БРЕЙН-РИНГИнтеллектуальная играИгра проводится по теме «Химия и здоровье»,
что обусловлено стремлением помочь школьникам
удовлетворить жажду знаний о себе. На уроке
говорится о тех опасностях, которые могут
подстерегать в жизни, сообщаются сведения о том,
как сохранить здоровье. При подготовке к игре
ученики читают научно-популярную литературу,
готовят научные сообщения.
Поскольку игра была проведена накануне 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина, в нескольких вопросах использованы цитаты из его произведений. Для каждого тайма вопросы подобраны так, чтобы среди них были и простые, и сложные. ХОД ИГРЫ 1. На Руси всегда любили и умели пить чай. И доказательством тому эти строки:
Вопрос. Какой чай и почему более полезен для здоровья – черный, байховый или зеленый?
2. В нашем лексиконе очень много иностранных слов:
Вопрос. Назовите химический термин, обозначающий в переводе с латинского «сильный, здоровый».
3. Танцевать любили всегда в том числе и во времена Пушкина!
Вопрос. Если у танцующих в таких условиях людей измерить кислотность крови (рН), то она окажется не нейтральной, а слабокислой. Почему?
4. «Ах, ножки, ножки! Где вы ныне? Вопрос. Объясните, что более благоприятно для здоровья – современное ковровое покрытие, линолеум или крашеный пол.
5. Известно, что в состав меда входят витамины, ферменты, аминокислоты и более всего глюкоза и фруктоза, при окислении которых образуются углекислый газ и вода. Во времена, когда специальные обеззараживающие средства еще не применялись, для перевязки ран использовался мед. Вопрос. Почему мед обладает дезинфицирующими свойствами?
6. Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принятие жиров, растительных масел, яиц?
7. В какой воде – мягкой или жесткой – более токсичны ионы тяжелых металлов?
8. Всем известно, как полезны для здоровья молочные продукты. Какой процесс используют для получения кефира?
9. Какой процесс используют для получения сливок?
10. Многие вещества находят самое широкое применение в различных областях жизни. Назовите вещество, которое может спасти человека в случае сердечного заболевания. Оно же может взорваться и мгновенно уничтожить многих людей.
11. Во времена ритуальных обрядов в Древнем Египте поклоняющиеся вдыхали испарения белого вещества, латинское его название «salvolative», в переводе – «летучая соль». Позднее летучую соль стали давать нюхать при обмороках. Назовите это вещество. В честь какого древнеегипетского бога оно названо?
12. Все химики по образованию были либо врачами, либо аптекарями. Одним из них был Т.Парацельс, который считал своей главной целью не получение «философского камня», а приготовление лекарств. Парацельса считают основателем иатрохимии (ятрохимии). Что в переводе с греческого обозначает приставка «иатро»?
13. Современные рекомендации по правильному питанию не отличаются от высказанных более 4 тыс. лет назад в Библии и более 2,5 тыс. лет назад Гиппократом. Один из таких советов гласит: «Не следует жарить пищу, готовьте пищу на пару, варите, запекайте ее». Почему?
14. Немецкий химик Иоганн Рудольф Глаубер, врач по образованию, занимался разработкой и совершенствованием методов получения различных веществ. Он установил, что открытое им вещество обладает сильным слабительным действием. Глаубер назвал это вещество salmirabile – «удивительная соль» и считал его эликсиром жизни. Как сейчас называют это вещество и минерал, его содержащий?
15. Объясните, почему врачи назначают больным бром и йод, которые ядовиты. Например, невропатолог: «Вам следует принимать бром». Эндокринолог: «Вам не хватает йода».
16. Калий содержится внутри живой клетки, а натрий – в межклеточном пространстве. Почему после соленой пищи хочется пить?
17. Нефть и нефтепродукты могут содержаться в водопроводной воде. Исходя из свойств алканов, предложите простые способы очистки воды от нефтепродуктов.
18. Это вещество, вернее его раствор, используется для консервирования биологических препаратов, а благодаря его парам, содержащимся в древесном дыме, коптят рыбу и колбасы.
19. Некоторые из модных сейчас пищевых добавок содержат пищевые волокна. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя содержит мало калорий.
20. Содержание воды в организме ребенка – 70%, у взрослого человека – 50–60%, у стариков – 40%. Если беременная женщина примет алкоголь, то где он будет накапливаться?
21. В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему?
22. Какая упаковка более предпочтительна для жирных продуктов – масла, маргарина и т. п.? Почему?
23. Это вещество русские хирурги Ф.И.Иноземцев и Н.И.Пирогов в 1847 г. успешно использовали наряду с эфиром и хлороформом для сложных операций. Назовите вещество.
24. Известно, что белки в основном выполняют пластическую функцию, жиры и углеводы – энергетическую. А какую роль выполняют витамины и минеральные элементы?
25. Водородный показатель рН – индикатор кислотности среды. Известно, что рН = 5,5 свидетельствует о слабокислой среде, которая должна быть на коже лица. После еды рекомендуют «Орбит» с ксилитом и карбамидом. Для чего в «Орбит» добавляют ксилит и карбамид?
26. Установлено, что снижение содержания в пище селена приводит к раку молочной железы. Селен содержится в больших количествах в продуктах моря, в чесноке, печени, яйцах. Установлено, что увеличение содержания в воздухе диоксида серы снижает поступление в организм селена. Почему?
27. Яркие детские игрушки очень привлекательны. А какой краситель опасен для здоровья детей?
28. Старик по обочинам дороги косит траву для своей козы. Объясните, почему для козы это вредно.
29. В медицине глауберову соль используют как слабительное средство. А почему эту соль принимают при отравлении солями бария и свинца?
30. Морковь, тыква, абрикосы, яйца, печень, масло – какой витамин содержится в этих продуктах?
Т.В.ИМЕДЕЕВА,
|