МЕТОДИКА
ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Продолжение. См. № 27–28, 30, 31, 36, 38/2003
§ 2.3.
Обязанности лаборанта в подготовке
и проведении химического эксперимента
Непосредственный помощник преподавателя
– лаборант. Он, как и преподаватель, должен
обладать навыками работы по столярному,
слесарному и картонажному делу. Но особенно
важно иметь навыки, связанные с обработкой
стекла и сборкой приборов из готовых изделий.
Помощь лаборанта должна быть эффективной,
поэтому преподаватель обязан постоянно
заботиться о повышении его квалификации.
Лаборант по химии находится на рабочем месте
весь учебный день: готовит и убирает
оборудование, поддерживает строгий порядок в его
хранении и ведет учет; несет личную
ответственность за сохранность, содержание и
использование оборудования лаборатории и
кабинета; ведет инвентаризационные записи.
Важнейшая обязанность лаборанта – подготовить
необходимое оборудование к урокам, добиваясь при
этом безотказной работы всех приборов, а также
безупречной чистоты реактивов. Лаборант
присутствует на уроках и оказывает техническую
помощь преподавателю в проведении
демонстрационных опытов, практических работ,
лабораторных опытов и экспериментальных задач,
обеспечивая их безопасность.
Лаборант также поддерживает чистоту и
установленный порядок расположения и хранения в
химической лаборатории и кабинете, средств
первой помощи при несчастных случаях.
Преподаватель химии, исполняющий одновременно
обязанности заведующего кабинетом, отвечает
перед директором учебного заведения за работу
лаборанта и состояние кабинета.
Поручать лаборанту работу, которая не связана
непосредственно с работой кабинета химии, не
разрешается.
Для выполнения этих обязанностей лаборанту
нужно не только добросовестно относиться к
работе, но и иметь знания по химии за курс средней
общеобразовательной школы и по вопросам ведения
лабораторного хозяйства, а также обладать
навыками техники химического эксперимента.
Лаборант готовит наборы растворов, сухих веществ
для лабораторных опытов, экспериментальных
задач и практических занятий. Чаще всего в своей
работе лаборант встречается с концентрацией
растворов. Поэтому он должен уметь готовить
растворы солей, кислот и щелочей с определенной
массовой долей растворенного вещества и
производить связанные с этим расчеты.
Из навыков, которые чаще всего необходимы
лаборанту, можно отметить следующие: умение
заправлять спиртовки, обрабатывать стеклянные
трубки (резать, оплавлять, сгибать и вытягивать),
корковые и резиновые пробки; собирать по схеме,
данной преподавателем, простейшие приборы для
лабораторных опытов и практических занятий,
проводить очистку веществ и т. д.
Правильное ведение лабораторного хозяйства
облегчает труд лаборанта: каждый предмет
оборудования должен иметь определенное и
постоянное место с соответствующей надписью. Все
склянки и банки должны быть снабжены этикетками.
Места, где хранится оборудование, и коробки с
мелким инвентарем также должны быть снабжены
соответствующими надписями. Это обеспечивает
преподавателю и лаборанту возможность быстро
находить необходимые принадлежности и реактивы,
а также не тратить много времени на их размещение
после использования.
Для содержания химической посуды в чистоте ее
нужно промыть обычной водопроводной водой сразу
после использования. В этом случае не присохшие к
стенкам посуды твердые частицы легко смываются.
Если нет возможности вымыть всю посуду в этот же
день, то надо вылить содержимое пробирок,
сполоснуть и положить их в ведро с водой.
При мытье посуды следует соблюдать следующие
правила: сначала вылить содержимое пробирки или
другого сосуда, два-три раза сполоснуть водой и
лишь затем использовать ершик. Если посуду мыть
сразу ершиком, не выливая содержимого и не
споласкивая, то грязь втирается в стенки сосуда и
трудно отмывается. Сильно загрязненную посуду
отмывают остатками кислот, щелочей, хромовой
смеси и др.
Чистые пробирки, отбитые с верхнего конца, нужно
беречь для опытов, после проведения которых
пробирки можно сразу выбросить. Например, после
опытов, связанных с окислением формальдегида и
глюкозы аммиачным раствором серебра и др.
Подготовка лаборанта к урокам начинается с
изучения плана работы на следующую неделю. В
плане, составленном преподавателем и переданном
лаборанту в определенные дни недели, названы
темы уроков, даты их проведения, перечислены
демонстрационные и лабораторные опыты,
практические занятия и экспериментальные
задачи. В рабочем плане или на отдельных
карточках указаны необходимые реактивы и
оборудование для каждого вида химического
эксперимента.
Проведение каждым учеником опытов на уроках
требует от лаборанта много сил и времени на
приготовление большого количества реактивов и
оборудования, поэтому такую работу надо
выполнять заранее.
Подготовка к уроку начинается с проверки
качества реактивов, газоотводных трубок и
другого оборудования и наличия всего в
достаточном количестве. Оборудование для
первого занятия лаборант выставляет накануне, а
для всех последующих занятий – в перерывах между
ними.
Лаборант во время занятия следит, как ребята
собирают и укрепляют приборы, правильно ли
пользуются склянками и другой посудой, соблюдают
ли чистоту и порядок на своих рабочих местах, и
оказывает, если в этом есть необходимость,
посильную помощь.
При проведении демонстрационных опытов лаборант
помогает преподавателю собирать и приводить в
действие установки и т. д. По мере овладения
техникой эксперимента лаборанту можно поручать
проводить демонстрации самостоятельно под
руководством преподавателя.
Необходимо, чтобы все требуемое для проведения
лабораторных опытов имелось на каждого ученика
или в крайнем случае на двоих. Оборудование и
реактивы помещают на подносы или кюветы, что
позволяет лаборанту и нескольким учащимся за 5–10
мин расставить их на учебных столах, а при
необходимости и заменить новыми.
Использование подносов или кювет также
облегчает подготовку рабочих мест учащихся и во
время экзаменов. За несколько дней до начала
экзаменов лаборант готовит реактивы и
оборудование для пяти отдельных столов. На
каждый стол выставляют лабораторный штатив,
газовую горелку (спиртовка), штатив с пробирками,
детали приборов для получения газов и другое
оборудование. Лаборант готовит пять наборов
реактивов, в каждом из которых есть все вещества,
необходимые для проведения опыта или решения
экспериментальной задачи по неорганической и
органической химии. Все реактивы (растворы, сухие
вещества) помещают в склянки объемом 10–15 см3.
Этого количества достаточно для выполнения
любого опыта или решения экспериментальной
задачи. По мере расходования реактивов склянки
снова наполняют. На демонстрационный стол
выставляют готовые приборы (аппарат Киппа,
газометр и др.), коллекции веществ, модели.
В свободное от подготовки к занятиям время
лаборант следит за порядком и чистотой в шкафах,
где хранится оборудование, получает
дистиллированную воду при помощи дистиллятора,
готовит растворы веществ, закупает реактивы и
оборудование и доставляет их в учебное
заведение, составляет документальную
отчетность.
В.Я.ВИВЮРСКИЙ
|