Турнир эрудитов
В нашем городе ежегодно среди участников
городских и школьных олимпиад проводят
интеллектуальные состязания по химии. Иногда они
проходят в игровой форме, иногда – в виде научных
диспутов или конференций. Это позволяет ребятам,
принимавшим участие в олимпиаде, но не ставшим
победителями, показать свои знания, эрудицию, а
также поддерживать в них интерес к химии.
Одно из таких мероприятий – интеллектуальная
игра «Турнир эрудитов» – было проведено в стенах
нашего лицея. На встречу пригласили по 2–3
участника школьных и городских олимпиад по химии
из разных школ города (их у нас 10), а также по 2–3
болельщика.
Команды участников игры формируются следующим
образом. Каждый участник берет карточку с
символом химического элемента (карточки
предварительно выкладывают на стол).
Соответственно выбранным карточкам создаются
команды, которые называются: «Щелочные металлы»,
«Галогены», «Подгруппа азота».
Игра проводится в три тура.
I тур
«Разминка команд»
Каждой команде в течение одной минуты по
очереди задают вопросы. Жюри учитывает
количество правильных ответов, данных за этот
период времени.
Вопросы
1. Самый легкий газ?
(Водород.)
2. Вещества, ускоряющие химическую
реакцию?
(Катализаторы.)
3. Валентность кислорода?
(Два.)
4. Какой металл входит в состав
гемоглобина?
(Железо.)
5. Какую формулу имеет вода?
(Н2О.)
6. Как называется химически неделимая
частица?
(Атом.)
7. Как называются вещества, состоящие
из атомов одного вида?
(Простые.)
8. Какую формулу имеет озон?
(О3.)
9. Валентность серебра?
(Один.)
10. Как называются вещества, состоящие
из двух элементов, один из которых – кислород?
(Оксиды.)
11. Когда был открыт периодический
закон?
(1 марта 1869 г.)
12. Кто открыл закон сохранения массы
веществ?
(М.В.Ломоносов.)
13. Как называют положительно
заряженные частицы ядра атома?
(Протоны.)
14. Высшая валентность азота?
(Пять.)
15. Сколько групп в периодической
системе?
(Восемь.)
16. Назовите жидкий металл.
(Ртуть.)
17. Какой химический знак водорода?
(Н.)
18. Какая кислота содержится в клетках
крапивы?
(Муравьиная.)
19. Как называют соли кремниевой
кислоты?
(Силикаты.)
20. Из какого элемента состоит алмаз?
(Углерод.)
21. Какой объем занимает 1 моль любого
газа при н. у.?
(22,4 л.)
22. Как называется процесс распада
вещества на ионы в водном растворе или расплаве?
(Диссоциация.)
23. Какая кислота содержится в
газированных напитках?
(Угольная.)
24. Какой элемент окрашивает пламя
горелки в желтый цвет?
(Натрий.)
25. Как называют положительно
заряженные ионы?
(Катионы.)
26. Кто открыл явление диссоциации?
(С.Аррениус.)
27. Какая формула плавиковой кислоты?
(HF.)
28. Как называют вещества, изменяющие
окраску при разных значениях рН?
(Индикаторы.)
29. Какой газ называют «веселящим»?
(Оксид азота(I).)
30. Какой газ называют «безжизненным»?
(Азот.)
31. Какая формула метана?
(СН4.)
32. Как называют способность
химического элемента существовать в виде
нескольких простых веществ, отличающихся по
строению и свойствам?
(Аллотропия.)
33. Молоко, которое нельзя пить?
(Известковое.)
34. Сахар, который является ядовитым?
(Свинцовый.)
35. Какая формула угарного газа?
(СО.)
36. Чему равно число Авогадро?
(6,022•1023 моль–1.)
37. Какая страна Южной Америки носит
название благородного металла?
(Аргентина, от латинского
названия серебра.)
38. Какой элемент назван в честь штата
США?
(Калифорний.)
39. Какие металлы входят в состав
бронзы?
(Медь и олово.)
40. Какое вещество имеет формулу С6Н6?
(Бензол.)
II тур
«Пять вопросов»
Каждой команде задаются по пять вопросов, на
обсуждение каждого дается 60 с. Жюри учитывает
число правильных ответов. В случае отсутствия
ответа его можно дать другой команде, которая за
правильный ответ получит 1 балл.
Вопросы команде «Щелочные металлы»
1. Можно ли состав воздуха, чугуна,
латуни выразить с помощью химической формулы?
Ответ поясните.
(Состав воздуха, чугуна, латуни нельзя
выразить
с помощью химической формулы,
т. к. они являются сплавами (смесями),
имеющими переменный состав.)
2. Перечислите элементы периодической
системы, названные в честь стран.
(Германий, Галлий, Рутений, Франций.)
3. Почему бутыль с азотной кислотой
нельзя упаковывать в солому или древесные
стружки?
(Азотная кислота является сильным
окислителем,
поэтому при ее попадании на солому
или стружку может произойти возгорание
последних.)
4. Парацельс, изучая взаимодействие
железа с серной кислотой, получил газ «горящий
воздух».
В 1784 г. А.Лавуазье получил этот газ
взаимодействием воды с раскаленным железом. О
каком элементе идет речь?
(Речь идет о водороде, который
образуется
при взаимодействии железа с серной кислотой
и раскаленного железа с водой.)
5. Одинакова ли скорость сгорания
свечи у подножия Эльбруса, на его вершине и в
стратосфере? Почему?
(Лучше всего горит свеча у подножия
Эльбруса,
на вершине пламя будет слабее (воздух разрежен,
и массовая доля кислорода низкая),
а в стратосфере из-за недостатка кислорода
она вообще гореть не будет.)
Вопросы команде «Галогены»
1. Этот элемент в виде простого
вещества представляет собой желто-зеленый
ядовитый газ, его анионы с нитратом серебра дают
белый осадок. Назовите элемент.
(Хлор.)
2. Какая разница в применении термина
«соль» в быту и химической лаборатории?
(В быту солью называют кристаллы
хлорида натрия,
а в лаборатории – сложное вещество,
состоящее из атомов металла,
заместившего водород в молекулах кислот,
и кислотного остатка.)
3. Какие элементы периодической
системы названы в честь частей света?
(Америций и европий.)
4. Некоторые древние народы железо
называют «небесным камнем». Дайте объяснение
этому названию.
(На Земле железо в свободном, чистом
виде
не встречается, оно может быть только
в виде соединений. Обнаруживаемое чистое железо
космического происхождения – метеоритное
железо.
Поэтому его назвали «небесным камнем».)
5. Каков механизм образования
«кислотных дождей»?
(В процессе загрязнения атмосферы
выбросами
промышленных предприятий и автотранспорта
в воздухе накапливаются оксиды серы и азота,
которые соединяются с парами воды
и образуют «кислотные дожди».)
Вопросы команде «Подгруппа азота»
1. Во второй половине XVIII в. было
открыто вещество, которое является составной
частью воздуха и способствует сгоранию
материалов. К.Шееле назвал его «огненным
воздухом». В то время считалось, что оно является
частью кислот, и отсюда его название
«кислоторождающий». А.Лавуазье назвал его
«жизнеобразующим воздухом». О каком веществе
идет речь?
(О кислороде. Он входит в состав
воздуха,
поддерживает горение, входит в состав
кислородсодержащих кислот.)
2. Какой элемент периодической системы
назван в честь полуострова?
(Скандий.)
3. В XIX в. алюминий считался самым
дорогим металлом, он присутствовал и на
королевских столах. Объясните почему.
(Алюминий является дорогим металлом,
т. к. для его производства требуется
большое количество электроэнергии,
а в XIX в. было еще мало электростанций и
электроэнергия имела высокую стоимость.)
4. Этот элемент окрашивает пламя
горелки в фиолетовый цвет, его атом содержит 19
электронов, один из них – валентный. Определите
этот элемент.
(Элемент имеет порядковый номер 19,
значит, это калий.)
5. Какой элемент периодической системы
находится сразу в двух группах? Почему?
(Водород. Он находится в I и VII группах
периодической системы. К I группе его относят
потому,
что он, как и щелочные металлы, имеет один
валентный электрон, степень окисления +1,
а как элемент VII группы нуждается в одном
электроне
для завершения наружного слоя, является
неметаллом,
в соединениях с металлами проявляет степень
окисления –1.)
III тур
«Практические задания»
1. Напишите названия химических
элементов, которые входят в состав слов фразы
«Периодическая система Менделеева».
Выполняют все команды одновременно, затем
подводят итоги. Побеждает команда, написавшая
больше правильных названий. Время выполнения
задания – 3 мин.
2. На столе находится посуда и
оборудование. Назовите и расскажите об их
применении.
Побеждает команда, давшая больше названий
предметов посуды и лабораторного оборудования и
правильно указавшая их применение. Время
выполнения задания – 2 мин.
3. Из элементов О, N, К, С составьте
формулы всех возможных веществ.
Побеждает та команда, которая напишет больше
правильных формул. Время выполнения – 2 мин.
* * *
Подведение итогов.
Объявление победителей.
Награждение призами и медалями «Юный химик».
М.А.ЯКИМОВА,
учитель химии Южно-Российского лицея
казачества и народов Кавказа
(г. Железноводск,
Ставропольский край)
|