В
ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ |
Интеграция как средство внедрения
новых педагогических технологий
Давно было замечено, что не только плохо
успевающие ученики, но и многие отличники
совершенно не соотносят сведения о внешнем мире,
полученные на одном уроке, со сведениями о том же
предмете, которые им сообщают на других уроках.
Дети часто не связывают воедино и разрозненные
факты, которые мы им сообщаем в рамках одного
предмета. Из этого можно сделать вывод:
большинство наших школ в процессе обучения не
используют важнейшую интеллектуальную
способность человека – способность к сравнению,
анализу и классификации получаемой извне
информации.
Причин такого положения дел множество. Вот
некоторые из них.
1. Невероятная перегруженность ученика (мозг не
успевает проделать необходимую работу).
2. Возрастная неподготовленность к восприятию
тех или иных абстрактных понятий (непонятное и
ненужное в повседневной жизни, можно только
зазубрить, чтобы забыть сразу же после того, как
тема будет изучена; через год понятие
понадобится ученику вновь, а он его забыл, в
отличие от составителей учебника, которые
убеждены, что соответствующая тема пройдена и
усвоена).
3. Неподготовленность учащихся к чтению
серьезных текстов (они понимают в тексте
отдельные слова, с трудом складывая их в какие-то
подобия осмысленных предложений, не воспринимая
текста в целом).
4. Учебные тексты написаны на общенаучном языке,
очень далеком от ежедневной речевой практики
школьника (фактически это тексты на иностранном
языке, которые легче заучить, чем понять до конца).
5. Дефекты учебников и методик.
Перечень можно продолжить, но важнее напомнить,
что это влечет за собой тяжелые последствия в
средней и старшей школе, когда вернуться к единой
и стройной картине мира ученику уже не под силу.
Поскольку интеграция – это сближение, слияние
нескольких наук, то сама интеграция родилась
именно как один из способов противодействия
опасному процессу обособления наук.
Проблеме интеграции в настоящее время уделяется
большое внимание. Это вызвано необходимостью
дать представление о природе как о едином целом,
характеризующимся общими процессами и
управляемом общими законами.
Учителя старших классов, работающие в обычной
системе предметного обучения, но желающие более
тесно сотрудничать с учителями смежных
предметов, могут иногда проводить уроки, в
которых органично сливались бы два-три предмета.
Темы таких уроков и методику их проведения
необходимо тщательно продумывать. Только тогда
они позволят учащимся постигать многообразие и
взаимосвязь явлений природы, лучше понять эти
явления, а учителям дадут возможность полнее
раскрыться, «почувствовать» проблемы смежных
дисциплин. Подобные уроки надолго остаются в
памяти школьников и присутствующих на них гостей,
они, как правило, хорошо оформлены и эмоциональны.
Участие учителей смежных дисциплин в
организации интегрированных уроков решает и
психологическую проблему, позволяющую ребятам
легко включаться в новый блок информации.
Комбинированный подход снимает монотонность
урока и позволяет переключать внимание, а это
обеспечивает высокую активность и поддерживает
интерес к учению. Формы проведения
интегрированных уроков различны: собеседования,
семинары, конференции, ролевые игры, зачетные
занятия, дискуссии, лекции и т. д.
Мною разработаны интегрированные уроки химии с
элементами биологии, географии, литературы,
истории, русского языка, ОБЖ. Проведение
интегрированных уроков создает условия для
использования при обсуждении учебной темы
разнообразных заданий, развивающих интерес к
предмету. Поэтому интегрированные уроки нередко
совместно готовят, а иногда и проводят учителя
разных предметов. Интеграция как учебная
категория – это процесс и результат создания
непрерывно связанного, единого, цельного знания.
В обучении интеграция осуществляется как
взаимопроникновение учебных предметов друг в
друга при использовании сквозных идей в
различных школьных предметах. Такой подход
стирает грани между различными учебными
дисциплинами.
У меня возникла идея пересмотреть календарно-тематическое
планирование в 11-м классе. Я решила изучать тему
«Основы цитологии» по курсу «Общая биология» и
курс органической химии параллельно через
систему проведения интегрированных уроков. (Тематическое
планирование прилагается.)
Каждый интегрированный урок в этом курсе
проводится в течение двух академических часов.
Таким образом увеличивается время на изучение
данной темы. Следствием нового подхода стали
более высокие результаты экзаменов как по
биологии, так и по химии. Учащиеся применяют на
каждом экзамене знания смежных дисциплин,
раскрывая проблему в комплексе. Положительный
результат стимулирует к продолжению и
совершенствованию применения интегрированных
уроков, которые несут в себе многофункциональные
нагрузки.
По своей теме «Интеграция как одна из форм
реализации педагогических технологий» имею
публикации в газете «Химия» с 1997 по 2001 г.:
«Каучуки» (химия, биология, география), № 27/1997;
«Элементы в военном деле» (химия, биология, ОБЖ),
№ 39/1997;
«Воздух. Охрана воздуха» (химия, биология), № 32/1998;
«Суд над хлором» (химия, биология, литература), №
20/2001;
«Металлы в организме человека» (биология, химия,
литература), № 10/1999.
Тематическое планирование по химии и
биологии
№ сдвоенного урока |
Химия |
Биология |
1 |
Основные положения
теории химического строения |
Kлеточная теория |
2 |
Зависимость свойств
вещества от строения |
Строение клетки.
Строение и функции клеточной оболочки |
3 |
Зависимость свойств
органических веществ от наличия функциональных
групп |
Цитоплазма.
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы |
4 |
Свойства веществ
основных классов органических соединений.
Взаимное влияние атомов в молекуле |
Цитоплазма.
Митохондрии. Пластиды |
5 |
Генетическая связь
органических веществ |
Лизосомы. Kлеточный
центр. Органоиды движения клеток. Kлеточные
включения. Аппарат Гольджи. Ядро. Kлетка как
единое целое |
6 |
Зачет по
изученной теме |
7 |
Интегрированный
урок по теме «Углеводы» |
8 |
Семинар по теме
«Углеводы» |
9 |
Интегрированный
урок по теме «Жиры» |
10 |
Семинар по теме
«Жиры» |
11 |
Амины. Строение и
свойства |
Неклеточные формы
жизни. Вирусы |
12 |
Анилин |
Обмен веществ и
превращение энергии в клетке.
Этапы энергетического обмена |
13 |
Аминокислоты, их
строение и свойства |
Автотрофные и
гетеротрофные клетки. Фотосинтез |
14 |
Изомерия аминокислот.
Синтез полипептидов |
Особенности
пластического и энергетического обмена в
растительной клетке |
15 |
Интегрированный
урок по теме «Белки» |
16 |
Семинар по теме
«Белки» |
17 |
Интегрированный
урок по теме «Нуклеиновые кислоты» |
18 |
Kонтрольная
paбота |
19 |
Высокомолекулярные
соединения в химии и биологии |
20 |
Практическая
работа «Распознавание волокон и пластмасс» |
С.Д.ЧЕРВОННАЯ,
учитель-методист
средней школы № 5
(г. Моздок, Республика
Северная Осетия – Алания)
|