"В раствор погружена пластинка..."
Пучки расчетных задач
В курсе химии встречаются самые разнообразные
качественные и количественные задачи, а также
задачи комбинированного характера.
Одним из наиболее интересных и разнообразных
видов задач являются задачи, связанные с
химическими реакциями, протекающими при
погружении пластинок из различных металлов в
растворы некоторых солей. Решение таких задач
способствует развитию абстрактного логического
мышления, отработке вычислительных навыков.
Для усиления обучающей роли задач в процессе
изучения химии мы предлагаем использовать в
работе со школьниками так называемые пучки
задач.
При обучении с использованием специально
подобранного комплекта задач (пучка задач)
важную роль играют задаваемые учителем
специальные структурообразующие вопросы.
Такие вопросы способствуют выявлению общих
методов решения конкретных задач. Ученику
необходимо не просто угадать ответ, а логически
обосновать его. Важным моментом является то, что
вопросы и ответы обсуждаются до начала
собственно решения задачи. Таким образом, ученик
приучается мыслить, а не действовать сразу по
установленному шаблону. (Это, кстати, напоминает
старинное правило: «Прежде чем решать задачу,
полезно познакомиться с ее решением».) Вот как
могут начинаться некоторые структурообразующие
вопросы: «Объясните…», «Что изменится…»,
«Следует ли предполагать (указать, что именно)…»,
«Докажите…», «Что можно не учитывать при
решении…» и т.п. Весьма эффективен также прием,
заключающийся в том, что ученики вслух объясняют
собственные решения1 .
Использование пучков задач будет формировать
систему знаний, а не набор фактов, особенно в
сочетании со структурообразующими вопросами.
Появляется реальный шанс достичь высокого
уровня понимания учебного материала, т. к. новое
знание будет усваиваться с минимальными
затратами сил и времени. Произойдет репрография
информации – свертывание и сохранение данных
в памяти учащихся. Ведь если ученик может дать
определение понятия, перечислить и пересказать
урочный материал, то возникает уверенность, что
он понимает тему и может применить знания.
К сожалению, это далеко не так. Нужны не
знания-сведения, а знания-умения. В современной
же практике преподавания часто существует почти
исключительно информационное обучение. Наличие
у ученика неосмысленных знаний-сведений, которые
функционально мертвы, означает, что они не
выполняют свои методологические,
прогностические, практические и технологические
функции. Этих знаний-сведений оказывается
недостаточно для последующего решения задач.
Одним из главных средств контроля знаний в
современной школе становятся ответы на вопросы,
которые можно вызубрить. Тогда-то у учителя, а
также у ученика и его родителей возникает
опасная иллюзия, что знания по данному предмету
есть. Надо же, как нам кажется, ставить задачу
значительно шире: важно развивать способность к
анализу, критическому разбору возникающих
ситуаций, самостоятельному принятию решений.
Укажем, что приоритет в создании и использовании
пучков задач принадлежит математикам (в
частности, О.А.Иванову2 ),
возможности которых в вопросах решения задач
неизмеримо шире, чем у химиков. В химической
литературе обычно используются так называемые
разноуровневые задачи. В школьной же физике
интересен подход, предлагаемый Д.А.Лопатиным,
который, начиная с конца 1980-х гг., последовательно
разрабатывает свою систему решения задач3.
Мы составили банк разнообразных химических
задач по взаимодействию пластинок различных
металлов с растворами солей, провели их разбор и
составили описание алгоритмов решения.
Специалисты утверждают, что для того, чтобы
научиться решать задачи только одного типа, надо
самостоятельно решить от 5 до 80 задач этого вида
(число задач зависит от нейропсихологических
особенностей ребенка). Мы предлагаем здесь
«Пятнадцать чертовых дюжин задач про пластинки»,
т. е. 195 задач на самый взыскательный вкус и
интерес. Начинать их решение можно в любой
последовательности и порядке – это будет как
минимум пятнадцать разных вариантов для
самостоятельной домашней и классной работы.
Учителям, разумеется, не запрещено составлять из
этих задач (или других подобных им) свои пучки,
учитывая конкретный уровень подготовки
(химической и математической) учеников. Для этого
мы предлагаем несколько резервных задач.
|
|
а
|
б
|
|
Реакция металлической пластинки
с ионами металла, входящего в состав соли:
а – начало реакции;
б – продукты реакции – новый металл
на пластинке и новая соль в растворе
|
Для решения приводимых далее задач
удобно пользоваться справочными таблицами, в
которые включены часто встречающиеся формулы
(табл. 1, 2).
Таблица 1
Значения молярных масс наиболее часто
встречающихся веществ в задачах «на пластинки»
Вещество |
М, г/моль |
Вещество |
М, г/моль |
Вещество |
М, г/моль |
Zn |
65 |
Cu |
64 |
Fe |
56 |
ZnCl2 |
136 |
CuCl2 |
135 |
FeCl2 |
127 |
ZnSO4 |
161 |
CuSO4 |
160 |
FeSO4 |
152 |
Zn(NO3)2 |
189 |
Cu(NO3)2 |
188 |
Fe(NO3)2 |
180 |
Ni |
59 |
Al |
27 |
FeCl3 |
162 |
NiCl2 |
130 |
AlCl3 |
133 |
Fe2(SO4)3 |
400 |
NiSO4 |
155 |
Al2(SO4)3 |
342 |
Fe(NO3)3 |
242 |
Ni(NO3)2 |
183 |
Al(NO3)3 |
213 |
Mg |
24 |
Cd |
112 |
Cr |
52 |
MgCl2 |
95 |
CdCl2 |
183 |
CrCl3 |
158 |
MgSO4 |
120 |
CdSO4 |
208 |
Cr2(SO4)3 |
392 |
Mg(NO3)2 |
148 |
Cd(NO3)2 |
236 |
Cr(NO3)3 |
238 |
Hg |
201 |
Ag |
108 |
Pb |
207 |
HgCl2 |
272 |
AgNO3 |
170 |
Pb(NO3)2 |
331 |
Hg2Cl2 |
473 |
Sn |
119 |
Ca |
40 |
Hg(NO3)2 |
325 |
Sn(NO3)2 |
243 |
CaSO4 |
136 |
Hg2(NO3)2 |
526 |
Таблица 2
Вспомогательные сведения для вычисления
молярных масс M кристаллогидратов
Число молекул Н2О |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
М, г/моль |
18 |
36 |
54 |
72 |
90 |
108 |
126 |
144 |
162 |
180 |
Вытеснение одних металлов другими из
растворов их солей определяется с помощью ряда
стандартных электродных потенциалов (табл. 3). При
этом можно руководствоваться следующими
простыми правилами:
1) соль должна быть растворимой;
2) металл (простое вещество) не должен
взаимодействовать с водой при 25 °С;
3) металл (простое вещество) должен располагаться
в ряду напряжений левее металла, входящего в
состав соли;
4) если третье правило не выполняется, надо
проверить с помощью «ключа Жукова»4
(см. табл. 3) возможность осуществления
окислительно-восстановительной реакции, в
результате которой образуются две соли.
Таблица 3
Ряд стандартных электродных потенциалов
(фрагмент)
с «ключом Жукова»
Окисленная форма |
K+ |
Ca2+ |
Na+ |
Mg2+ |
Al3+ |
Zn2+ |
Cr2+ |
Fe2+ |
Cr3+ |
Ni2+ |
… |
2H+ |
Cu2+ |
Fe3+ |
Ag+ |
Hg2+ |
Восстановленная форма |
K0 |
Ca0 |
Na0 |
Mg0 |
Al0 |
Zn0 |
Cr0 |
Fe0 |
Cr2+ |
Ni0 |
… |
H2 |
Cu0 |
Fe2+ |
Ag0 |
Hg0 |
1 Didierjean A., Cauzinille-Marmeche E. Eliciting
Self-Explanation Improves Problems Solving: What Processes Are Involved? Cahiers de
Psychologie Cognitive. Current Psychology of Cognition. Marseille: ADRSC, 1997, v. 16, №
3, р. 325–351.
2 Иванов О.А. Теоретические
основы построения системы специальной
математической и методической подготовки
преподавателей профильных школ. СПб., 1997; Иванов О.А.
Обучение поиску решения задач (фантазии в манере
Пойи). Математика в школе, 1997, № 6, с. 47–71.
3 Лопатин Д.А. Задачник для
учителя и репетитора. Школьные технологии, 1998,
№ 3, с. 3–40.
4 Жуков П.Н. Методика
использования электрохимического ряда
напряжений металлов. Химия в школе, 1978, № 1, с. 48–51.
Печатается с продолжением
С.В.ТЕЛЕШОВ, учитель химии,
И.КУТУМОВ (г. Нефтеюганск)
|