Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №37/2003

Я ИДУ НА УРОК

ВИТАМИНЫ.

Витамин C

Интегрированный урок

Предметы интеграции. Биология, экология, химия, литература.
Задачи урока. Сформировать понятие о витаминах как о биологически активных веществах; изучить эколого-географические закономерности синтеза некоторых веществ; развить представления о долге и совести.
Сообщения детей. «История открытия витаминов», «Витаминный стол», «Потребность человеческого организма в витаминах».
Материалы и оборудование. Таблетки поливитаминов; таблетки витамина С (аскорбиновой кислоты); желательно продемонстрировать лабораторных крыс (до двух месяцев), проживших на комплексной, С-дефицитной, В-дефицитной, безвитаминной диетах не менее двух недель; образцы витаминсодержащих продуктов; книга Дж.Лондона с рассказом «Ошибка Господа Бога»; учебник Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, Н.И.Беляева «Биология. Человек» (М.: Просвещение, 1992).
Рекомендации. Урок ориентирован на учащихся 8-го класса, прошедших предварительный курс органической химии и имеющих представление об основных классах органических соединений. В случае, если дети не знакомы с органической химией, следует сократить химическую часть урока до общеознакомительной.
Перед уроком детям необходимо прочитать произведение Дж.Лондона «Ошибка Господа Бога» и проработать его по плану:

1. Главные герои произведения, черты их характеров.
2. Обстоятельства, связанные с завязкой истории.
3. Признаки, по которым герои определили болезнь, свирепствовавшую в поселке (симптомы авитаминоза С – цинги).
4. Смысл названия произведения.

ХОД УРОКА

Урок начинается с презентации таблетированных витаминов. Учитель задает наводящие вопросы и выясняет, что дети знают о теме урока. Затем он формулирует тему.

Сообщение 1. «История открытия витаминов» (3 мин). В сообщении ученика содержатся следующие сведения. В 1880 г. Николай Иванович Лунин проводил опыты с белыми мышами, питавшимися цельным молоком и его искусственным аналогом. В 1886 г. Х.Эйкман установил связь между однообразной диетой из полированного риса и заболеваемостью бери-бери.
Учитель рассказывает о происхождении нaзвaния «витамин». Рaбoтa с учебником: § 37 «Витамины», с. 188, запись определения. Уточненное определение: «Витамины – низкомолекулярные органические соединения разного химического строения, объединенные по признаку их строгой необходимости для жизнедеятельности организмов». Определение К.Функа: «Витамины – жизненно важные вещества, играющие важную роль в обмене веществ и поступающие с пищей извне».
Учитель рассказывает о классификации витаминов, их функциях в организме, используя табл. 1.

Таблица 1

Классификация и номенклатура витаминов

Рекомендации.

· Признаки недостаточности витаминов на уроке можно подробно не рассматривать, а после ознакомления с классификацией витаминов дать задание по учебнику, по тексту которого дети дополнят таблицу.
· Работу можно построить и следующим образом: разделить учащихся на группы и предложить им, пользуясь текстом учебника, заполнить таблицу, в которой указаны не все, а лишь не приведенные в учебнике факты. Одна группа будет рассматривать водорастворимые, а другая – жирорастворимые витамины. Таблицу нужно заранее заготовить, размножить и раздать детям перед уроком.
· Можно предложить учащимся прослушать сообщения с одновременным заполнением таблицы под руководством учителя. При таком варианте изучения темы больше детей выполняют домашнюю подготовительную работу.

Сообщение 2. «Витаминный стол» (3–4 мин). См. табл. 2.

Таблица 2

Содержание витаминов в различных продуктах

Сообщение 3. «Потребность человеческого организма в витаминах» (3 мин). Работа с учебником, заполнение табл. 3.

Таблица 3

Витамин Суточная потребность

...

...

Вводятся понятия гипервитаминоза (переизбытка витаминов в пище), гиповитаминоза и авитаминоза (резкого недостатка витаминов), рассказывается о симптомах недостаточности витаминов. В работе можно использовать фотографии больных авитаминозом людей, приводить клинические описания.
Учитель делает вывод: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.
Витамин C, или аскорбиновая кислота, – представитель водорастворимых витаминов. Это – белое кристаллическое вещество.
Химическое строение:

Витамин С не синтезируется в организме человека и животных, а поступает в готовом виде преимущественно с растительной пищей. В растениях витамин С образуется из углевода глюкозы. Содержание витамина С в листьях растений достигает максимума в фазе цветения, а затем резко снижается. В период опадения листьев этот витамин в них почти не содержится.

Витамин С

Свой панегирик не коллеге
Я посвящаю и не вам,
Не маме, что растила в неге,
Хоть должное и ей отдам.
     Я восхвалять готов без меры
     Необходимый витамин,
     Их много (назову примеры),
     но этот – С – средь всех один!
Наш организм как ни пытался
Просинтезировать его,
Но тщетно, братцы, зря старался –
Не получалось ничего!
    Как быть? Ведь нам он нужен очень,
    Давай искать на стороне –
    Искали годы, дни и ночи,
    Кой-где нашли (известно мне).
В продуктах многих и хороших
Искали – в яйцах, в молоке
И в зернах злаков непроросших –
Почти что нет его нигде!
    Но тут на перец натолкнулись –
    С6Н8 и О6
    От удивленья поперхнулись:
    Его тут прорва, здесь он есть!
В орехах грецких недозрелых,
В томате, клюкве – это что?
Даже в хвое пушистой ели,
И не подумал бы никто.
    В капусте, в молодой картошке,
    В плодах шиповника нашли,
    И в южных яблоках немножко.
    Мы дальше к северу пошли.
Там с витамином побогаче,
В суровых северных краях,
И как, ребята, быть иначе?
Там нет смородины в полях!
    Чтобы цинга не докучала,
    Чтоб хворь любую победить,
    Там витаминное начало
    Должно, конечно, крепче быть!
Чтоб витамин нам не разрушить,
Нашли который мы с трудом
В плодах и овощах, то лучше,
Чтоб не исчез он, как фантом,
    Варить в воде крутой, кипящей,
    А можно просто на пару;
    При сушке гостем уходящим
    Он растворится на ветру.
Чтоб среди витаминов многих
смогли легко его узнать,
На сложной жизненной дороге
О нем вам вот что нужно знать:
    Кристаллы не имеют цвета
    И растворяются в воде,
    Кислы на вкус, ведь не конфета
    (Ирисок кислых нет нигде);
Когда соседствуют со светом,
Они капризны по природе:
Железо, воздух, свет дневной
Вредны их царственной породе,
Разрушит их раствор любой.
    Но мы без С, без витамина,
    Как душ без мыла и воды,
    Он спутник жизни нашей, милый,
    Везде найдем его следы!
Его мы тщательно изучим,
Запомним крепко все о нем,
Мы с ним здоровие получим,
И с ним по жизни мы пойдем!!!

Эколого-географическая зависимость синтеза витамина С. Существует следующая зависимость: чем севернее (холоднее), тем интенсивнее в растениях формируется витамин С. Чем больше влажность почвы, тем быстрее происходит синтез витамина С.
Фосфорно-калийные удобрения повышают содержание витамина С в растениях, а азотные удобрения, наоборот, понижают.
Этот этап урока можно провести либо с помощью сообщения ученика, которого следует заранее подготовить, либо обратить внимание детей на табл. 2, в которой показана концентрация витамина С в разных продуктах, и попросить выяснить зависимость на основании предложенных фактов. По окончании устной работы следует записать в тетрадь главные сведения о витамине С: суточная потребность человека в витамине С составляет 50–100 мг., избыток и недостаточность витамина С опасны гипер- и гиповитаминозами.
Работа с текстом книги по предложенному выше плану. Выяснение симптомов авитаминоза С, способов борьбы с авитаминозом С (цингой).
На этом этапе урока следует акцентировать внимание детей на поведении главных героев произведения Дж.Лондона «Ошибка Господа Бога». Попросить их дать оценку моральным качествам главных героев, подойти к вопросу о смысле названия произведения. В заключение записать основные симптомы авитаминоза С, способы лечения.

Рекомендации.

Проводить итоговый контроль не следует. Лучше дать детям возможность осмыслить материал дома, а затем вопросы по теме урока включить в какую-либо проверочную работу. Однако можно провести короткое тестирование, призванное выяснить, насколько понятной для детей оказалась эта тема, сравнительно сложная для учащихся 8-го класса. Вариантом итогового контроля может быть и устная работа по вопросам в конце § 37 на с. 192.

ЛИТЕРАТУРА

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х т. Т. 2. Пер. с англ. Под ред. Р.Сопера. М.: Мир, 1993, 325 с.;
Машковский М.Д. Лекарственные средства. В 2-х ч. Ч. II. 12-е изд. М.: Новая волна, 1996, 688 с.; Ермолаев М.В. Биологическая химия. М.: Высшая школа, 1990;
Кретович В.Л. Биохимия растений. Учебник для биологических факультетов университетов. М.: Высшая школа, 1990, 445 с.

Г.Ф.ТАЧЕВА,
учитель химии гимназии № 86,
Д.Ю.ТРУШНИКОВ,
учитель биологии школы № 6,
Л.А.МАМАЕВА,
учитель русского языка ОДРЦ «Крепыш»
(Тюмень)

Рейтинг@Mail.ru