Оксиды. ПероксидыПо программе учебника
«Химия-10»
|
1Т | 2Т | 3Т | 4Т | 5Т | 6Т | 7Т | 8Т | 9Т |
Б, В, Г | В | Г | В | Б | Б | В | В | Б |
III. Подготовка
к основному этапу занятия
Учитель. Мы живем на планете с
кислородной атмосферой, поэтому и химия
процессов и явлений, протекающих на Земле,
связана с химией кислородсодержащих соединений.
Какие бинарные кислородсодержащие соединения мы
с вами изучали? Правильно, оксиды и пероксиды. Что
такое оксиды? На какие группы классифицируют
оксиды? На сегодняшнем уроке мы должны обобщить
знания об оксидах, их химических свойствах, их
классификации. Кроме того, мы познакомимся с
пероксидами.
Каждая группа выполняет свое предварительно
полученное задание, которое необходимо сделать
за 10 мин.
Первая группа
ЗАДАНИЯ.
1. Прочитайте учебный текст «Номенклатура
оксидов» (см. приложение 1).
2. Сделайте вывод по тексту и приготовьтесь к
опыту, связанному с вопросом по номенклатуре.
3. Приготовьте вопросы для закрепления темы
«Номенклатура оксидов».
4. Выполните практическое задание, осуществив
превращения по схеме:
Напишите уравнения реакций.
5. Ответьте на вопросы.
- Как дается название оксидам?
- Назовите следующие оксиды:
N2O3, ZnO, СuО, РbO2, Mn2O7, MgO, P2O5, Cl2О7, SiO2, SO3, K2О, Fe2O3.
- Напишите молекулярные и графические формулы следующих оксидов:
оксид ртути(II),
оксид хлора(V),
оксид марганца(VI),
оксид серы(IV),
оксид калия, оксид жeлeзa(II),
оксид серебра(I),
оксид свинца(IV),
оксид олова(II),
оксид никеля(II),
оксид йода(VII).
Вторая группа
ЗАДАНИЯ.
1. Прочитайте учебный текст о графических
формулах оксидов, классификации и физических
свойствах (см. приложение 2), соотнесите эту
информацию с позициями 1 и 2 опорного
конспекта.
2. Приготовьтесь к ответу у доски и придумайте
вопросы для закрепления темы «Классификация и
физические свойства оксидов».
3. Выполните практическое задание.
В двух пробирках находятся оксид фосфора(V) и
оксид натрия. С помощью каких опытов можно
определить содержимое пробирок? Какие вещества
можно получить, используя данные оксиды?
Напишите уравнения реакций.
4. Ответьте на вопросы.
- Что такое оксиды? Какова их общая формула?
- Ha какие группы делятся все оксиды?
- Чтo такое несолеобразующие оксиды? Приведите примеры.
- Что такое солеобразующие оксиды? Приведите примеры.
- На какие типы делятся солеобразующие оксиды?
- Что такое основные оксиды? Приведите примеры.
- Что такое кислотные оксиды? Приведите примеры.
- Какие оксиды образуют неметаллы?
- Какие элементы – металлы или неметаллы – образуют основные и амфотерные оксиды?
Опорный конспект
Третья группа
ЗАДАНИЯ.
1. Прочитайте учебный текст о химических
свойствах оксидов (см. приложение 3), соотнесите
эту информацию с позицией 3 опорного
конспекта.
2. Приготовьтесь к ответу у доски и придумайте
вопросы для закрепления темы «Химические
свойства оксидов».
3. Ответьте на вопросы.
- Перечислите, с какими веществами взаимодействуют основные оксиды. Приведите примеры.
- Перечислите, с какими веществами взаимодействуют кислотные оксиды. Приведите примеры.
- Перечислите, с какими веществами взаимодействуют амфотерные оксиды. Приведите примеры.
4. Выполните практическое задание, осуществив превращения по схеме:
Четвертая группа
ЗАДАНИЯ.
1. Прочитайте учебный текст о нахождении
оксидов в природе и их получении (см. приложение
4), соотнесите эту информацию с позициями 4 и 5
опорного конспекта.
2. Ответьте на вопросы, обсудите ответы в группе.
- Пользуясь коллекцией, расскажите о нахождении оксидов в природе.
- Какие оксиды наиболее распространены в природе?
- Приведите примеры уравнений реакций, используя приведенную схему.
Схема
3. Подготовьтесь к ответу у доски.
Пятая группа
ЗАДАНИЯ.
1. Прочитайте текст § 24.5 учебника (Л.С. Гузей,
Р.П.Суровцева, «Химия-10») и выделите главные идеи.
2. Ответьте на вопросы, обсудите ответы в группе.
- При взаимодействии каких веществ образуются пероксиды?
- Напишите уравнения реакций натрия c кислородом.
- Назовите формулу пероксида водорода. Какими свойствами это вещество обладает?
3. Проведите опыт: взаимодействие пероксида
водорода с КI (см. § 24.5, с. 40), и дайте к нему
пояснения.
4. Выполните упражнения 1, 2 (§ 24.5, с. 41).
5. Подготовьтесь к ответу у доски.
Приложение 1
НОМЕНКЛАТУРА ОКСИДОВ
(учебный текст)
Номенклатура химических соединений
развивалась и складывалась по мере накопления
фактического материала. Сначала, пока количество
соединений было невелико, широко использовались
тривиальные названия, специфические для каждого
соединения, не отражающие состава, строения и
свойства вещества, – сурик (Рb3О4),
глет (РbО), жженая магнезия (MgO), железная окалина (Fe3О4),
веселящий газ (N2O), белый мышьяк (As2O3).
На смену такой номенклатуре пришла
полусистемная, стали указывать количество
атомов кислорода, появились термины: «закись» –
для более низких, «окись» – для более высоких
степеней окисления, «ангидрид» – для оксидов
кислотного характера.
В последние годы осуществляется переход на
международную номенклатуру соединений. Согласно
этой номенклатуре любой оксид называется
оксидом с указанием римскими цифрами степени
окисления элемента, например SO2 – оксид
серы(IV), SO3 – оксид серы(VI), Сr2О3
– оксид хрома(III), СrO – оксид хрома(II), СrО3 –
оксид хрома(VI).
Приложение 2
ОКСИДЫ
Оксиды ЭxОy – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород (степень окисления кислорода в оксидах равна –2).
ГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ ОКСИДОВ
(поз. 1 опорного конспекта)
Графические формулы оксидов, составленные в соответствии с валентностью элементов, показывают, что в оксидах имеются только связи Э–О и отсутствуют связи Э–Э или О–О.
КЛАССИФИКАЦИЯ И
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ
(поз. 2 опорного конспекта)
Оксиды делят на две группы: несолеобразующие
(их немного, например NО, СО) и солеобразующие (их
подавляющее большинство).
В отличие от несолеобразующего каждому
солеобразующему оксиду соответствует
определенный гидроксид (основание, амфотерный
гидроксид или кислота). В зависимости от этого
солеобразующие оксиды подразделяют на основные,
амфотерные и кислотные.
Основные оксиды образованы металлами с
низким значением степени окисления (+1, +2),
например Nа2О, K2O, CaO, MgO.
Все основные оксиды – твердые вещества.
Кислотные оксиды могут быть образованы
как неметаллами в различных степенях окисления,
так и металлами только в высокой степени
окисления (больше 4), например СО2, Сl2O,
P2O5, CrO3.
Кислотные оксиды, образованные
металлами при обычных условиях, – твердые
вещества, а образованные неметаллами – не только
твердые, но и жидкие, и газообразные.
Амфотерные оксиды образованы
металлами, находящимися в периодической системе
химических элементов Д.И.Менделеева либо в
главных подгруппах вблизи диагонали бор–астат,
например Аl2О3, либо в побочных
подгруппах (при этом степень окисления элемента
в оксиде чаще всего промежуточная), например Сr2О3.
Все амфотерные оксиды – твердые вещества.
Изображение лягушки (представитель класса
амфибий) указывает на двойственный характер
амфотерных оксидов, проявляемый ими при
химических реакциях.
Приложение 3
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ
(поз. 3 опорного конспекта)
Bce основные оксиды реагируют с кислотами,
кислотные – с щелочами, амфотерные – с кислотами
и щелочами. Продукты таких реакций – соль и вода
(поз. а).
По этому же принципу взаимодействуют друг с
другом оксиды (основные – с кислотными,
амфотерные – с теми и другими), в результате
реакции всегда образуется соль (поз. б).
Основные оксиды, образованные наиболее
активными металлами (стоящими в ряду напряжений
металлов до магния), взаимодействуют с водой,
образуя соответствующие гидрооксиды – щелочи
(поз. в).
Многие кислотные оксиды (кроме SiO2 и
некоторых других) гидратируются с образованием
соответствующих гидроксидов – кислот (поз. в).
Амфотерные оксиды с водой не взаимодействуют.
Приложение 4
ОКСИДЫ В ПРИРОДЕ
(поз. 4 опорного конспекта)
Многие металлические руды содержат в своем
составе оксиды металлов (Fe3O4, Fe2O3,
Al2O3, МnО2, TiO2). Из оксидов
неметаллов наиболее распространены оксид
водорода – вода (согласно теории
электролитической диссоциации амфотерный
гидроксид) и оксид кремния(IV) – кварц.
В воздухе содержится углекислый газ – продукт
дыхания живых организмов. Кроме того, углекислый,
а также сернистый газы поступают в атмосферу за
счет техногенной деятельности человека.
Фотосинтез способствует естественной очистке
атмосферы от СО2.
ПОЛУЧЕНИЕ ОКСИДОВ
(поз. 5 опорного конспекта)
Оксиды обычно получают термическим разложением нерастворимых гидроксидов, в том числе некоторых кислородсодержащих кислот, ряда солей, например карбонатов, а также нитратов металлов, стоящих в ряду напряжений между магнием и медью. Кроме того, оксиды образуются при горении в кислороде многих простых веществ, углеводородов, сульфидов.
IV. Обобщение
и систематизация знаний
Продолжительность работы – 10 мин.
Выступления групп – ответы на вопросы, связанные
с заданиями. Ученики в тетрадях фиксируют
главные идеи и записывают практические
упражнения, указанные в заданиях.
Группа делает вывод о проделанной работе.
V. Подведение итогов занятия
Выполнение тестов по вариантам.
Вариант 1
1. С каким из следующих веществ может реагировать оксид серы(VI)?
a) NaCl;
б) Na2O;
в) HNO3;
г) Са(ОН)2.
2. С каким из следующих веществ может взаимодействовать оксид цинка?
а) Н2О;
б) КОН;
в) H2SO4;
г) Al2(SО4)3.
3. Какую общую формулу имеют оксиды?
а) М(ОН)y;
б) ЭхОy;
в) ЭхОх.
4. Какой из оксидов является несолеобразующим?
а) Аl2O3;
б) CO2;
в) CO;
г) Cl2O7.
5. Какая кислота образуется при взаимодействии оксида хлора(VII) с водой?
а) HClO;
б) HClO2;
в) HClO4;
г) HClO3.
6. Какой газ выделится при разложении сернистой кислоты?
а) Н2S;
б) Н2;
в) SO2;
г) SO3.
Вариант 2
1. Какую общую формулу имеют пероксиды?
а) ЭхОy;
б) М(ОН)y;
в) ЭхОх.
2. Какой из оксидов является амфотерным?
а) ZnO;
б) SiO2;
в) Nа2O;
г) СО.
3. С какими из следующих веществ может реагировать оксид азота(III)?
a) CaCl2;
б) Н2О;
в) H2SO4;
г) КОН.
4. С какими из следующих веществ может взаимодействовать оксид натрия?
а) Н2О;
б) ВаО;
в) HNO3;
г) BaSO4.
5. Какая кислота образуется при взаимодействии оксида хлора(III) с водой?
а) HClO;
б) HClO2;
в) HClO3;
г) HClO4.
6. Какой газ выделится при разложении угольной кислоты?
а) СО;
б) СО2;
в) Н2;
г) SO2.
Ответы на тесты.
Вопрос | Вариант | |
---|---|---|
1 | 2 | |
1 | б, г | в |
2 | в | а |
3 | б | б, г |
4 | в | а, в |
5 | в | б |
6 | в | б |
Выполнение уровневых заданий.
Первый уровень («удовлетворительно»)
1. Выпишите формулы основных оксидов:
Ва(ОН)2, NaCl, K2O, H2O, Al(OH)3, P2O5, CaO, НСl, Na2O.
2. Каким образом можно получить оксид кальция и оксид углерода(IV), имея следующие реактивы:
СаСl2, О2, Са, Na2CO3, С, NaOH?
Напишите уравнения реакций.
3. Составьте уравнения реакций:
а) К2О + Н2О
… ;
б) Р2О5 + Na2O … ;
в) СО2 + Са(ОН)2
… ;
г) SO3 + H2O … ;
д) MgO + HCl … .
4. Определите массу соли MgCl2, полученной при взаимодействии 4 г оксида магния с соляной кислотой НСl.
Второй уровень («хорошо»)
1. Назовите формулу оксида (по диагонали, вертикали или горизонтали), лишнюю в ряду трех оксидов.
СO2 | BaO | Na2O |
Сl2О7 | NO2 | K2O |
CaO | P2O5 | MgO |
2. В лаборатории отклеились этикетки от
банок с оксидом кальция и оксидом фосфора(V).
Предложите план определения содержимого банок,
напишите уравнение реакции.
3. Составьте уравнения возможных реакций:
a) SO3 + H2O … ;
б) NaOH + K2O … ;
в) СО2 + Na2O … ;
г) СаО + Н2О … ;
д) SO2 + HCl … ;
е) CuO + H2SO4 … .
4. Образец вулканической лавы массой 80 г, содержащий 8% серы, сожгли в кислороде. Определите количество образовавшегося SO2.
Третий уровень («отлично»)
1. Каждый ряд оксидов дополните формулой вещества, сходного с перечисленными по каким-либо свойствам:
а) СО2, SO2, ... ;
б) Na2O, СаО, ... ;
в) Аl2О3, Сr2O3, … .
2. Красный порошок вещества А при
взаимодействии с бесцветным неядовитым газом B
(объемная доля его в воздухе составляет 21%)
образует черный порошок вещества С,
растворяющийся в кислоте D, с образованием
голубого раствора вещества Е. Определите состав
веществ А, В, С, D, E и напишите уравнения
соответствующих реакций.
3. C какими из перечисленных веществ вступит в
реакцию оксид серы(IV): алюминий, вода, гидроксид
натрия, хлорид калия, оксид хлора(VII), оксид бария?
4. При взаимодействии с водой 6,4 г оксида серы
неизвестного состава образовалось 8,2 г кислоты.
Определите формулу оксида, если химический
процесс идет в соответствии со схемой:
SOn + Н2O H2SOn+1.
Домашнее задание. § 24.2, с. 29; упражнения 2, 4, 6, 8 – устно; упражнения 15, 16 – письменно.
* * *
Для повышения эффективности проведенного занятия каждая группа ведет лист контроля, кроме того, такой лист имеет каждый ученик.
Лист контроля работы группы
Номер группы ______________
Фамилия, имя учащегося в группе |
Номер
задания. Выполнение опыта |
Формулировка вывода |
Ответы на вопросы |
Ответ у доски |
Показ демонстрационного опыта |