Важнейшие классы
неорганических веществ
Качественная разработка 8 класс
См. также № 33, 38/2003
УРОК 3
ОСНОВАНИЯ
(обобщение)
Основные понятия урока. Основания.
Гидроксильная группа. Щелочи. Реакция
нейтрализации.
Результаты обучения. Знать
характеристику класса оснований (определение,
состав, названия, классификация, физические и
химические свойства); усвоить правила обращения
со щелочами; уметь записывать уравнения реакций,
доказывающих свойства оснований, через
сравнение находить сходные и различные свойства
щелочей и нерастворимых оснований; уметь
записывать фрагменты генетической связи.
ХОД УРОКА
Домашнее задание
проверяется до начала урока с индивидуальной
проработкой ошибок. Если в задании есть ошибки,
типичные для всех, то во время перемены на доске
приводят верное решение, и ученик, справившийся с
заданием, объясняет его решение.
Урок начинается с цифрового
диктанта, цель которого – проверка знаний,
связанных с оксидами, кислотами, и подготовка к
восприятию нового материала.
Учитель начинает фразу «Верно ли утверждение,
что…» и далее продолжает ее в виде шести
предложений, с которыми ученик соглашается или
нет. Если утверждение верно, то в тетрадях
записывается цифра 1, если нет – 0.
Вопрос звучит только один раз, что способствует
развитию внимания и умению сосредотачиваться.
Ответ записывают на доске. В результате должна
получиться строчка, состоящая из этих двух цифр.
Верно ли утверждение, что:
1) оксиды – сложные вещества, состоящие из
двух элементов, один из которых – кислород;
2) неметаллы обладают металлическим блеском;
3) углекислый газ – кислотный оксид;
4) оксид натрия – кислотный оксид;
5) кислоты – сложные вещества, состоящие из
атомов водорода, способных замещаться на атомы
металла, и кислотных остатков;
6) реакция нейтрализации – реакция между
кислотным оксидом и основанием, в результате
которой образуется соль и вода.
Ответ. 1; 0; 1; 0; 1; 0.
На следующем этапе урока
учитель проводит фронтальную беседу по
теме «Основания», используя опорный конспект.
Вопросы:
дать определение
оснований;
состав и названия
оснований (не забыть об атомах металлов с
переменной валентностью);
что такое функциональная
(гидроксильная) группа, каковы ее состав и
валентность?
Выполнить задания:
классифицировать
основания (см. опорный конспект);
составить формулы
оснований по названию: гидроксид калия,
гидроксид кальция,
гидроксид железа(III);
назвать основания по
приведенным формулам:
Ba(OH)2, LiOH, Al(OH)3, Pb(OH)2.
Два следующих задания
предлагаются в распечатанном виде. Это логически
поисковые задания, цель которых – не только
закрепить и проверить знания по определенным
химическим понятиям, но и, используя химические
знания, развить умения сравнивать,
систематизировать и обобщать. Эти задания
ученики выполняют самостоятельно (5 мин), а затем
проверяют вместе. Интересно, что в эти упражнения
можно вводить задания, не связанные с химией и
требующие нестандартного подхода к решениям.
1. Найти закономерность и обобщить:
а) NaOH, KOH, Ba(OH)2;
б) литий, магний, калий, золото;
в) Na+, OH–, Cl–, K+;
г) Fе(ОН)3, Сu(ОН)2, НgОН, Zn(ОН)2;
д) ртуть, цинк, хлор, рожь;
е) Nа2О, СаО, ВаО, К2O;
ж) SO3, СO2, SO2, МnО2.
2. Найти лишнее:
а) Mg, Нg, S, Al;
б) N, Р, Nа, Сl;
в) НСl, NаОН, Н2SО4, Н2S;
г) CaO, K2О, MnО, MnO2;
д) HgO, N2О5, CО2, Cl2O7;
е) яблоко, груша, огурец, вишня;
ж) NaOH, Nа2SО4, Fe(OH)3, Ba(OH)2.
Продолжение фронтальной беседы с
использованием опорного конспекта:
химические свойства
щелочей и нерастворимых оснований (сходство и
отличие);
получение щелочей и
нерастворимых оснований (как фрагментов
генетической связи, представленных превращений).
Для закрепления
пройденного материала проводятся опыты.
Демонстрационный опыт. Получить
нерастворимое основание Сu(ОН)2 из твердого
СuО по приведенной ниже схеме (предложена
совместно с учениками):
Снова обращается внимание на тот факт, что СuО в
Н2О нерастворим, т. е. CuО + Н2О .
Опыт проводит учитель либо ученик.
Лабораторный опыт. Самостоятельно получить
реакцией обмена нерастворимое основание
Сu(ОН)2 из раствора соли меди(II) и провести
его взаимодействие с раствором кислоты. Обсудить
проведение опыта по предложенной схеме (условия
проведения реакций, запись уравнений на доске
под диктовку учащихся):
Следующий этап
деятельности учащихся связан с заданием,
способствующим развитию творческих
способностей и требующим комбинаторного
мышления. Это позволяет, во-первых, закрепить
навыки составления химических уравнений;
во-вторых, проверить знания по химическим
свойствам веществ; в-третьих, перевести
составленные уравнения в цепочку превращений, т.
е. осуществить синтетические действия: перейти
от частного к общему.
Вопрос. На 10 карточках написаны формулы
веществ с коэффициентами, участвующих в
химических реакциях:
O2 |
2Na2O |
Na2O |
H2O |
2NaOH |
2NaOH |
H2SO4 |
Na2SO4 |
2H2O |
4Na |
Cоставить три
уравнения возможных реакций.
Ответ.
1) 4Nа + О2 = 2Nа2О;
2) Nа2О + Н2О = 2NaOН;
3) 2NаОН + Н2SО4 = Na2SO4 + 2Н2O.
Какая цепочка
превращений получилась?
Ответ.
Дополнительный вопрос. Добавляю карточку . Какое
еще уравнение реакции можно составить,
воспользовавшись уже имеющимися карточками и
добавив еще одну с формулой неметалла?
Ответ. Карточка .
4) Nа2O + Н2 = 2Nа + НsО.
Итоговая цепочка превращений:
Задание учащиеся выполняют самостоятельно,
работая в парах (на парте – один комплект
карточек), один ученик работает на магнитной
доске (остальные должны видеть ход его решения до
проверки).
Уравнения превращений в тетрадях не записываем,
т. к. ученики работают с карточками, что
способствует более глубокому осмыслению (через
моторику пальцев), а цепочки превращений в
качестве ответов записываем на доске и в
тетрадях.
После этого задания необходимо провести обмен
мнениями.
Домашнее
задание
1. Повторить записи в тетрадях и
опорном конспекте, а также прочитать по учебнику
соответствующий материал, связанный с оксидами,
кислотами и основаниями.
2. Закончить уравнения реакций,
расставить коэффициенты, указать типы
химических реакций.
3. Составить уравнения реакций,
указать их типы:
4. По приведенным данным составить
условие задачи и решить ее.
И.В.СМИРНОВА,
учитель химии
гимназии «Жуковка»
(Одинцовский р-н, Московская обл.)
|