Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №36/2003

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

ОСНОВАНИЯ И КИСЛОТЫ
в свете положений теории электролитической диссоциации

Модульная программа

См. также № 23, 29, 31/2003

Схема движения по модулю

Интегрирующая цель. В результате работы над учебными элементами (УЭ-1–УЭ-6): закрепить знания о свойствах оксидов, оснований, кислот; развить навыки написания уравнений диссоциации и ионных уравнений реакций обмена; научиться работать с текстом инструкции, составлять конспект по плану, работать парами.

УЭ-1: входной контроль

Цель. Проверить знания учащихся о свойствах оксидов.
Время на выполнение задания – 5 мин. (Следите за временем.)

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

I вариант

1. Оксид бария ВаО является:

а) основным оксидом;
б) кислотным оксидом;
в) амфотерным оксидом;
г) безразличным оксидом.

(1 балл.)

2. С какими из веществ будет взаимодействовать BaO?

а) НNО3;
б) NаОН;
в) Н2O;
г) NaCl.

(2 балла.)

II вариант

1. Оксид углерода СО2 является:

а) основным оксидом;
б) кислотным оксидом;
в) амфотерным оксидом;
г) безразличным оксидом.

(1 балл.)

2. С какими из веществ будет взаимодействовать СО2?

а) НNО3;
б) NаОН;
в) Н2O;
г) NaCl.

(2 балла.)

 

Обсудите ответы с товарищем по парте, вместе проверяя работу по приложению 1. Оцените работу друг друга: за задание 1 – 1 балл, за задание 2 – 2 балла. Занесите баллы в оценочный лист (см. приложение 2).
Если вы набрали 0 баллов, прочтите по тетради конспект «Оксиды».
Если вы набрали 1 балл, то дома внимательно изучите конспект «Оксиды», пока же переходите к УЭ-2.
Если вы набрали 2–3 балла, переходите к УЭ-2.

I вариант «Основания»

Составить конспект по теме «Основания в свете представлений об электролитической диссоциации».

ПЛАН КОНСПЕКТА

  • Определение.
  • Классификация.
  • Химические свойства.
  • Получение.

УЭ-2

Цель. Закрепить знания определений понятий.

Определение.
1) Напишите определение класса оснований по курсу 8-го класса.

2) Напишите определение оснований как электролитов.

3) С точки зрения протонной теории основания – это вещества .

(1 балл.)

УЭ-3

Цель. Закрепить знания классификации неорганических соединений.

Классификация.
Закончите предложения и приведите примеры.
1) По растворимости основания подразделяют на ...

2) По числу гидроксигрупп бывают однокислотные и многокислотные основания.
Приведите примеры ...

3) По степени диссоциации основания подразделяют на сильные и слабые электролиты. Приведите примеры ...

(1 балл.)

УЭ-4

Цель. Развить навыки написания ионных уравнений.

Химические свойства.
1) Диссоциация щелочей в растворе. Напишите уравнение диссоциации NaOH:
...

2) Действие щелочей на индикатор. Укажите цвет фенолфталеина в растворе щелочи:
...

3) Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции:

NаОН + SO3 = … .

4) Взаимодействие оснований с кислотами. Cоставьте молекулярное и ионные уравнения реакции:

NаОН + НСl = … .

5) Взаимодействие щелочей с некоторыми солями (реакция идет до конца в случае образования слабого электролита – осадка). Cоставьте молекулярное и ионные уравнения реакции:

NаОН + СuСl2 = … .

6) Разложение нерастворимых оснований при нагревании:

(5 баллов.)

УЭ-5

Цель. Закрепить знания о способах получения веществ.

Получение.
1) Растворимые основания получают взаимодействием активных металлов или их оксидов с водой:

2Nа + 2Н2О = ... , СаО + Н2О = ... .

2) Нерастворимые основания получают взаимодействием растворимой соли со щелочью. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции получения Fe(OH)3:

NaOH + FeCl3 = … .

(1 балл.)

II вариант «Кислоты»

Составить конспект по теме «Кислоты в свете представлений об электролитической диссоциации».

ПЛАН КОНСПЕКТА

  • Определение.
  • Классификация.
  • Химические свойства.
  • Получение.

УЭ-2

Цель. Закрепить знания определений понятий.

Определение.
1) Напишите определение класса кислот по курсу 8-го класса.

2) Напишите определение кислот как электролитов.

3) С точки зрения протонной теории кислоты – это вещества .

(1 балл.)

УЭ-3

Цель. Закрепить знания классификации неорганических соединений.

Классификация.
Закончите предложения 1 и 2, приведите примеры.

1) По числу атомов водорода кислоты подразделяют на ...

2) По наличию атомов кислорода кислоты бывают ...

3) По степени диссоциации кислоты делят на сильные и слабые электролиты.
Приведите примеры ...

(1 балл.)

УЭ-4

Цель. Развить навыки написания ионных уравнений.

Химические свойства.
1) Диссоциация кислот в растворе. Напишите уравнение диссоциации НCl:

...

2) Действие кислот на индикатор. Укажите цвет лакмуса в растворе кислоты:

...

3) Взаимодействие кислот с металлами (стоящими в ряду напряжений до Н):

2HCl + Zn = … .

4) Взаимодействие кислот с основными оксидами. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции:

HCl + CaO = … .

5) Взаимодействие кислот с основаниями. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции:

HCl + NaOH = … .

6) Взаимодействие кислот с некоторыми солями (реакция идет до конца в случае образования слабого электролита). Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции:

НСl + Na2СО3 = … .

(5 баллов.)

УЭ-5

Цель. Закрепить знания о способах получения веществ.

Получение.
1) Кислородсодержащие кислоты получают взаимодействием кислотных оксидов с водой:

SO3 + H2O = ... .

2) Слабые кислоты получают действием сильной кислоты на соль. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции:

Na2SiO3 + Н2SO4 = … .

(1 балл.)

Поменяйтесь конспектами с соседом по парте. Проверьте его работу по приложению 1. Оцените работу друг друга. За выполнение УЭ-2 – 1 балл, УЭ-3 – 1 балл, УЭ-4 – 5 баллов, УЭ-5 – 1 балл.
Если во время работы ученик пользовался рабочей тетрадью или учебником, то число баллов уменьшается наполовину.
Занесите баллы в оценочный лист.

УЭ-6: выходной контроль

Цель. Проверить знания и умения учащихся.
Выполняйте это задание на листочке, пользуясь конспектами.

I вариант

1. С какими из веществ будет взаимодействовать H2SO4?

а) НСl;
б) КОН;
в) СuО;
г) СО2.

(2 балла.)

2. Составьте молекулярные и ионные уравнения возможных реакций к заданию 1.

(3 балла.)

II вариант

1. С какими из веществ будет взаимодействовать Ba(OH)2?

а) НСl;
б) КОН;
в) СuО;
г) СО2.

(2 балла.)

2. Составьте молекулярные и ионные уравнения возможных реакций к заданию 1.

(3 балла.)

Сдайте лист «выходного контроля» и оценочный лист учителю.

РЕФЛЕКСИЯ

Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: «я», «мы», «дело».


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ответы на задания

УЭ-1: входной контроль

I вариант

1 – а;
2 – а, в.

II вариант

1 – б;
2 – б, в.

I вариант «Основания»

УЭ-2

Определение.
1) Основания – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов металла и одной или нескольких гидроксильных групп.
2) Основания – электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион гидроксигруппы.
3) Основания – это вещества, притягивающие протон Н+.

УЭ-3

Классификация.
1) По растворимости различают растворимые основания (щелочи) – NаОН и нерастворимые –
Сu(ОН)2.
2) По числу гидроксигрупп: однокислотные основания – NаОН и многокислотные – Са(ОН)2.
3) По степени диссоциации: сильные электролиты – NаОН и слабые электролиты – Сu(ОН)2.

УЭ-4

Химические свойства.
1) Диссоциация щелочей в растворе:

NаОН + + ОН.

2) Действие щелочей на индикатор: фенолфталеин – малиновый.
3) Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами:

2NаОН + SO3 = Nа2SO4 + Н2O,

2Nа+ + 2OН + SO3 = 2Nа+ + + Н2O,

2OН + SO3 = + Н2O.

4) Взаимодействие оснований с кислотами:

NаОН + НСl = NаСl + Н2O,

+ + ОН + Н+ + Сl = Na+ + Сl + Н2О,

ОН + H+ = Н2O.

5) Взаимодействие щелочей с некоторыми солями:

2NаОН + СuСl2 = Сu(ОН)2 + 2NаСl,

2Nа+ + 2OН + Сu2+ + 2Сl = Cu(OH)2 + 2Na+ + 2Cl,

2OH + Cu2+ = Cu(OH)2.

6) Разложение нерастворимых оснований при нагревании:

УЭ-5

Получение.
1) Растворимые основания получают взаимодействием металлов или их оксидов с водой:

2Nа + 2Н2О = 2NаОН + Н2,

СаО + Н2О= Са(ОН)2.

2) Нерастворимые основания получают взаимодействием соли со щелочью:

3NaОН + FeCl3 = Fe(OH) + 3NaCl,

3Nа+ + 3OН + Fe3+ + 3Сl = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl,

Fe3+ + 3OH = Fe(OH)3.

II вариант «Кислоты»

УЭ-2

Определение.
1) Кислоты — сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
2) Кислоты – электролиты, диссоциирующие на катион водорода и анион кислотного остатка.
3) Кислоты – вещества, отцепляющие протон Н+.

УЭ-3

Классификация.
1) По числу атомов водорода в химической формуле различают одноосновные кислоты – HCl и многоосновные – H2SO4.
2) По наличию атомов кислорода: кислородсодержащие кислоты – H2SO4 и бескислородные – НСl.
3) По степени диссоциации: сильные электролиты – НNО3 и слабые электролиты – Н2СО3.

УЭ-4

Химические свойства.
1) Диссоциация кислот в растворе:

HCl H+ + Cl.

2) Действие кислот на индикатор: лакмус – красный.

3) Взаимодействие кислот с металлами:

Zn + 2НСl = ZnCl2 + Н2.

4) Взаимодействие кислот с основными оксидами:

2НСl + СаО = СаСl2 + Н2О,

2H+ + 2Сl + CaO = Ca2+ + 2Cl + H2O,

2H+ + CaO = Ca2+ + H2O.

5) Взаимодействие кислот с основаниями:

НСl + NаОН = NаСl + Н2O,

+ + ОН + Н+ + Сl = Nа+ + Cl + H2О,

ОН + Н+ = H2О.

6) Взаимодействие кислот с некоторыми солями:



УЭ-5

Получение.
1) Взаимодействием кислотного оксида с водой:

SO3 + H2O = H2SO4.

2) Слабые кислоты получают действием сильной кислоты на соль:


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Учебный
элемент
Набранные
баллы
Оценка
УЭ-1    
УЭ-2    
УЭ-3    
УЭ-4    
УЭ-5    
УЭ-6    

 

 

З.Г.ЗАХАРОВА,
учитель химии школы-лицея
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru