Важнейшие классы
неорганических веществ
Качественная разработка 8 класс
У р о к 2
кислоты (обобщение)
В нашей гимназии учитель имеет возможность до
начала урока собрать тетради учащихся с
выполненным домашним заданием, проверить его и
затем обсудить ошибки с каждым учеником. В связи
с этим этап проверки, выполнения домашнего
задания на уроках отсутствует. Но если были
допущены однотипные ошибки большинством
гимназистов класса или задание вызвало
затруднение в его решении, то в таких случаях
разбор задания происходит в начале урока или по
ходу его с помощью самих учащихся.
ХОД УРОКА
I. Разминка
Учитель сообщает цели, задачи урока и проводит
разминку, задавая вопросы:
Газ, образующийся
при дыхании?
(Углекислый.)
Рыбы, птицы,
млекопитающие, земноводные относятся к типу…?
(Хордовых, позвоночных.)
У стола четыре
угла, один отпилили, сколько углов стало?
(Пять.)
Назовите прибор
для измерения силы тока.
(Амперметр.)
Что легче – 1 кг
железа или 1 кг ваты?
(Равны.)
Можно ли перенести
воду в решете?
(В жидком состоянии – нельзя,
в твердом – можно).
Как называется
процесс смены внешнего покрова рака?
(Линька.)
Сумма квадратов
катетов равна...?
(Квадрату гипотенузы.)
II. Усвоение новых знаний
с одновременным их закреплением
в виде тренировочных упражнений
Учитель проводит фронтальную беседу с
использованием опорного конспекта.
Опорный конспект
Определение
кислот.
Состав кислот
(кислотный остаток и его валентность).
Классификация
кислот.
Одновременно можно выполнить задание на
закрепление знаний по классификации кислот: по
названию кислоты дать ее характеристику.
Например, предлагается серная кислота.
Ответ. H2SO4 (формула), SO4 –
кислотный остаток, имеет валентность II, кислота
– кислородсодержащая, двухосновная.
Физические
свойства.
Правила техники
безопасности при работе с концентрированными
кислотами, при растворении их в воде на примере
концентрированной H2SO4 (оказание
первой медицинской помощи).
Далее выполняются
тренировочные упражнения с использованием
приемов развития творческих способностей № 1–3.
Выполняются самостоятельно с последующей
проверкой всем классом.
1. Исправь формулы (или напиши
правильные):
2. Напиши правильные формулы веществ,
переставив фрагменты местами:
PO4H3, SH2O4, O5P2,
NHO3, O3Fe2, O3CH2.
3. «Третий – лишний»:
а) HCl, H3PO4, CaO;
б) H2О, НСl, НNО3;
в) HCl, HNO3, H2S;
г) СО2, Н2СО3, СО.
Химические
свойства кислот. Весь класс (можно по цепочке или
фронтально) с помощью вопросов учителя
проговаривает все химические свойства кислот,
используя опорный конспект: взаимодействие с
металлами (на основе ряда активности), основными
оксидами, основаниями (повторить определение
реакции нейтрализации).
На основании взаимодействия кислот с основными
оксидами и основаниями можно уже подготавливать
учащихся к изучению этой же темы на основе теории
электролитической диссоциации в 9-м классе, т. е.
сделать выводы о возможном протекании
химических реакций в тех случаях, когда
выделяется осадок, газ или образуется вода.
С этих же позиций рассмотреть и реакцию
взаимодействия кислот с растворами солей.
В подтверждение можно провести два
демонстрационных опыта – взаимодействие
мрамора с раствором соляной кислоты и нитрата
серебра с той же кислотой:
Обязательно обсудите, что получается в
результате этих реакций, а также проверьте
изменение силы кислот (первый опыт), используя
опорный конспект.
III. Закрепление знаний
(самопроверка и контроль)
На данном этапе выполняют упражнения с
использованием приемов развития творческих
способностей № 4 и стандартного типа № 5–8.
Задания можно выполнять всем вместе с
одновременным их решением и записью на доске
либо индивидуально с последующей проверкой
учителем (либо парами с последующей само- или
взаимопроверкой).
4. Написать формулу образующегося
соединения, которое соответствует данному
оксиду при взаимодействии с водой (по стрелкам).
5. Написать уравнения реакций, указать
их типы:
Na + Н3PO4 ... ,
Mg + НBr ... ,
K2O + НNO3 ... ,
Al2O3 + НCl ... ,
Cu(OH)2 + НNO3 ...
,
CaCO3 + НCl ... ,
BaCl2 + Н2SO4 ... .
6. С какими из перечисленных веществ
будет реагировать раствор серной кислоты:
магний, ртуть, оксид калия, оксид углерода(IV),
гидроксид алюминия, азотная кислота, гидроксид
натрия. Записать уравнения реакций, указать их
типы.
7. Написать уравнения реакций, указать
их типы согласно цепочке превращений:
8. Назвать полученную соль, расставить
коэффициенты, решить задачу:
IV. Домашнее задание
Выполнить упражнения № 9, 10.
9. Написать уравнения реакций и указать
их типы согласно цепочке превращений:
10. Назвать полученную соль, расставить
коэффициены, решить задачу:
Повторить тему «Основания» (записи в тетрадях и
опорный конспект).
И.В.СМИРНОВА,
учитель химии негосударственной
некоммерческой образовательной
организации «Гимназия “Жуковка”»
(Одинцовский р-н, Московская обл.)
|