобретает частичный положительный заряд.
Вследствие этого углерод притягивает
электронную плотность от гидроксильной группы, и
атом водорода становится более подвижным, чем в
молекулах спиртов.
Получение
В промышленности:
а) окислением алканов:
б) окислением спиртов:
в) окислением альдегидов:
г) специфическими методами:
Химические свойства
1. Простейшие карбоновые кислоты в водном
растворе диссоциируют:
СН3СООН Н+
+СН3СОО–.
2. Реагируют с металлами:
2HCOOH + Mg (HCOO)2Mg + H2.
3. Реагируют с основными оксидами и
гидроксидами:
HCOOH + КОН НСООК+ Н2О.
4. Реагируют с солями более слабых и летучих
кислот:
2СН3СООН + К2СО3 2СН3СООК + СО2 + Н2О.
5. Некоторые кислоты образуют ангидриды:
6. Реагируют со спиртами:
Сложные эфиры
Получение
Сложные эфиры главным образом получают при
взаимодействии карбоновых и минеральных кислот
со спиртами:
Химические свойства
Характерное свойство сложных эфиров – способность
подвергаться гидролизу:
Переходите к УЭ-3.
УЭ-3
Цель. Развить навыки составления
структурных формул органических соединений,
повторить номенклатуру.
Работайте письменно в тетради. При затруднении
обращайтесь к записям в тетради и к УЭ-2.
I вариант
1. Составьте структурные формулы
веществ:
а) 2-метилфенол;
б) 3-хлорбутановая кислота;
в) этиловый эфир пропановой кислоты.
2. Назовите вещества:
II вариант
1. Составьте структурные формулы
веществ:
а) пропандиол-1,3;
б) 2-хлорпропановая кислота;
в) метиловый эфир бутановой кислоты.
2. Назовите вещества:
Проверьте свои ответы по приложению 2. За
каждое задание – максимально 3 балла. Занесите
баллы в оценочный лист УЭ-3.
Если вы набрали 4–6 баллов – переходите к УЭ-4.
Если вы набрали 0–3 балла – сначала разберите
свои ошибки с помощью тетради и учебника или
обратитесь за консультацией к учителю.
УЭ-4
Цель. Развить навыки написания
уравнений химических реакций, отражающих
свойства органических соединений.
Работайте письменно в тетради. При
затруднениях обращайтесь к записям в тетради и к
УЭ-2.
I вариант
1. Какие из реагентов и в какой
последовательности нужно использовать для
осуществления превращений:
Реагенты для цепочки превращений:
а) СН3ОН;
б) Н2О;
в) Н2;
г) Ag2О.
2. Составьте уравнения реакций к
заданию 1, указав условия их проведения.
II вариант
1. Какие из реагентов и в какой
последовательности нужно использовать для
осуществления превращений:
Реагенты для цепочки превращений:
а) СuО;
б) Н2О;
в) Cu(OH)2;
г) H2.
2. Составьте уравнения реакций к
заданию 1, указав условия их проведения.
Проверьте свои ответы по приложению 3. За
каждое задание – максимально 3 балла. Занесите
баллы в оценочный лист УЭ-4.
Если вы набрали 4–6 баллов – переходите к УЭ-5.
Если вы набрали 0–3 балла – сначала разберите
свои ошибки с помощью тетради и учебника или
обратитесь за консультацией к учителю.
УЭ-5
Цель. Закрепить понятие «кислотные
свойства вещества», развить навыки сравнения и
анализа.
Вспомните, что наличие кислотных свойств
вещества определяется способностью отщеплять H+.
Чем больше частичный положительный заряд + на атоме водорода и
чем сильнее поляризация связи ОН, тем сильнее кислотные свойства
соединения.
Работайте письменно в тетради.
I вариант
Расположите вещества в порядке увеличения
кислотных свойств.
II вариант
Расположите вещества в порядке увеличения
кислотных свойств.
Проверьте ответы по приложению 4. За
правильно выполненное задание поставьте 3 балла.
Занесите баллы в оценочный лист УЭ-5.
Если до выполнения выходного контроля
осталось 10 мин и более, переходите к выполнению
УЭ-6.
Если времени осталось мало, приготовьтесь к
выходному контролю, проанализировав свои ошибки
в УЭ-3, -4, -5.
УЭ-6
Цель. Закрепить навыки решения
расчетных задач.
Работайте письменно в тетради.
I вариант
Сколько граммов КОН потребуется для
нейтрализации 300 г 9%-го раствора уксусной
кислоты?
II вариант
Сколько граммов уксусного альдегида можно
получить из 4,48 л ацетилена, если практический
выход составляет 70% от теоретически возможного?
Решенную задачу сдайте на проверку учителю,
за правильное решение ставится отдельная оценка.
Приготовьтесь к выполнению выходного контроля в
тетрадях для контрольных работ.
УЭ-7: выходной контроль
Цель. Проверить знания, умения и
навыки по пройденной теме.
Получите карточку с заданиями у учителя.
Работайте письменно в тетради для контрольных
работ. После выполнения сдайте выходной контроль
и оценочный лист учителю.
Рефлексия
Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в
ходе работы? Оцените свою работу по направлениям:
«я», «мы», «дело».
Учебные
элементы |
Набранные
баллы |
Оценка |
УЭ-1
(входной
контроль) |
|
|
УЭ-3 |
|
|
УЭ-4 |
|
|
УЭ-5 |
|
|
УЭ-6 |
|
|
УЭ-7
(выходной
контроль) |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ответы к УЭ-1
I вариант
1. в;
2. а, в.
II вариант
1. б;
2. б, г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ответы к УЭ-3
I вариант
1.
2.
а) Этиловый эфир бутановой кислоты;
б) пропантриол (глицерин);
в) 2-метилпропаналь.
II вариант
1.
2.
а) Фенолят натрия;
б) метановая (муравьиная) кислота;
в) пропиловый эфир уксусной кислоты
(пропилацетат).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ответы к УЭ-4
I вариант
1. б, г, а.
2.
II вариант
1. б, а, в.
2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Ответы к УЭ-5
I вариант
г, в, а, б.
II вариант
а, в, б, г.
З.Г. ЗАХАРОВА,
учитель химии экономического лицея
(Москва)
|