Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №41/2003

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

Решение
Всероссийской
научно-практической конференции
«О проблемах и перспективах развития
химического образования»

Челябинский Государственный
Педагогический Университет · 29 сентября – 3 октября 2003 г.

Содержание школьного и высшего естественно-научного образования определяется общественными интересами и отношением общества к науке. В стране в настоящее время происходит модернизация всей системы образования. Наиболее серьезным изменениям подвергается именно школьное образование. Три главных составляющих в модернизации школьного образования – Государственный стандарт образования, единый государственный экзамен, профильное обучение – привлекли к себе самое пристальное внимание участников конференции, поскольку именно эти звенья модернизации определят на долгие годы, какую школу мы получим в стране – школу прошлого или школу будущего.
Одна из важнейших составляющих модернизации – разработка Государственных стандартов образования, которые должны приблизить российскую систему образования к европейской. К настоящему времени в стране уже подготовлены проекты Государственных стандартов школьного образования, в которых четко сформулировано, чему учить в школе. В трех стандартах закреплено преподавание химии по концентрической схеме с разделением основного общего (8–9-й классы) и общего среднего (полного) (10–11-й классы) базового общего и профильного образования. Новые стандарты учитывают тенденции развития современной химии и ее роль в естествознании и в обществе. Участники конференции считают, что разработанные проекты образовательных стандартов могут быть предложены в качестве основы для законодательной инициативы.
Другой аспект реформы связан с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме всеобщего тестирования. Обсуждение результатов эксперимента по проведению ЕГЭ в различных регионах России и методический анализ содержания ЕГЭ по химии приводят к выводу о том, что тестирование как форма проверки знаний имеет свои методологические, организационно-правовые и другие ограничения.
Участники конференции считают целесообразным до введения ЕГЭ во всех регионах в течение 3–5 лет провести тщательный анализ результатов его функционирования, сопоставив успеваемость и способность адаптироваться к обучению в вузе школьников, зачисленных по результатам ЕГЭ и по результатам традиционных вступительных экзаменов. Без проведения такого анализа невозможно оценить влияние ЕГЭ на качество подготовки будущих специалистов вузами. Вузы должны сохранить большую самостоятельность в выборе правил приема абитуриентов. В частности, можно предоставить вузам право засчитывать результаты ЕГЭ по непрофильным дисциплинам.
Третий и важнейший аспект проводимой реформы связан с идеей введения профильного обучения в старших классах школы. Детальное обсуждение участниками конференции предложенного Министерством образования РФ и только что опубликованного проекта базисного учебного плана (Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений. М., 2003), который устанавливает перечень обязательных школьных предметов и число часов для их изучения, вызывает чувство глубокой обеспокоенности за естественно-научную подготовку школьников. Во-первых, в этом проекте крайне неудачным выглядит деление школ по профилям. Так, химия объединена не с биологией, а с физикой, а биология – с географией. И только в этих профилях в соответствии с проектом сохраняется предмет «химия» в старших классах. Химия изъята из учебного плана не только гуманитарных и социально-экономических школ, но также физико-математических, аграрно-технологических и индустриально-технологических. Вместо химии вводится новый предмет – «естествознание». Если такая замена произойдет, то это нанесет огромный урон химическому образованию. Этого нельзя допустить! Химия – самостоятельная научная дисциплина, имеющая четкий предмет и систему законов и правил. Химические знания составляют основу современной науки и техники, химические методы широко используются в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины и фармакологии.
Недооценка роли химических знаний, формируемых средней школой, приведет к существенному снижению уровня подготовки специалистов во многих отраслях, в том числе весьма далеких от химии. Элементарная химическая безграмотность населения неизбежно будет приводить к опасным ситуациям в быту и экологии.
Особую озабоченность у участников конференции вызвало то обстоятельство, что при большом числе направлений в проекте отсутствует общеобразовательное направление, в котором преподавание всех учебных дисциплин осуществляется на уровне, гарантирующем школьникам успешную сдачу вступительных экзаменов в вузы.
И, наконец, необходимо подчеркнуть, что сама идея всеобщего профильного обучения практически нереализуема в России, где 70% школ – это сельские школы. Нельзя игнорировать многолетний отечественный опыт организации углубленного изучения предметных дисциплин и принципы выбора направлений профилизации обучения в каждой образовательной области.
Позитивная программа развития школьного химического образования должна исходить из того, что главная ее задача – обеспечить всем школьникам возможность овладения знаниями о свойствах веществ и их превращениях. Приоритетными аспектами деятельности, направленной на сохранение традиций и дальнейшее развитие школьного химического образования (в этом – его модернизация), по мнению участников конференции, являются:
сохранение химии как самостоятельной дисциплины во всех школах общеобразовательного направления, а также в школах физико-математического, естественно-научного, аграрно-технологического и индустриально-технологического профилей;
создание новых школьных программ по химии и модернизация существующих учебно-методических комплектов, развивающих идеи разработанных государственных образовательных стандартов;
развитие и наращивание экспериментальной составляющей школьного химического образования на базе отечественной промышленности;
всемерная поддержка и развитие школьных химических олимпиад различного уровня;
модернизация существующей примерной программы по химии для поступающих в вузы, чтобы она не превышала уровень требований Государственного образовательного стандарта;
создание новых методических структур, имеющих целью научное осмысливание результатов проводимого в стране эксперимента по введению ЕГЭ.

Высшее химическое образование, сохраняя необходимый консерватизм, нельзя отрывать от науки. Неразрывная связь науки и образования приводит к тому, что проблемы, постоянно возникающие в ходе их исторического развития, являются взаимообусловленными – недостатки в системе образования тормозят развитие науки, а застой в науке приводит к упадку системы образования. По мнению участников конференции, в структуре образования должен быть предусмотрен механизм обратной связи с наукой. Такой механизм должен носить буферный характер для того, чтобы новое знание нормально адаптировалось в существующую содержательную систему. Идеальной в этом смысле является многоуровневая образовательная конструкция, которая включает общую подготовку в виде набора базовых курсов и специальную подготовку на уровне спецкурсов. В этой схеме базовые курсы – фундаментальная, т. е. наиболее инертная и медленно развивающаяся, составляющая, а специальные курсы – гибкая надстройка, которая обеспечивает переход от базового образования к специальному.
При модернизации главных принципов высшего химического образования (содержание, структура и методология) необходимо исходить из того, в какой области будут работать выпускники вуза: в науке, технологии или в образовании.
Несмотря на то, что подготовка большей части выпускников химических специальностей наших вузов, по общему признанию, пока достаточно высока, многие учебные программы требуют серьезного обновления и перераспределения материала между базовыми и специальными учебными курсами. Это касается в первую очередь содержания базовых курсов, которые во многих случаях неоправданно раздуты по объему за счет фактического материала.
Развитие высшего химического образования требует создания в химических, химико-технологических и педагогических вузах химических специальностей ряда необходимых условий:
улучшение системы взаимодействия вузов со средними школами и системы адаптации школьников к высшему образованию;
формирование квалифицированного кадрового состава преподавателей, которые, с одной стороны, способны заниматься научной деятельностью, а с другой – умеют находить общий язык со студентами и разговаривать с ними, как с равными себе;
использование гибкой программы обучения, которая обеспечивала бы фундаментальное базовое образование и в то же время была способна отражать достижения современной науки;
наличие собственной научной базы и собственных научных групп, значительная часть которых должна работать на всероссийском или мировом уровне;
функционирование мощной информационно-вычислительной базы, включающей системы хранения и обработки информации, базы научных и библиографических данных, компьютеры для высокопроизводительных расчетов и полиграфические системы.
Реализация этих условий возможна только при постоянном внимании к проблемам химического образования со стороны государственных органов.

Участники конференции считают необходимым:
опубликовать данный документ в различных средствах массовой информации;
передать данный документ в Министерство образования РФ и Комитет по науке и образованию ГД РФ;
проводить аналогичные конференции с периодичностью один раз в три года.

Рейтинг@Mail.ru