Природные источники углеводородовИнтегрированный урок по географии и химииЦели. Обобщить и систематизировать
знания, активизировать познавательную
деятельность учащихся, показать межпредметную
связь химии и географии. ПЛАН УРОКА
По ходу урока проводится фронтальная работа с классом. ХОД УРОКА Организационный моментУчитель химии. В начале урока я прочитаю вам четверостишие М.В.Ломоносова, которое стало эпиграфом урока:
Много богатств находится в недрах России. Двум из них посвящен урок. Это нефть и каменный уголь, с которыми вы познакомились на уроках природоведения, продолжили изучение на уроках химии и географии. Основная цель урока – обобщить ранее изученный материал, акцентировать ваше внимание на наиболее интересных фактах. Каменный угольУчитель географии (показывает карточки и
задает вопросы).
2. Какие полезные ископаемые скрываются за
следующими словами:
После прочтения стихотворения задаются вопросы. Учитель географии. 1. Назовите эру, в которой произошло наиболее значительное образование залежей каменного угля.
2. Каков климат этой эры?
3. Назовите растения, которые послужили основой для образования угля.
4. Назовите период мезозойской эры, когда происходило образование и накопление торфа, горючих сланцев, угля.
Вывод. В геологической истории Земли были периоды интенсивного образования и накопления полезных ископаемых. Нефть: происхождение, пути переработкиУчитель химии.
Нефть – это один из самых главных
природных источников углеводородов. С ней
человек познакомился давно. Сведения о нефти
дошли до нас с Ближнего Востока. Археологические
раскопки свидетельствуют о том, что в долине реки
Евфрат нефть добывали и перерабатывали восемь
тысячелетий назад. Битумом покрывали дно
бассейнов, применяли его для предохранения от
гниения деревянных балок. Асфальтом
бальзамировали мумии. Нефть применялась в
медицине для заживления ран, язв и лечения
глазных болезней. С прорывом нефтяных фонтанов
связывают гибель Содома и Гоморры. Существует
легенда о том, что во время установления палатки
Александра Македонского на берегу Аму-Дарьи был
обнаружен источник нефти. Это было великое
предзнаменование, которое положило конец
колебаниям полководца, и армия направилась на
покорение Индии. В истории известен греческий
огонь – это смесь нефти и селитры. Она
использовалась для огнеметов. Вопросы и задания учащимся1. Какие известны пути переработки нефти? Основные месторождения
|
Рурский – ………..........…...
(Германия), Донбасс – ……......... (Украина, Россия), Саарский – …..….....…...…. (Германия), Силезский – ….......……...….. (Польша), Ленский – …..…….……...……. (Россия), Аппалачский – ….......…....…..… (США), Кузбасс – …..………......…….. (Россия), Канско-Ачинский ...…............. (Россия). |
2. Назовите и покажите на карте страны, где ведется наибольшая добыча угля.
(США, Китай, Россия.)
3. Назовите и покажите на карте моря и заливы, со дна которых добывают нефть.
Обратите внимание, что четыре из восьми крупнейших угольных бассейнов расположены на территории России. Нефтяные месторождения связаны с обширными погруженными областями земной коры, предгорными краевыми прогибами. Особо выделяется район Персидского залива. По числу месторождений-гигантов (45) лидируют страны этого региона (показывает на карте): Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты.
Вопросы экологии
Учитель химии. Добыча каменного
угля и нефти, развитие промышленности по их
переработке, транспортировка – все это ведет к
ухудшению экологической обстановки планеты. Вот
факты:
· ежедневно в мире сливается в океан 18
тыс. т нефти;
· сжигается до 90 тыс. т нефти;
· 56 млн т углекислого газа
выбрасывается в атмосферу.
Более 20 лет назад Тур Хейердал, известный ученый,
писал: «Посреди океана, открытого для Европы
Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы
не вымазаться в грязи». Конечно, он имел в виду
нефть. Если и дальше ничего не изменится к
лучшему, мировой океан покроется нефтяной
пленкой и все живое в нем погибнет.
«Океан седой гремит
набатью, Он таит обиду в глубине, Черные раскачивая пятна На крутой разгневанной волне. Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Черные сотрешь ли, Человек?» |
Очаги экологического нездоровья на
нашей планете – места наиболее интенсивной
добычи нефти. Средиземное море – это уже не
большое синее море, а резервуар черной жижи.
Через несколько десятков лет оно может
превратиться в большой мертвый водоем.
Северное море... Принц Чарльз назвал его большой
клоакой. Балтика, Ладога, реки, озера... «Мы
наполнили реки дерьмом, мусором, нефтью,
красками, ядами», – замечает американский эколог
Джон Берд. И все-таки основные загрязнители вод –
нефть и нефтепродукты. Очистить огромные водные
пространства от этих веществ трудно.
Задание учащимся. Предложите способы
очистки воды от нефти.
Ученики отвечают и проводят эксперимент
по очистке воды с использованием пробки,
пенопласта.
Интересные сведения
о природных источниках углеводородов
1. Издержки при добычи нефти на 1 т составляют:
Саудовская Аравия – 4–7 долларов,
США – 60–80 долларов,
район Северного моря – 75–100 долларов.
2. Доход на душу населения в Объединенных
Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии
составляет 27 000 долларов.
3. Условия работы на месторождении Прадхо-Бей в
США впору назвать экстремальными: температура
воздуха здесь опускалась до –74 °С.
4. Залежи и добыча нефти оказывают влияние на
топонимику.
Задание учащимся. Как переводится
название города Майкоп?
(Тюрские слова «май» – масло и «копа» – болото.)
Расшифруйте названия городов:
Карамай (Китай) («кара» – черное, «май» –
масло), Небит Даг (Туркмения) («небит» –
нефть, «даг» – гора).
5. Нефти в Кувейте и Объединенных Арабских
Эмиратах хватит на 100 лет.
6. Нефтяной кризис повлиял на быт: температура в
государственных учреждениях Германии не должна
превышать 18 °С; на лестницах домов свет
зажигается на минуты, которые необходимы
человеку для того, чтобы подняться на свой этаж.
7. На острове Тринидад в Карибском море есть
асфальтовое озеро глубиной 1 км. Оно содержит
15 млн т асфальта. Происхождение его
неизвестно.
8. Огнетушитель придумал О.Лоран случайно, когда
тушил горящую нефть пивом.
Викторина
На партах учащихся имеются карточки.
1. Необходимо по характеристике страны –
лидера по добыче нефти определить ее название:
а) подавляющая часть страны исповедует ислам;
б) подавляющая часть населения арабы;
в) в стране находится Мекка – родина
основоположника ислама Мухаммеда (Магомета);
г) страна, где, по преданию, в г. Медине находится
гробница основателя ислама.
2. По названию столицы определите государство:
Каракас – ………...…….....
(Венесуэла), Джакарта – ……...……..... (Индонезия), Тегеран – ………...……...........… (Иран), Багдад – …………...……….....….. (Ирак), Эль-Кувейт – …...……….....…. (Кувейт), Эр-Рияд – …........ (Саудовская Аравия). |
3. Как переводится слово «петролеум»?
(Каменное масло.)
4. Вы уже знаете о древних каменноугольных
деревьях, которые произрастали в первобытном
лесу. А мы с вами вырастим свое небывалое
угольное дерево. Дерево это, конечно,
воображаемое. Но листья на нем самые настоящие
(рис.). Чтобы одеть дерево в листву, необходимо
вспомнить, какие вещества можно получить из
каменного угля.
Дети дают ответ. После каждого правильного
ответа на дереве рисуют листочек.
Рис. Угольное дерево |
Учитель химии (обобщает). Растут
на угольном дереве пластмассовые игрушки. Это
потому, что многие пластмассы делают из
переработанного угля.
Одна из ветвей угольного дерева проросла прямо в
аптеку. На ней висят всякие лекарственные
вещества, добываемые из угля.
Ах какой душистый запах у этой ветки угольного
дерева! Это потому, что из угля добывают
ароматические вещества. А на этой ветке опасный
плод – взрывчатка.
Автомобильные шины и тонкая прозрачная одежда из
капрона, холодильники и рыболовные сети, краски,
лаки, пластмассы – все это растет на угольном
дереве.
Заключение
Учитель химии. Природные источники
углеводородов необходимы человеку. Но при их
добыче, транспортировке необходимо помнить
слова пророка Иеремии: «Я ввел вас в Землю
плодоносную, чтобы вы питались плодами и добром
ее, а не вошли и оскверняли Землю мою и достояние
мое сделали мерзостью».
Домашнее задание. «Сборник задач и
упражнений» И.Г. Хомченко (М.: Новая Волна, 1997),
упражнения 22.5, 22.6, 22.9.