Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №/

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

Восхождение на «пик Знаний»

Обобщающий урок-путешествие по теме
«Основные классы неорганических соединений»

Не раз приходится задавать себе вопрос о том, где же отыскать тот «золотой ключик», который открыл бы таинственную дверцу, за которой лежит прямая дорога к детским душам, кропотливой работе и активности на уроках, а значит – к эффективности обучения.
В своей работе, особенно в 7-х и 8-х классах, за опорную точку я взяла нетрадиционные формы работы на уроках химии. Вначале использовала небольшие фрагменты этих форм, а затем родилась первая сказка по теме «Состав воздуха», далее – игры, путешествия, соревнования...
Методом проб и ошибок я все же вышла на финишную прямую. Разработала по каждой теме обобщающие уроки для 8-х классов. Предлагаю один из них.

Цели. Обобщить знания по основным классам неорганических соединений, повторить свойства и применение оксидов, оснований, кислот, солей.
Оборудование и реактивы. Карта путешествия, флажки и эмблемы отрядов, пробирки, растворы CuSO4, NaOH, HCl.

ХОД УРОКА

I. Постановка познавательной задачи.

Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вам игру-соревнование «Восхождение на “пик Знаний”». Для этого в классе организуем три отряда альпинистов. Выбираем капитанов, которые получают эмблему отряда.
Теперь обратите внимание на карту, по которой будем путешествовать. У подножия горы на стартовой площадке укреплены флажки отрядов, а по горным тропам проложен маршрут к самой высокой вершине «пик Знаний».
Преодолевая такой сложный маршрут, мы должны повторить понятия классов неорганических соединений, основные свойства веществ, относящихся к тому или иному классу соединений, вспомнить решение расчетных задач.
На привалах нужно будет обсудить очень важные вопросы, касающиеся применения веществ, их действия на организм человека. Будьте внимательны и осторожны. Если кто-то из отряда допускает ошибки при ответах, то весь отряд получает сигнал: «Ожидается сход снежных лавин. Отряду вернуться на перевал».
Что ж, в добрый путь.

II. Решение познавательной задачи.

Стартовое задание (разминка) – вопросы по теме «Оксиды».
1) Найдите в игре «Крестики-нолики» выигрышный путь, т. е. укажите ряд (вертикальный, горизонтальный) или диагональ, где записаны формулы оксидов.

Ba(OH)2

K2SO4

CaO

Na2O

SO2

KOH

Li2O

HCl

H2SO4

2) Почему эти вещества относятся к оксидам?
3) Как классифицируют оксиды?
4) Дайте определение основных, амфотерных и кислотных оксидов.
5) Какие оксиды приведены в игре «Крестики-нолики»?
6) Мысленный эксперимент. Даны две пробирки с белым порошком: в одной – оксид кальция, в другой – оксид магния. В вашем распоряжении имеется еще вода и индикатор фенолфталеин. Как определить, в какой пробирке находится каждое из веществ?
7) Применение оксидов (рассказывают учащиеся).
Учитель. Оксид водорода – другими словами, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле, – вода. Ведь без нее нет жизни. Еще бы! Человек не может прожить и трех дней без воды. Для поддержания жизни человек должен получать около 2,5 л воды в сутки.
Ученик (добавляет). Вода является обязательным компонентом каждой живой клетки. Обезвоживание организма на 12–15% приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25% – к гибели организма.
В организм с водой попадает огромное количество различных элементов, необходимых и жизненно важных, например фтор. Избыток фтора разрушает зубы: они становятся черными и легко выпадают – это флюороз зубов. При недостатке фтора в питьевой воде сопротивление эмали действию кислот уменьшается: начинается кариес – разрушение зубов.

Учитель. Итак, все хорошо в меру, переходим к следующему маршруту – впереди трудный путь. Капитаны отрядов альпинистов, слово за вами!
Капитаны выбирают тему и вопросы к ней (1-й и 2-й вопросы для капитанов отрядов альпинистов).
В каждой теме капитаны указывают выигрышный путь в игре «Крестики-нолики».

Na2S

BaCl2

KHCO3

KOH

Fe(OH)3

Ca(OH)2

HNO3

H2S

H3PO4

Тема «Кислоты»

1) Выигрышный путь игры «крестики-нолики» – формулы кислот.
2) Почему эти вещества относятся к классу кислот?
3) Дайте определение кислотам.
4) Приведите классификацию кислот.
5) Найдите примеры из игры «Крестики-нолики».
6) Решите задачу. Сколько граммов 12%-го раствора щелочи гидроксида натрия потребуется для получения 284 г сульфата натрия?
Учитель. Полученная соль обладает многими ценными качествами. Расскажу одну маленькую историю. В начале XVII в. в Германии жил химик И.Р.Глаубер. Тяжело заболев, Глаубер по совету знакомых стал пить воду одного источника и вылечился. Тогда ученый заинтересовался составом воды. С этой целью Глаубер выпарил ее в чашке и получил длинные белые кристаллы какой-то соли. Позже он установил состав тем же химическим способом, как и мы решили задачу по уравнению реакции. В память о своем излечении Глаубер назвал полученную соль «чудесной» или «мирабилит».
7) Применение кислот (рассказывают ученики).

Учитель. Соляную кислоту прописывают больным с пониженной кислотностью желудочного сока. Соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует пищеварению. Я хочу подтвердить это, прочитав отрывок из рассказа М.М.Пришвина «Соляная кислота»: «Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует и самец-волк? У матери в молоке не хватает необходимого для питания молодых волков соляной кислоты, и, чтобы пополнить этот недостаток, в добавку к молоку надо отрыгнуть маленькому своей пищи с соляной кислотой. В таком кормлении принимает участие и волк-самец».

Тема «Основания»

1) Выигрышный путь игры «Крестики-нолики» – формулы оснований.
2) Почему эти вещества относятся к классу оснований?
3) Дайте определение оснований.
4) Как по отношению к воде основания классифицируют?
5) Из приведенных в игре оснований какие являются растворимыми и нерастворимыми?
6) Какие основания изменяют окраску индикаторов?
7) Задание по получению оснований (ответ у доски).
Учитель. Я думаю, что многие из вас являются поклонниками приключенческих романов Л.Буссенара. В его романе «Похитители бриллиантов» описан взрыв в пещере рудничного газа, в результате которого погибают бандиты: «Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился... и получилось именно то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести.
Она разбухла и стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти...
Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
Какие процессы произошли в пещере в результате взрыва рудничного газа и последующего ливня?

8) Как еще называют гашеную известь?
9) Применение оснований.

Тема «Соли»

1) Выигрышный путь игры «Крестики-нолики» – формулы солей.
2) Почему эти вещества относятся к классу солей? Назовите соли.
3) Какие соли называют средними?
4) Какие соли называют кислыми?
5) Приведите примеры кислых и средних солей из игры «Крестики-нолики».
6) Экспериментальная задача. Из раствора сульфата меди CuSO4 получите раствор
хлорида меди(II) CuСl2, используя реактивы CuSO4, HCl, NaOH.
7) Применение солей.
Ученик. Поваренная соль NaCl необходима любому организму. Эта соль обеспечивает человеческий организм жизненно необходимым хлором. Роль этого элемента в организме велика и многообразна: он регулятор водного обмена, кислотно-щелочного равновесия, осматического давления крови и тканевых жидкостей. Натрий необходим для работы скелетной мускулатуры, нормальной пульсации сердца.
Среди многочисленных солей морской воды видную роль играет сульфат магния MgSO4. Именно он и придает ей горько-соленый вкус, за что его называют «горькой солью». В медицине горькая соль употребляется в качестве слабительного.
Фосфат кальция Ca3(PO4)2 служит для построения твердого скелета. При недостатке кальция прочность скелета снижается, появляется опасность переломов. Роль кальция в организме не ограничивается постройкой скелета. Частицы кальция содержатся в крови, вот почему отсутствие в крови таких частиц немедленно ведет к остановке сердца. Деятельность центральной нервной системы также нарушается при недостатке кальция. Особенно нуждается в кальции растущий организм. Молоко содержит кальциевые соли в большом количестве.

Учитель. Чтобы завершить наше путешествие на вершину «пик Знаний», последняя эстафета «Бегущая волна».
Капитаны составляют генетическую цепочку, а альпинисты по очереди записывают уравнения реакций этой цепочки.
Задания. Цепочку составляют для лития (1-й отряд), для фосфора (2-й отряд), для кальция
(3-й отряд).

III. Подведение итогов.

Е.В.ШПАКОВСКАЯ,
учитель химии
(г. Чапаевск, Самарская обл.)

Рейтинг@Mail.ru