Ю.И.ПАХОМОВCборник
|
Название минерала |
Химическая формула | Внешние признаки | Важнейшие месторождения | Применение в народном хозяйстве |
---|---|---|---|---|
Галит (поваренная, каменная соль) | NaCl | |||
Мирабилит (глауберова соль) | Na2SO4•10H2O | |||
Натриевая (чилийская) селитра | NaNO3 | |||
Сильвин | KCl | |||
Сильвинит | (K,Na)Cl | |||
Kарналлит | KCl•MgCl2•6H2O | |||
Kаинит | KCl•MgSO4•3H2O | |||
Kальцит, исланд. шпат, арагонит | CaCO3 | |||
Ангидрит | CaSO4 | |||
Гипс | CaSO4•2H2O | |||
Флюорит (плавиковый шпат) | CaF2 |
Порядок работы | Задания | Наблюдения и выводы |
---|---|---|
С помощью нихромовой
проволоки (графитового стержня) внести в пламя
горелки поочередно несколько кристалликов: а) хлорида натрия; б) хлорида калия; в) хлорида кальция. Наблюдать через синее стекло |
Сделать выводы, как по
окраске пламени можно распознать соединения
натрия, калия и кальция |
... |
В двух
пронумерованных пробирках (№ 1, 2) с помощью качественных реагентов определить минералы: мел и гипс |
Записать ход анализа, уравнения реакций распознавания, сделать вывод |
... |
Практическая работа 23.
Жесткость воды и способы
ее устранения
Цели. Закрепить понятия об общей
жесткости воды и ее разновидностях, напомнить
способы устранения жесткости воды в условиях
лабораторного эксперимента.
Оборудование и реактивы. Штатив с
пробирками, держатель для пробирок, спиртовка,
спички, стеклянная трубка, санитарная склянка;
прозрачный раствор мыла (Са17H35COONa),
дистиллированная вода, растворы Са(НСО3)2,
Na2CO3 (сода), СаSO4•2H2O (гипс),
Са(ОН)2 (известковая вода).
Жесткость воды выражают суммой ммоль эквивалентов ионов Са2+ и Mg2+ на литр воды. Так, 1 ммоль экв/л жесткости отвечает содержанию 20 мг/л катионов Са2+ или 12 мг/л катионов Mg2+.
Общая жесткость воды складывается из
карбонатной и некарбонатной жесткости.
Карбонатная
жесткость (временная, устранимая)
обусловлена присутствием в воде гидрокарбонатов
кальция и магния:
Устраняется кипячением, действием известкового «молока» или соды:
Образующийся карбонатный продукт реакции оседает на стенках сосуда (накипь):
Некарбонатная жесткость (постоянная) обусловлена присутствием в воде сульфатов и хлоридов кальция и магния.
Устраняют некарбонатную жесткость чаще всего добавлением соды:
В настоящее время широкое применение находят и ионнообменные смолы.
Применение жесткой воды нарушает нормальную работу паровых установок (образование накипи). Накипь имеет плохую теплопроводность, а это создает аварийную обстановку и увеличивает расход топлива (слой в 1 мм повышает расход на 5%).
Задание 1. Как объяснить, почему в жесткой воде мыло плохо мылится (образуются хлопья, мало пены), если учесть, что мыло – это натриевые или калиевые соли высших органических кислот, например стеарат натрия С17H35COONa?
Задание 2. Испытать на опыте наличие карбонатной жесткости в водопроводной воде лаборатории. Написать (как результаты опытного испытания) молекулярные и ионные уравнения всех происходящих процессов умягчения воды.
Задание 3. В четыре пробирки налить по 2 мл дистиллированной воды, затем во 2-ю прилить раствор сульфата кальция, в 3-ю и 4-ю – гидрокарбонат кальция. Раствор в 4-й пробирке прокипятить, потом взять пробы из всех четырех пробирок и в каждую добавить по несколько капель прозрачного раствора мыла, взболтать. В каких пробах происходит помутнение? Объяснить. В оставшиеся после отбора пробы порции растворов добавить: во 2-ю – раствор соды (Na2CO3), в 3-ю – известкового «молока», прокипятить эти смеси, а затем во все четыре снова добавить мыло и взболтать. Наблюдения обосновать молекулярными и ионными уравнениями реакций.
Задание 4. Какова жесткость 5 л воды, выраженная количеством ммоль экв/л катионов Са2+, если в ней растворено 16,2 г бикарбоната кальция? (Для удобства расчета 1 ммоль экв/л принять равным 20 мг/л катионов Са2+.)
Практическая работа 24.
Алюминий и его соединения
Цели. Закрепить знания о свойствах
алюминия и его соединений, об амфотерных оксидах
и гидроксидах.
Оборудование и реактивы. Спиртовка,
спички, держатель для пробирок, промывалка с
дистиллированной водой, центрифуга, водный
раствор аммиака, универсальный индикатор со
шкалой рН, штатив с химическими пробирками,
санитарная склянка; Al (6 гранул), Al (пластинка),
соляная кислота, Н2SO4 (разб.), HNO3
(конц.), растворы AlCl3, Al2(SO4)3,
NaOH, Al(NO3)3.
Металл серебристо-белого цвета, относится к
легким ( = 2,7) и
легкоплавким (tпл = 659 °С).
Исключительно пластичен (проволока, фольга).
Хороший проводник тепла и электричества (0,6 от
электропроводности Сu). Электрические провода из
алюминия, однако, в 3 раза легче медных.
Алюминий – один из самых активных
восстановителей (уступает только щелочным и
щелочно-земельным металлам):
Cтандартная теплота образования оксида
алюминия Al2O3 из простых веществ
H = –1645 кДж/моль. Из-за
очень прочной химической связи в Al2O3
алюминий способен восстанавливать из оксидов
более активные металлы. Оксид Al2O3
покрывает поверхность Аl пленкой, не
отслаивающейся при нагревании (tпл (Al2O3)
= 2050 °С) и механическом воздействии (при
плавлении алюминия оксидная пленка не
растекается). Поэтому Al применяют
(пассивирование) как добавку к сплавам для
придания жаростойкости.
Al2O3 и Аl(ОН)3 способны
растворяться в кислотах и щелочах, являясь
амфотерными соединениями.
Координационное число иона Al3+ равно шести. В водной щелочной среде (рН > 7) одновременно существуют комплексные анионы и катионы:
[Al(H2O)6]3+, [Al(OH)5H2O]2–, [Al(OH)4(H2O)2]–, [Al(ОH)6]3–.
При этом внутренняя сфера комплекса формируется за счет сочетания ионной и координационной (донорно-акцепторной) химических связей, но устойчивость различная. Ион [Al(OH)4(H2O)2]–наиболее устойчив. В нем три химические связи ионные и три – координационные (Al3+ – акцептор, атомы кислорода воды – доноры).
В реакции восстановления железа из оксида Fe3O4
алюминием выделяется много теплоты
(H = –3241 кДж/моль) и
развивается высокая температура (порядка
3000 °С).
Впервые получил алюминий немецкий химик Ф.Велер (1827):
Важнейшие природные соединения:
Al2O3•2SiO2•2H2O – каолинит (составная часть глины);
Al2O3 – корунд (прозрачные кристаллы), красного цвета – рубин, синего – сапфир;
К2O•Al2O3•6SiO2 – полевой шпат (ортоклаз);
Al2O3•nH2O – боксит (алюминиевая руда);
Na2O•Al2O3•2SiO2 – нефелин.
Порядок работы | Задания | Наблюдения и выводы |
---|---|---|
В две пробирки поместить по две гранулы алюминия, затем в одну прилить 3 мл соляной, а в другую – 3 мл разбавленной серной кислоты (если скорость реакции мала, то пробирки слегка подогреть). Наблюдать за протеканием реакций | Сопоставить протекание реакций, объяснить наблюдаемое, составить уравнения реакций. Собрать газообразный продукт и доказать его наличие. Kак увеличить скорость реакций? | … |
В пробирку с двумя кусочками алюминия прилить раствор гидроксида натрия, слегка подогреть. Наблюдать | Объяснить
наблюдаемое. В обоснование ответа привести уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Kакой продукт получится, если к алюминию добавить безводную щелочь и смесь расплавить? |
… |
Алюминиевую пластинку поместить в соляную кислоту. Наблюдать за протеканием процесса. Вынуть пластинку из кислоты, обмыть водой и опустить в концентрированную азотную кислоту. Наблюдать. | Обосновать
наблюдения, записать уравнение реакции на основе
электронного баланса. Почему на этот раз
выделение водорода не наблюдается? Обосновать. Что наблюдается в начале процесса?Привести уравнение реакции. |
… |
Вынув пластинку из азотной кислоты, обмыть ее водой и снова опустить в соляную кислоту. Наблюдать | Почему на этот раз реакции не происходит? | … |
Полученный осадок гидроксида алюминия разделить на две части.K одной части осадка прилить соляную кислоту, взболтать. K другой части осадка прилить избыток раствора щелочи | Получить гидроксид алюминия реакцией обмена между раствором соли алюминия и водным раствором аммиака. Уравнениями реакций объяснить наблюдаемые изменения при растворении осадкав кислоте и щелочи, сделать обобщающий вывод | … |
С помощью
универсального индикатора и цветной шкалы рН
экспериментально определить среды растворов: а) хлорида аммония; б) сульфата алюминия |
Обосновать
наблюдаемое уравнениями реакций гидролиза в
ионной и молекулярной формах (учитывать только первую стадию процесса) |
… |