Ю.И.ПАХОМОВCборник
|
Порядок работы | Задания | Наблюдения и выводы |
---|---|---|
В фарфоровой ступке перемолоть
примерно равные объемы кристаллического хлорида
аммония NH4Cl и порошка Ca(OH)2.
Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3 ее
объема. Собрать прибор по приведенной схеме,
нагревать смесь до появления острого запаха
(нюхать осторожно!). Затем пробирку-сборник, не
переворачивая, осторожно закрыть пробкой,
погрузить в сосуд с водой и открыть пробку. После
заполнения сборника водой снова закрыть его
пробкой, вынуть из воды, проверить содержимое
красной лакмусовой бумажкой, а затем несколькими
каплями фенолфталеина. (Прибор не разбирать.) |
О выделении какого газа свидетельствуют наблюдения и ощущения? Написать уравнение реакции. Kакое вещество образуется при растворении полученного газа в воде? Что это подтверждает? Написать уравнение данной реакции, назвать образующееся вещество | ... |
Для получения аммиака использовать прибор предыдущего эксперимента. Предварительно заменить газоотводную трубку, положение сборника должно соответствовать схеме. В сборник поместить перманганат калия (KМnO4) и, нагревая, получать одновременно аммиак и кислород (О2). При помощи длинной лучинки поджечь газ | Kакие вещества
образуются в процессе горения аммиака? На основе электронного баланса написать уравнение реакции, учитывая, что данный процесс ведется без катализатора |
… |
Дополнить реактор первого прибора небольшим коли чеством свежей реакционной смеси, слегка подогреть ее и последовательно ввести газоотводную трубкув пробирки с 1 мл концентрированных соляной, серной и азотной кислот (конец газоотводной трубки в 5–6 мм от поверхности кислот). По заполнении пробирок белым дымом закрыть их пробками, взболтать, нагревание прекратить, газоотводную трубку опустить в сосуд (над водой). | Kак объяснить
появление белого дыма? Написать уравнения
происходящих реакций в молекулярной и ионной
формах, назвать продукты. Почему конец
газоотводной трубки нельзя погружать в растворы
кислот, а лишь приближать к ним? Описать наблюдения и ощущения (нюхать осторожно!). |
… |
Затем в каждую из трех пробирок с продуктами реакций добавить немного раствора щелочи (NaOH), на края пробирок поместить красную лакмусовую бумажку, слегка подогреть, осторожно понюхать (лакмусовые бумажки предварительно смочить дистиллированной водой) | Kакой газ выделяется при добавлении щелочи? Написать уравнения реакций. Можно ли данные реакции считать качественными и применять для распознавания солей аммония? | … |
Практическая работа № 13.
Азотная кислота.
Нитраты
Цели. Закрепить знания о свойствах
азотной кислоты, ее окислительной активности,
свойствах нитратов, умение распознавать
нитрат-анион.
Оборудование и реактивы. Шпатель (3 шт.),
Г-образная газоотводная трубка, выпаривательная
чашечка, железный штатив с кольцом и лапкой,
штатив с химическими пробирками, спиртовка,
спички, держатель для пробирок, санитарная
склянка, лучина; азотная кислота (разб. и конц.),
набор индикаторов, оксид меди(II), медь (стружки),
FeCl3 (р-р), NаОН (р-р), Na2CO3 (крист.),
Сa(OH)2 (известковая вода), дифениламиновый
индикатор (C6H5)2NH в конц. H2SO4,
сера, BaCl2 (р-р), водный аммиак, NaNO3
(крист.), уголь древесный (С), белок (p-р альбумина),
AgNO3 (р-р), в пробирках № 1–3 – растворы
нитрата, хлорида и сульфата натрия.
Диссоциация в воде:
Азотная кислота – бесцветная жидкость с резким удушающим запахом, = 1,52 г/см3. Кипит при 84 °С с разложением:
4HNO3 = 2H2O + 4NO2 + O2.
Подобная реакция происходит и на свету.
Замерзает при –41,15 °С. Смешивается с водой в
любых соотношениях. Устойчива лишь в твердом
состоянии (при плавлении: 2HNO3 = H2O + N2O5).
Массовая доля кислоты (HNO3), используемой в лаборатории,
обычно 65% ( = 1,4 г/см3).
На воздухе «дымит», переливать только под тягой.
Сильная одноосновная кислородсодержащая
кислота проявляет общие с другими кислотами
свойства и, являясь сильным окислителем,
специфические свойства.
Задание 1. К общим свойствам кислот относятся: окраска индикаторов, реакции ионного обмена с основными и амфотерными оксидами, основаниями (нерастворимыми и щелочами), солями более слабых и более летучих кислот. Выберите необходимые реагенты, проверьте опытным путем их взаимодействие с разбавленной HNO3, заполните таблицу и сделайте выводы.
Реагенты | HNO3 (разб.) (написать соответствующие уравнения реакций) |
---|---|
Индикатор ... | … |
Основный оксид ... | … |
Щелочь (подкрашенная фенолфталеином) ... | … |
Нерастворимое основание ... | … |
Соль слабой кислоты (кристаллическая) ... | … |
При попадании на кожу азотная кислота
вызывает сильнейшие язвы – ожоги, а небольшой
ожог характеризуется песочно-желтым цветом, что
вообще свойственно взаимодействию белков с
кислотой и даже служит для их распознавания.
(Наблюдать демонстрационный опыт.)
Белок (альбумин) + HNO3 лимонно-песочно-желтое окрашивание.
При попадании на кожу азотной кислоты быстро
смыть ее большим количеством воды, затем
нейтрализовать слабым раствором соды.