Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №44/2003

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

"В раствор погружена пластинка..."

Пучки расчетных задач

В курсе химии встречаются самые разнообразные качественные и количественные задачи, а также задачи комбинированного характера.
Одним из наиболее интересных и разнообразных видов задач являются задачи, связанные с химическими реакциями, протекающими при погружении пластинок из различных металлов в растворы некоторых солей. Решение таких задач способствует развитию абстрактного логического мышления, отработке вычислительных навыков.
Для усиления обучающей роли задач в процессе изучения химии мы предлагаем использовать в работе со школьниками так называемые пучки задач.
При обучении с использованием специально подобранного комплекта задач (пучка задач) важную роль играют задаваемые учителем специальные структурообразующие вопросы. Такие вопросы способствуют выявлению общих методов решения конкретных задач. Ученику необходимо не просто угадать ответ, а логически обосновать его. Важным моментом является то, что вопросы и ответы обсуждаются до начала собственно решения задачи. Таким образом, ученик приучается мыслить, а не действовать сразу по установленному шаблону. (Это, кстати, напоминает старинное правило: «Прежде чем решать задачу, полезно познакомиться с ее решением».) Вот как могут начинаться некоторые структурообразующие вопросы: «Объясните…», «Что изменится…», «Следует ли предполагать (указать, что именно)…», «Докажите…», «Что можно не учитывать при решении…» и т.п. Весьма эффективен также прием, заключающийся в том, что ученики вслух объясняют собственные решения1 .
Использование пучков задач будет формировать систему знаний, а не набор фактов, особенно в сочетании со структурообразующими вопросами. Появляется реальный шанс достичь высокого уровня понимания учебного материала, т. к. новое знание будет усваиваться с минимальными затратами сил и времени. Произойдет репрография информации – свертывание и сохранение данных в памяти учащихся. Ведь если ученик может дать определение понятия, перечислить и пересказать урочный материал, то возникает уверенность, что он понимает тему и может применить знания.
К сожалению, это далеко не так. Нужны не знания-сведения, а знания-умения. В современной же практике преподавания часто существует почти исключительно информационное обучение. Наличие у ученика неосмысленных знаний-сведений, которые функционально мертвы, означает, что они не выполняют свои методологические, прогностические, практические и технологические функции. Этих знаний-сведений оказывается недостаточно для последующего решения задач.
Одним из главных средств контроля знаний в современной школе становятся ответы на вопросы, которые можно вызубрить. Тогда-то у учителя, а также у ученика и его родителей возникает опасная иллюзия, что знания по данному предмету есть. Надо же, как нам кажется, ставить задачу значительно шире: важно развивать способность к анализу, критическому разбору возникающих ситуаций, самостоятельному принятию решений.
Укажем, что приоритет в создании и использовании пучков задач принадлежит математикам (в частности, О.А.Иванову2 ), возможности которых в вопросах решения задач неизмеримо шире, чем у химиков. В химической литературе обычно используются так называемые разноуровневые задачи. В школьной же физике интересен подход, предлагаемый Д.А.Лопатиным, который, начиная с конца 1980-х гг., последовательно разрабатывает свою систему решения задач3.
Мы составили банк разнообразных химических задач по взаимодействию пластинок различных металлов с растворами солей, провели их разбор и составили описание алгоритмов решения.
Специалисты утверждают, что для того, чтобы научиться решать задачи только одного типа, надо самостоятельно решить от 5 до 80 задач этого вида (число задач зависит от нейропсихологических особенностей ребенка). Мы предлагаем здесь «Пятнадцать чертовых дюжин задач про пластинки», т. е. 195 задач на самый взыскательный вкус и интерес. Начинать их решение можно в любой последовательности и порядке – это будет как минимум пятнадцать разных вариантов для самостоятельной домашней и классной работы. Учителям, разумеется, не запрещено составлять из этих задач (или других подобных им) свои пучки, учитывая конкретный уровень подготовки (химической и математической) учеников. Для этого мы предлагаем несколько резервных задач.

Реакция металлической пластинки с ионами металла, входящего в состав соли: а – начало реакции; б – продукты реакции – новый металл на пластинке и новая соль в растворе Реакция металлической пластинки с ионами металла, входящего в состав соли: а – начало реакции; б – продукты реакции – новый металл на пластинке и новая соль в растворе
а
б
Реакция металлической пластинки
с ионами металла, входящего в состав соли:
а – начало реакции;
б – продукты реакции – новый металл
на пластинке и новая соль в растворе

Для решения приводимых далее задач удобно пользоваться справочными таблицами, в которые включены часто встречающиеся формулы (табл. 1, 2).

 

Таблица 1

Значения молярных масс наиболее часто
встречающихся веществ в задачах «на пластинки»
Вещество М, г/моль Вещество М, г/моль Вещество М, г/моль
Zn 65 Cu 64 Fe 56
ZnCl2 136 CuCl2 135 FeCl2 127
ZnSO4 161 CuSO4 160 FeSO4 152
Zn(NO3)2 189 Cu(NO3)2 188 Fe(NO3)2 180
Ni 59 Al 27 FeCl3 162
NiCl2 130 AlCl3 133 Fe2(SO4)3 400
NiSO4 155 Al2(SO4)3 342 Fe(NO3)3 242
Ni(NO3)2 183 Al(NO3)3 213 Mg 24
Cd 112 Cr 52 MgCl2 95
CdCl2 183 CrCl3 158 MgSO4 120
CdSO4 208 Cr2(SO4)3 392 Mg(NO3)2 148
Cd(NO3)2 236 Cr(NO3)3 238 Hg 201
Ag 108 Pb 207 HgCl2 272
AgNO3 170 Pb(NO3)2 331 Hg2Cl2 473
Sn 119 Ca 40 Hg(NO3)2 325
Sn(NO3)2 243 CaSO4 136 Hg2(NO3)2 526

 

Таблица 2

Вспомогательные сведения для вычисления
молярных масс M кристаллогидратов
Число молекул Н2О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
М, г/моль 18 36 54 72 90 108 126 144 162 180

Вытеснение одних металлов другими из растворов их солей определяется с помощью ряда стандартных электродных потенциалов (табл. 3). При этом можно руководствоваться следующими простыми правилами:
1) соль должна быть растворимой;
2) металл (простое вещество) не должен взаимодействовать с водой при 25 °С;
3) металл (простое вещество) должен располагаться в ряду напряжений левее металла, входящего в состав соли;
4) если третье правило не выполняется, надо проверить с помощью «ключа Жукова»4 (см. табл. 3) возможность осуществления окислительно-восстановительной реакции, в результате которой образуются две соли.

Таблица 3

Ряд стандартных электродных потенциалов  (фрагмент)
с «ключом Жукова»
Окисленная форма K+ Ca2+ Na+ Mg2+ Al3+ Zn2+ Cr2+ Fe2+ Cr3+ Ni2+ 2H+ Cu2+ Fe3+ Ag+ Hg2+
Восстановленная форма K0 Ca0 Na0 Mg0 Al0 Zn0 Cr0 Fe0 Cr2+ Ni0 H2 Cu0 Fe2+ Ag0 Hg0

 


1 Didierjean A., Cauzinille-Marmeche E. Eliciting Self-Explanation Improves Problems Solving: What Processes Are Involved? Cahiers de Psychologie Cognitive. Current Psychology of Cognition. Marseille: ADRSC, 1997, v. 16, № 3, р. 325–351.
2 Иванов О.А. Теоретические основы построения системы специальной математической и методической подготовки преподавателей профильных школ. СПб., 1997; Иванов О.А. Обучение поиску решения задач (фантазии в манере Пойи). Математика в школе, 1997, № 6, с. 47–71.
3 Лопатин Д.А. Задачник для учителя и репетитора. Школьные технологии, 1998, № 3, с. 3–40.
4 Жуков П.Н. Методика использования электрохимического ряда напряжений металлов. Химия в школе, 1978, № 1, с. 48–51.

Печатается с продолжением

С.В.ТЕЛЕШОВ, учитель химии,
И.КУТУМОВ (г. Нефтеюганск)

Рейтинг@Mail.ru