ПЕРЕПИСКА С
ЧИТАТЕЛЕМ Из опыта работы |
Программа по учебнику
«Химия-8» О.С.Габриеляна
Сейчас разработано множество программ по
химии, формирующих знания о важнейших понятиях,
законах и теориях химии. Для работы в своей школе
я выбрала программу для 8–11-х классов
О.С.Габриеляна. Программа построена на
концентрической концепции. Особенность этой
программы заключается в том, что весь
теоретический материал курса химии изучается в
первый год обучения. Это позволяет учащимся
более осознанно и глубоко изучить фактический
материал 9-го класса – химию элементов и их
соединений. Однако множество теоретических
понятий, приходящихся на первый год изучения
химии, вызывает ряд затруднений.
Начинается изучение предмета химии с темы
«Введение в химию», в которой рассказывается об
истории химии, о ее роли в нашей жизни. Школьники
знакомятся с химическими знаками, формулами
веществ и т. п. В данной теме я посчитала нужным
выделить три урока на изучение понятия
«валентность» и отработку умения составлять
формулы веществ по валентности. Это понятие дает
возможность объяснить ученикам значение
индексов в химических формулах. Решение заданий
на составление формул веществ по валентности
позволяет отработать алгоритм нахождения
наименьшего кратного чисел валентности и
индексов в химических формулах.
На страницах методической и учебной литературы
можно встретить разные определения понятия
«валентность». Автор данной программы вводит его
только в курсе химии 9-го класса при знакомстве с
представителями органических веществ. Однако
знание понятия «валентность» введено во
«Временные требования к обязательному минимуму
содержания основного общего образования»
применительно и к неорганическим веществам. В 8-м
классе нет необходимости раскрывать все
особенности этого понятия, достаточно
отработать умения составлять формулы веществ и
находить валентность по известной формуле
вещества. В дальнейшем, при изучении темы «Атомы
химических элементов», мы рассматриваем связь
между строением атома химического элемента и
валентностью, которую он может проявлять в
соединениях. А в теме «Соединения химических
элементов» сравниваем два понятия: «степень
окисления» и «валентность». Опираясь на уже
изученный материал, рассматриваем достоинства и
недостатки этих понятий и в дальнейшем уже
используем термин «степень окисления».
Умение составлять формулы веществ по
валентности помогает быстрее освоить классы
неорганических веществ. Составление формул
соединений с использованием степени окисления
не вызывает затруднений, т. к. ребятам эти приемы
уже знакомы.
Курс химии 8-го класса по программе Габриеляна
включает два практикума. Первый – после темы
«Изменения, происходящие с веществами», второй
завершает изучение химии в 8-м классе. Я считаю,
что целесообразнее проводить практические
работы при изучении соответствующих тем. В этом
случае они больше отвечают своему назначению и
выступают как средство закрепления,
совершенствования и конкретизации
экспериментальных умений и навыков. Кроме того,
тема «Соединения химических элементов» содержит
большой лабораторный практикум, развивающий
навыки работы с лабораторным оборудованием и
химическими реактивами.
Практическая работа по изучению правил техники
безопасности в программе Габриеляна
предусмотрена только после изучения темы
«Изменения, происходящие с веществами». Я
провожу первую практическую работу после
изучения бинарных соединений металлов и
неметаллов перед уроком «Оксиды и летучие
водородные соединения», т. к. на этом уроке
автором предусмотрен лабораторный опыт по
изучению различных оксидов.
Включение практических работ в соответствующие
разделы курса, как мне кажется, позволяет ребятам
воспринимать их целостно, использовать
полученные знания при решении экспериментальных
задач, быстрее овладевать приемами и навыками
работы с лабораторным оборудованием,
химическими веществами, воспитывает культуру
научной работы.
Привожу поурочное планирование с
учетом описанных изменений.
Т е м а 1. Введение в химию.
1. Предмет химии. Вещества.
2. Превращения веществ. Роль химии в нашей жизни.
3. Краткий очерк истории развития химии.
Основоположники отечественной химии.
4. Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева.
5. Знаки химических элементов.
6. Химические формулы. Относительная атомная и
молекулярная массы.
7. Понятие «валентность».
8. Определение валентности по формулам
соединений и составление формул по известной
валентности элементов.
9. Повторительно-обобщающий урок.
Т е м а 2. Атомы химических элементов.
10. Основные сведения о строении атомов.
11. Изотопы.
12. Строение электронных оболочек атомов.
13. Электронные орбитали и электронные формулы
атомов.
14. Ионы и ионная химическая связь.
15. Ковалентная связь между одинаковыми атомами
неметаллов.
16. Ковалентная полярная химическая связь.
17. Металлическая химическая связь.
Т е м а 3. Простые вещества.
18. Простые вещества – металлы.
19. Простые вещества – неметаллы.
20. Количество вещества.
21. Молярный объем газов.
Т е м а 4. Соединения химических элементов.
22. Степень окисления.
23. Бинарные соединения металлов и неметаллов.
24. Практическая работа «Правила техники
безопасности при работе в кабинете химии. Приемы
обращения с лабораторным оборудованием и
нагревательными приборами».
25. Оксиды и летучие водородные соединения.
26. Основания.
27. Кислоты.
28–29. Соли как производные кислот и оснований.
30. Урок упражнений по пройденному материалу.
31. Кристаллические решетки.
32. Чистые вещества и смеси.
33. Практическая работа «Анализ почвы и воды».
34. Массовая и объемная доли компонентов смеси (в
том числе и доля примесей).
35. Расчеты, связанные с понятием «массовая доля».
36. Практическая работа «Приготовление раствора
сахара и определение массовой доли сахара в
растворе».
37. Обобщение и систематизация знаний по теме 4.
38. Контрольная работа.
Т е м а 5. Изменения, происходящие с
веществами.
39. Физические явления.
40–41. Химические реакции.
42. Практическая работа «Наблюдения за
изменениями, происходящими с горящей свечой, и их
описание».
43. Закон сохранения массы веществ. Химические
уравнения.
44. Реакции разложения и соединения.
45. Практическая работа «Получение кислорода и
изучение его свойств».
46. Реакции замещения.
47. Практическая работа «Получение водорода и
изучение его свойств».
48. Реакции обмена.
49–50. Расчеты по химическим уравнениям.
51. Обобщение и систематизация знаний по теме 5.
52. Практическая работа «Признаки химических
реакций».
53. Контрольная работа.
Недостатком учебника «Химия-8» О.С.Габриеляна
считаю отсутствие отдельно выделенного описания
лабораторных работ. Инструкции к некоторым из
них содержатся в соответствующих параграфах
учебника с уже написанными уравнениями реакций,
что снижает обучающее значение химического
эксперимента.
К достоинствам данного учебника и программы в
целом хочется отнести постепенный переход в
изучении химии от атома к простому веществу,
затем к сложным соединениям и химическим
реакциям. Изучение темы «Атомы химических
элементов» вызывает большие затруднения,
поскольку восьмиклассникам из-за недостатка
знаний по физике трудно представить и воспринять
всю сложность строения атома и распределения
электронов по орбиталям. В дальнейшем, после
преодоления этих трудностей, такое построение
курса облегчает изучение каждой последующей
темы.
В конце первого полугодия школьники успешно
справляются с заданиями на составление формул
соединений, расчет степени окисления по
известной формуле вещества, записывают
электронные формулы атомов элементов главных
подгрупп 1–3-го периодов.
Анализируя работу по этой программе, хочется
отметить, что каждое понятие ребята воспринимают
глубоко и осознанно. Восьмиклассники с интересом
изучают классы веществ, химические реакции, в
которые вступают соединения. Важно и то, что
раннее изучение строения атома создает
материалистическую основу для понимания
происходящих химических процессов и свойств,
проявляемых веществами. Ученики легче усваивают
зависимость свойств веществ от особенностей
химической связи и строения кристаллической
решетки и оказываются лучше подготовленными к
восприятию материала 9-го класса.
И.А.УКРАИНЦЕВА,
учитель химии школы № 39
(г. Калининград)
|