Химический Новый год,
|
Рис. 9
|
Перед тем как соединить две пластины
между собой, зачистите их наждачной бумагой и
постарайтесь не касаться поверхности металла
(держитесь за края). Будьте аккуратны при
изготовлении искусственного дерева, не
порежьтесь! Изготовление аппликации из железа
можно поручить ученикам старших классов на
уроках трудового обучения.
Используемый раствор ацетата свинца следует
подкислить лимонной кислотой1.
Тем самым вы избавитесь от мутной взвеси в
растворе, которая образуется вследствие
гидролиза соли.
Результатом взаимодействия между катионами
свинца и железоцинковым сплавом будет
образование черного налета мелкодисперсного
свинца. В дальнейшем этот налет будет
превращаться в красивые крупные свинцовые
хлопья.
Опыт «Замерзающая и оживающая гвоздика».
При демонстрации данного эксперимента нужно
изготовить искусственное изделие из отрезков
медицинского бинта. Четыре отрезка размером
10x10 см, сложенные вместе, обрабатывают
водно-спиртовым раствором фенолфталеина2. Высушенную заготовку сложите в
гармошку, перетяните ее центр мотком медной
проволоки и расправьте полученный «бант» в форме
лепестков гвоздики. Оставшийся медный провод
будет служить осью (стеблем) искусственного
цветка. Гвоздику можно поставить в неглубокую
химическую посуду (например, плоскодонную колбу).
Рис. 10.
|
Чтобы цветок равномерно обработать
небольшим количеством раствора аммиака,
потребуется распылитель. Для этого используйте
пульверизатор, который после выполнения опыта
следует промыть и высушить. Если стандартный
пульверизатор отсутствует, то его можно
изготовить самостоятельно из пустого
парфюмерного флакона3. Техника
его выполнения изображена на
рис. 10.
Этапы изготовления пульверизатора
1. Распылитель от флакона отделяйте при помощи
больших ножниц. Острым концом ножниц ослабьте
крепление металлического ободка у основания
отверстия флакона.
2. Приготовьте небольшую емкость для раствора
аммиака4.
3. Проделайте отверстие в крышке (колпачке) острым
предметом по размеру пульверизатора.
4. Вставьте пульверизатор в колпачок и обрежьте
его трубку по размеру емкости.
5. Для относительной герметичности конструкции
внутреннюю сторону колпачка аккуратно заполните
расплавленным воском (при помощи горящей свечи).
Опыт «Искусственный снег». В
фарфоровой чашке смешайте равные объемы
пероксида водорода и пены для ванны (5–7 мл)5. Добавьте в приготовленный
раствор пластиковой чайной ложкой порошок
йодида калия (0,5–1 г).
Опыт «Метель из бутылки». Монтаж
изделия для этого опыта производится перед
выходом исполнителя (Деда Мороза). Эффект опыта –
интенсивное выделение газовой смеси, состоящей
из кислорода и паров воды вследствие сильной
экзотермической реакции. Для надежности
проведения этого опыта бутылку с реагирующей
смесью поставьте в посуду с холодной водой.
Разогретая смесь настолько деформирует бутылку,
что она теряет свою устойчивость уже через
несколько секунд после начала реакции.
Уничтожение и утилизация отходов
химического эксперимента
Вещества, используемые при проведении опыта
«Химическая елка», токсичны (соли тяжелых
металлов). Поэтому не сливайте их в канализацию.
Растворы солей этих металлов (свинца, цинка,
железа) переведите в осадок при помощи сульфида
натрия или обыкновенной стиральной или пищевой
соды (карбоната или гидрокарбоната натрия).
Осадок отделите от раствора, герметично упакуйте
в плотный бумажный кулек, помещенный в двойной
целлофановый пакет.
Остальные твердые отходы выбросите в мусор.
Жидкие продукты химических опытов – растворы
пероксида водорода, пены, йодида калия,
нашатырного спирта, фенолфталеина – вылейте в
канализацию. Оставшиеся реагенты, в том числе
искусственную ель и химический цветок, можно
использовать неоднократно.
ЛИТЕРАТУРА
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по
химии. Книга для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение,
1995, 96 с.;
Загадки русского народа. Сборник загадок,
вопросов, притч и задач. Сост. Д.Н.Садовников.
М.: Изд-во МГУ, 1960, 335 с.;
Першин Р.В. Если иссякли запасы реактивов.
Химия в школе, 2000, № 8, с. 73;
Пословицы. Поговорки. Загадки. Сост.
А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. М.: Современник,
1986, 512 с.;
Семенов А.С. Справочные таблицы при работе с
реактивами. Химия в школе. 1991, № 1, с. 42;
№ 2, с. 37;
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Окружающий мир. 3
класс. В 2 ч. Ч. 2. М.: Астрель, 2002, 222 с.; Химия.
Интересные уроки. Из зарубежного опыта
преподавания. Сост. В.Н.Головнер. М.:
Изд-во НЦ ЭНАС, 2001, 136 с.
Д.М.ТОНКИХ,
аспирант;
Г.М.ЧЕРНОБЕЛЬСКАЯ,
профессор (МПГУ, Москва);
В.М.ШАБАРШИН, к.х.н.,
доцент (ЛПГУ, Липецк)
1 Преимущество лимонной кислоты
перед уксусной – отсутствие резкого запаха.
Катионы свинца не образуют осадка с анионами
лимонной кислоты.
2 Фенолфталеин есть в продаже под
названием «пурген» (слабительное средство). Для
приготовления раствора достаточно будет одной
таблетки, которую нужно растворить в
двадцатипяти- или пятидесятикратном объеме
водки (от массы таблетки).
3 Флакон из-под туалетной воды или
духов. Ни в коем случае не используйте баллончики
из-под дезодорантов (даже пустых). Это опасно для
жизни!
4 В качестве емкости для раствора
аммиака используйте пузырек для лекарств с
широким горловым отверстием (диаметром от 2 и
более сантиметров) и закручивающимся колпачком
из мягкой пластмассы.
5 Объем жидкостей удобно измерять
шприцем.