Решение
Всероссийской
научно-практической конференции
«О проблемах и перспективах развития
химического образования»
Челябинский Государственный
Педагогический Университет · 29 сентября – 3
октября 2003 г.
Содержание школьного и
высшего естественно-научного образования
определяется общественными интересами и
отношением общества к науке. В стране в настоящее
время происходит модернизация всей системы
образования. Наиболее серьезным изменениям
подвергается именно школьное образование. Три
главных составляющих в модернизации школьного
образования – Государственный стандарт
образования, единый государственный экзамен,
профильное обучение – привлекли к себе самое
пристальное внимание участников конференции,
поскольку именно эти звенья модернизации
определят на долгие годы, какую школу мы получим
в стране – школу прошлого или школу будущего.
Одна из важнейших
составляющих модернизации – разработка
Государственных стандартов образования, которые
должны приблизить российскую систему
образования к европейской. К настоящему времени
в стране уже подготовлены проекты
Государственных стандартов школьного
образования, в которых четко сформулировано,
чему учить в школе. В трех стандартах закреплено
преподавание химии по концентрической схеме с
разделением основного общего (8–9-й классы) и
общего среднего (полного) (10–11-й классы) базового
общего и профильного образования. Новые
стандарты учитывают тенденции развития
современной химии и ее роль в естествознании и в
обществе. Участники конференции считают, что
разработанные проекты образовательных
стандартов могут быть предложены в качестве
основы для законодательной инициативы.
Другой аспект
реформы связан с введением единого
государственного экзамена (ЕГЭ) в форме
всеобщего тестирования. Обсуждение результатов
эксперимента по проведению ЕГЭ в различных
регионах России и методический анализ
содержания ЕГЭ по химии приводят к выводу о том,
что тестирование как форма проверки знаний имеет
свои методологические, организационно-правовые
и другие ограничения.
Участники конференции считают целесообразным до
введения ЕГЭ во всех регионах в течение 3–5 лет
провести тщательный анализ результатов его
функционирования, сопоставив успеваемость и
способность адаптироваться к обучению в вузе
школьников, зачисленных по результатам ЕГЭ и по
результатам традиционных вступительных
экзаменов. Без проведения такого анализа
невозможно оценить влияние ЕГЭ на качество
подготовки будущих специалистов вузами. Вузы
должны сохранить большую самостоятельность в
выборе правил приема абитуриентов. В
частности, можно предоставить вузам право
засчитывать результаты ЕГЭ по непрофильным
дисциплинам.
Третий и
важнейший аспект проводимой реформы связан с
идеей введения профильного обучения в старших
классах школы. Детальное обсуждение участниками
конференции предложенного Министерством
образования РФ и только что опубликованного
проекта базисного учебного плана (Федеральный
базисный учебный план и примерные учебные планы
для образовательных учреждений. М., 2003), который
устанавливает перечень обязательных школьных
предметов и число часов для их изучения, вызывает
чувство глубокой обеспокоенности за
естественно-научную подготовку школьников.
Во-первых, в этом проекте крайне неудачным
выглядит деление школ по профилям. Так, химия
объединена не с биологией, а с физикой, а биология
– с географией. И только в этих профилях в
соответствии с проектом сохраняется предмет
«химия» в старших классах. Химия изъята из
учебного плана не только гуманитарных и
социально-экономических школ, но также
физико-математических, аграрно-технологических
и индустриально-технологических. Вместо химии
вводится новый предмет – «естествознание». Если
такая замена произойдет, то это нанесет огромный
урон химическому образованию. Этого нельзя
допустить! Химия – самостоятельная научная
дисциплина, имеющая четкий предмет и систему
законов и правил. Химические знания составляют
основу современной науки и техники, химические
методы широко используются в самых разных
отраслях промышленности, сельского хозяйства,
медицины и фармакологии.
Недооценка роли химических знаний, формируемых
средней школой, приведет к существенному
снижению уровня подготовки специалистов во
многих отраслях, в том числе весьма далеких от
химии. Элементарная химическая безграмотность
населения неизбежно будет приводить к опасным
ситуациям в быту и экологии.
Особую озабоченность у участников конференции
вызвало то обстоятельство, что при большом числе
направлений в проекте отсутствует
общеобразовательное направление, в котором
преподавание всех учебных дисциплин
осуществляется на уровне, гарантирующем
школьникам успешную сдачу вступительных
экзаменов в вузы.
И, наконец, необходимо подчеркнуть, что сама идея
всеобщего профильного обучения практически
нереализуема в России, где 70% школ – это сельские
школы. Нельзя игнорировать многолетний
отечественный опыт организации углубленного
изучения предметных дисциплин и принципы выбора
направлений профилизации обучения в каждой
образовательной области.
Позитивная программа развития школьного
химического образования должна исходить из того,
что главная ее задача – обеспечить всем
школьникам возможность овладения знаниями о
свойствах веществ и их превращениях. Приоритетными
аспектами деятельности, направленной на
сохранение традиций и дальнейшее развитие
школьного химического образования (в этом – его
модернизация), по мнению участников конференции, являются:
сохранение
химии как самостоятельной дисциплины во всех
школах общеобразовательного направления, а
также в школах физико-математического,
естественно-научного, аграрно-технологического
и индустриально-технологического профилей;
создание
новых школьных программ по химии и
модернизация существующих учебно-методических
комплектов, развивающих идеи разработанных
государственных образовательных стандартов;
развитие и
наращивание экспериментальной составляющей
школьного химического образования на базе
отечественной промышленности;
всемерная
поддержка и развитие школьных химических
олимпиад различного уровня;
модернизация
существующей примерной программы по химии для
поступающих в вузы, чтобы она не превышала
уровень требований Государственного
образовательного стандарта;
создание
новых методических структур, имеющих целью
научное осмысливание результатов проводимого в
стране эксперимента по введению ЕГЭ.
Высшее химическое
образование, сохраняя необходимый консерватизм,
нельзя отрывать от науки. Неразрывная связь
науки и образования приводит к тому, что
проблемы, постоянно возникающие в ходе их
исторического развития, являются
взаимообусловленными – недостатки в системе
образования тормозят развитие науки, а застой в
науке приводит к упадку системы образования. По
мнению участников конференции, в структуре
образования должен быть предусмотрен механизм
обратной связи с наукой. Такой механизм должен
носить буферный характер для того, чтобы новое
знание нормально адаптировалось в существующую
содержательную систему. Идеальной в этом смысле
является многоуровневая образовательная
конструкция, которая включает общую
подготовку в виде набора базовых курсов и
специальную подготовку на уровне спецкурсов. В
этой схеме базовые курсы – фундаментальная, т. е.
наиболее инертная и медленно развивающаяся,
составляющая, а специальные курсы – гибкая
надстройка, которая обеспечивает переход от
базового образования к специальному.
При модернизации главных принципов высшего
химического образования (содержание, структура и
методология) необходимо исходить из того, в какой
области будут работать выпускники вуза: в науке,
технологии или в образовании.
Несмотря на то, что подготовка большей части
выпускников химических специальностей наших
вузов, по общему признанию, пока достаточно
высока, многие учебные программы требуют
серьезного обновления и перераспределения
материала между базовыми и специальными
учебными курсами. Это касается в первую очередь
содержания базовых курсов, которые во многих
случаях неоправданно раздуты по объему за счет
фактического материала.
Развитие высшего химического образования
требует создания в химических,
химико-технологических и педагогических вузах
химических специальностей ряда необходимых
условий:
улучшение
системы взаимодействия вузов со средними
школами и системы адаптации школьников к
высшему образованию;
формирование
квалифицированного кадрового состава
преподавателей, которые, с одной стороны,
способны заниматься научной деятельностью, а с
другой – умеют находить общий язык со студентами
и разговаривать с ними, как с равными себе;
использование
гибкой программы обучения, которая
обеспечивала бы фундаментальное базовое
образование и в то же время была способна
отражать достижения современной науки;
наличие
собственной научной базы и собственных
научных групп, значительная часть которых должна
работать на всероссийском или мировом уровне;
функционирование
мощной информационно-вычислительной базы,
включающей системы хранения и обработки
информации, базы научных и библиографических
данных, компьютеры для высокопроизводительных
расчетов и полиграфические системы.
Реализация этих условий возможна только при
постоянном внимании к проблемам химического
образования со стороны государственных органов.
Участники конференции считают
необходимым:
опубликовать данный документ в различных
средствах массовой информации;
передать данный документ в Министерство
образования РФ и Комитет по науке и образованию
ГД РФ;
проводить аналогичные конференции с
периодичностью один раз в три года.
|