Ю.И.ПАХОМОВCборник
|
Задача | Порядок работы | Наблюдения и выводы |
---|---|---|
В четырех пробирках соответственно варианту даны кристаллические вещества. Выбрать наиболее рациональный план распознавания и опытным путем определить вещества в каждой пробирке. Записать порядок работы, составить уравнения производимых реакций и сделать общий вывод | … | … |
Проделать следующие превращения и написать уравнения реакций: | ... | ... |
Определить растворы соды, хлорида кальция и нитрата алюминия в пробирках № 5–7, избрав наиболее рациональный метод. Ответ обосновать |
... | ... |
Практическая работа 26.
Железо и его соединения
Цели. Обобщить знания об особенностях
свойств переходных d-элементов и их
соединений в зависимости от заряда и радиуса
иона.
Оборудование и реактивы.
На демонстрационном столе учителя: щипцы
тигельные, газометр с кислородом, два высоких
химических стакана, шпатель, железная ложечка
для сжигания веществ, спиртовка, спички, газометр
с хлором, стальная проволока, кусок древесного
угля, песок.
На ученических столах: спиртовка, спички,
держатель для пробирок, пробирки № 1, 2, наждачная
бумага, штатив с пробирками, промывная склянка,
санитарная склянка; стальная проволока,
Fe (стружки, порошок), H2SO4 (разб. и конц.),
HNO3 (разб. и с
= 50–60%), FeSO4 (свежеприготовленный раствор),
растворы Fe2(SO4)3, NaOH, HCl, FeCl3,
KI, CuSO4, K3[Fe(CN)6],
K4[Fe(CN)6], NH4CNS, универсальная
индикаторная бумага (с цветной шкалой рН).
Переходные d-элементы имеют переменную
степень окисления, и чем она выше, тем слабее
проявляются основные свойства у оксида и
гидроксида и сильнее – кислотные.
При повышении степени окисления элемента радиус
его иона уменьшается.
Соединения с
проявляют окислительные свойства, а соединения c
–
восстановительные.
Железо – серебристо-белый металл с высокой
пластичностью, легко куется, tпл =
1536 °С,
= 7,87 г/см3,
обладает магнитными свойствами. Железо имеет
несколько полиморфных модификаций: при обычных
условиях – -Fe
(объемно-центрированная кристаллическая
решетка, сильный магнетизм), при 769 °С теряет
ферромагнитные свойства (-Fe) и при 910 °С переходит в
гранецентрированную кубическую модификацию (-Fе), а при 1400 °С –
вновь в объемно-центрированную, более рыхлую (-Fe), сохраняющуюся
вплоть до плавления.
Железо относится к металлам средней химической активности. При взаимодействии железа с соляной кислотой и с разбавленной H2SO4 протекает реакция:
Fе0 + 2H+ = Fе2+ + H2.
(Водород создает восстановительную среду, и образуется Fe2+.)
При обычной температуре в концентрированных H2SO4 и HNO3 железо пассивируется. Из-за образования нерастворимых пленок оксидов на поверхности железа реакция быстро прекращается:
2Fe + 6HNO3 = Fe2O3 + 6NO2 + 3H2O.
При нагревании (в мелкораздробленном состоянии) железо окисляется почти всеми неметаллами с образованием смешанных соединений Fe2+ и Fe3+. Например, с разбавленной HNO3 реакция может протекать таким образом:
8Fe + 27HNO3 = 8Fe(NO3)3 + 3NН3 + 9H2O.
Оксид и гидроксид железа(II) проявляют основные свойства, т. е. растворяются в кислотах:
FeО + H2SO4 = FeSO4 + H2O,
FeО + 2H+ = Fe2+ + H2O,
Fe(OH)2 + 2H+ = Fe2+ + 2H2O.
При выпаривании образующихся растворов можно
выделить соли в виде кристаллогидратов типа FeSO4•7Н2O
(железный купорос).
Салатного цвета хлопьевидный осадок гидроксида
железа(II) на воздухе буреет:
4Fe(OH)2 + О2 + 2H2O = 4Fe(OH)3.
Восстановительные свойства (неустойчивость на воздухе) характерны также для солей железа(II). Железный купорос (FeSО4•7H2O) нужно использовать только свежеприготовленным, чтобы избежать реакции:
12FеSO4 + 3О2 + 6H2О = 4Fe2(SO4)3 + 4Fе(ОН)3.
Оксид железа(III) и гидроксид железа(III) амфотерны:
При выпаривании кислых растворов образуются кристаллогидраты типа FeCl3•6Н2О.
Окислительные свойства соединений с :
На способности соединений железа вступать в
окислительно-восстановительные реакции
основано поглощение кислорода гемоглобином
крови (в организме взрослого человека в виде
соединений содержится около 4 г железа).
Соединения железа обычно окрашены. Природные
соединения, содержащие Fe2O3, – мумия
(красный цвет), охра (желтый) – широко
используются в красках и эмалях.
Реагент | Определяемый ион | |
---|---|---|
Fe2+ | Fe3+ | |
K3[Fe(CN)6] –
гексацианоферрат(III) калия (красная кровяная соль) |
Темно-синий осадок турнбулевой сини | Мутная смесь цвета извести с синькой |
K4[Fe(CN)6] –
гексацианоферрат(II) калия (желтая кровяная соль) |
синий осадок |
|
NH4SCN – роданид аммония | Fe(SCN)3, раствор кроваво-красного цвета |
Из соединений известен и находит применение ВаFeО4.
В природе встречаются минералы железа:
Fe3O4 (FeO•Fe2O3 или Fe(FeO2)2) – магнетит, (Fe) до 72%
(Южный Урал, Курская магнитная аномалия);FeS2 – пирит, (Fe) 47% (Урал);
Fe2O3 – гематит, (Fe) до 65% (Кривой Рог, Украина);
Fe2O3•nН2О – лимонит, (Fe) до 60% (Керчь, Украина).
Порядок работы | Задания | Наблюдения и выводы |
---|---|---|
а) K концу
стальной проволоки прикрепить кусочек
древесного угля, раскалить и опустить в склянку,
заполненную кислородом из газометра (стальная
проволока должна быть раскалена до белого
каления), на дне склянки – песок. б) В железной ложечке сильно накалить порошок железа и всыпать его в склянку, заполненную хлором (дно покрыто песком). Работать под тягой! |
Внимательно
наблюдать за демонстрационными опытами сжигания
железа в кислороде и атмосфере хлора, записать
уравнения наблюдаемых реакций, охарактеризовать
с точки зрения электронного баланса, назвать
продукты. Особо выделить роль железа, связав с
особенностями электронной структуры |
… |
В четыре
пробирки всыпать понемногу (на кончике шпателя)
железные тонкие стружки, затем поочередно
прилить по 1–2 мл
(если реакции нет, немного
подогреть). Наблюдать. Слить концентрированные
кислоты из обеих пробирок в санитарную склянку,
промыть стружки водой и добавить в одну |
Охарактеризовать и обосновать наблюдаемое соответствующими уравнениями реакций на основе электронного баланса, сделать обобщающий вывод. Kакие реакции имеют конкретную практическую значимость? Почему после пребывания в концентрированных кислотах H2SO4 и НNО3 железо не реагирует с разбавленными кислотами? | … |
а) Налить в
пробирку 1–2 мл свежеприготовленного раствора
сульфата железа(II) и добавить при взбалтывании
раствор едкого натра. Полученный осадок
разделить на три части. б) K одной части добавить, взбалтывая, избыток концентрированного раствора щелочи. в) K другой части осадка, взбалтывая, добавить раствор соляной кислоты. г) Третью часть осадка оставить на воздухе и наблюдать изменение цвета |
Получить реакцией обмена гидроксид железа(II), испытать действие на него кислот, щелочей, окислителей. Записать соответствующие уравнения реакцийи сделать выводо характере соединений железа(II) с точки зрения классификации гидроксида и окислительно-восстановительных процессов | … |
Налить в пробирку 1–2 мл раствора сульфата железа(III) и добавлять порциями, взбалтывая, раствор едкого натра до выпадения бурого сгустка. Осадок разделитьна две части и испытать одну раствором соляной кислоты, а другую – избытком раствора щелочи (подогреть) | Получить реакцией обмена гидроксид железа(III) и доказать его амфотерный характер. Выводы обосновать уравнениями реакций в соответствующей форме | … |
а) Наблюдать,
что происходит на воздухе с пробой раствора
сульфата железа(II). б) В пробирку с раствором хлорида железа(III) добавить водный раствор йодида калия, через некоторое время добавить несколько капель раствора крахмала |
Почему раствор сульфата железа(II) можно использовать только свежеприготовленным? Записать уравнения происходящих процессов. Сделать вывод об окислительно-восстановительных свойствах соединений железа(II) и железа(III) | … |
… |
В двух пробирках (№ 1и 2) опытным путем определить растворы сульфатов железа(II) и железа(III). Описать порядок действий. Составить уравнения качественных реакций в молекулярной и ионной формах | … |
Растворы сульфата железа(II) (свежеприготовленного) и хлорида железа(III) испытать универсальным индикатором (бумага) и, сверившись с цветной шкалой рН, сделать соответствующий вывод | Экспериментально установить, подвергаются ли гидролизу растворы сульфата железа(II) и хлорида железа(III). Обосновать выводы соответствующими уравнениями реакций | … |
Практическая работа 27.
Решение экспериментальных задач
по теме «Металлы»
Цели. Закрепить и обобщить изученный
материал по теме «Металлы».
Оборудование и реактивы: варианты А,
Б, В.
Вариант A
Шпатель, штатив с пробирками, спиртовка, спички,
держатель для пробирок, Г-образная газоотводная
трубка, санитарная склянка; в пробирках № 1–4
вещества в твердом виде: МgСl2, NaOH, Na2CO3,
NaNO3; Н2SO4 (конц.), фенолфталеин
(спирт. р-р), синяя лакмусовая бумажка,
Сu (стружки), растворы Al2(SO4)3, NaOH,
AgNO3, Са(ОН)2 (известковая вода), MgCl2,
соляная кислота (HCl), Fе (порошок), Н2О2
(пероксид водорода), HNO3 (разб. и конц.).
Вариант Б
Центрифуга, спиртовка, спички, держатель для
пробирок, штатив с пробирками, Г-образная
газоотводная трубка, санитарная склянка; в
пробирках № 1–4 вещества в твердом виде:
CaCO3, Ba(NO3)2, Na2SO4, Na2S;
соляная кислота (HCl), Са(ОН)2 (известковая
вода), HNO3 (разб.),
Н2SO4 (разб.), растворы Pb(NO3)2,
FeSO4 (свежеприготовленный раствор), BaCl2,
NH4CNS, NaOH,
K4[Fe(CN)6], Al (1–2 гранулы), NaOH (крист.).
Вариант В
Щипцы тигельные, Г-образная газоотводная
трубка, Fe (гвоздь с ниткой), спиртовка, спички,
штатив с пробирками, держатель для пробирок,
санитарная склянка; в пробирках № 1–3 вещества в
твердом виде: NaCl, BaCl2, AlCl3; растворы NaOH,
Н2SO4, AgNO3, в пробирках № 4–5
растворы MgSO4 и
Ca(HCO3)2, Na2CO3, Са(ОН)2
(известковая вода), Сu (стружки), соляная кислота
(НСl),
Zn (2–3 гранулы).
ЗАДАЧА | РЕШЕНИЕ |
---|---|
|
|
1. При помощи химических реакций определить, в какой из пробирок (№ 1–4) находятся твердые вещества: хлорид магния, едкий натр, карбонат натрия (сода), нитрат натрия | ... |
2. При помощи характерных реакций доказать качественный состав водного раствора сульфата алюминия | ... |
3. Практически осуществить следующие превращения: | ... |
|
|
1. С помощью характерных реакций определить, в какой из четырех пробирок (№ 1–4) находятся твердые вещества: карбонат кальция, нитрат бария, сульфат натрия, сульфид натрия | ... |
2. Доказать опытным путем, что кристаллы сульфата железа(II) частично окислились при хранении и содержат примеси ионов железа(III), т. е. | ... |
3. Практически осуществить следующие превращения: | ... |
|
|
1. Определить с помощью качественных реакций, в какой из пробирок (№ 1–3) находятся твердые вещества: хлорид натрия, хлорид бария, хлорид алюминия | ... |
2. Проделать опыты, при помощи которых можно устранить постоянную и временную жесткость воды, содержащей сульфат магния и (вторая проба) гидрокарбонат кальция | ... |
3. Практически осуществить
следующие превращения веществ: Сu СuО СuSO4 Сu(ОН)2 СuО СuCl2 Сu |
... |