ОСНОВАНИЯ И КИСЛОТЫ
в свете положений теории электролитической
диссоциации
Модульная программа
См. также № 23, 29, 31/2003
Схема движения по модулю
Интегрирующая цель. В результате
работы над учебными элементами (УЭ-1–УЭ-6):
закрепить знания о свойствах оксидов, оснований,
кислот; развить навыки написания уравнений
диссоциации и ионных уравнений реакций обмена;
научиться работать с текстом инструкции,
составлять конспект по плану, работать парами.
УЭ-1: входной контроль
Цель. Проверить знания учащихся о
свойствах оксидов.
Время на выполнение задания – 5 мин. (Следите за
временем.)
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
I вариант
1. Оксид бария ВаО является:
а) основным оксидом;
б) кислотным оксидом;
в) амфотерным оксидом;
г) безразличным оксидом.
(1 балл.)
2. С какими из веществ будет
взаимодействовать BaO?
а) НNО3;
б) NаОН;
в) Н2O;
г) NaCl.
(2 балла.)
II вариант
1. Оксид углерода СО2 является:
а) основным оксидом;
б) кислотным оксидом;
в) амфотерным оксидом;
г) безразличным оксидом.
(1 балл.)
2. С какими из веществ будет
взаимодействовать СО2?
а) НNО3;
б) NаОН;
в) Н2O;
г) NaCl.
(2 балла.)
Обсудите ответы с товарищем по парте, вместе
проверяя работу по приложению 1. Оцените работу
друг друга: за задание 1 – 1 балл, за задание 2 – 2
балла. Занесите баллы в оценочный лист (см.
приложение 2).
Если вы набрали 0 баллов, прочтите по тетради
конспект «Оксиды».
Если вы набрали 1 балл, то дома внимательно
изучите конспект «Оксиды», пока же переходите к
УЭ-2.
Если вы набрали 2–3 балла, переходите к УЭ-2.
I вариант «Основания»
Составить конспект по теме «Основания в свете
представлений об электролитической
диссоциации».
ПЛАН КОНСПЕКТА
- Определение.
- Классификация.
- Химические свойства.
- Получение.
УЭ-2
Цель. Закрепить знания определений
понятий.
Определение.
1) Напишите определение класса оснований по курсу
8-го класса.
2) Напишите определение оснований как
электролитов.
3) С точки зрения протонной теории основания –
это вещества .
(1 балл.)
УЭ-3
Цель. Закрепить знания классификации
неорганических соединений.
Классификация.
Закончите предложения и приведите примеры.
1) По растворимости основания подразделяют на ...
2) По числу гидроксигрупп бывают однокислотные
и многокислотные основания.
Приведите примеры ...
3) По степени диссоциации основания
подразделяют на сильные и слабые электролиты.
Приведите примеры ...
(1 балл.)
УЭ-4
Цель. Развить навыки написания ионных
уравнений.
Химические свойства.
1) Диссоциация щелочей в растворе. Напишите
уравнение диссоциации NaOH:
...
2) Действие щелочей на индикатор. Укажите цвет
фенолфталеина в растворе щелочи:
...
3) Взаимодействие щелочей с кислотными
оксидами. Составьте молекулярное и ионные
уравнения реакции:
NаОН + SO3 = … .
4) Взаимодействие оснований с кислотами.
Cоставьте молекулярное и ионные уравнения
реакции:
NаОН + НСl = … .
5) Взаимодействие щелочей с некоторыми солями
(реакция идет до конца в случае образования
слабого электролита – осадка). Cоставьте
молекулярное и ионные уравнения реакции:
NаОН + СuСl2 = … .
6) Разложение нерастворимых оснований при
нагревании:
(5 баллов.)
УЭ-5
Цель. Закрепить знания о способах
получения веществ.
Получение.
1) Растворимые основания получают
взаимодействием активных металлов или их
оксидов с водой:
2Nа + 2Н2О = ... , СаО + Н2О = ... .
2) Нерастворимые основания получают
взаимодействием растворимой соли со щелочью.
Составьте молекулярное и ионные уравнения
реакции получения Fe(OH)3:
NaOH + FeCl3 = … .
(1 балл.)
II вариант «Кислоты»
Составить конспект по теме «Кислоты в свете
представлений об электролитической
диссоциации».
ПЛАН КОНСПЕКТА
- Определение.
- Классификация.
- Химические свойства.
- Получение.
УЭ-2
Цель. Закрепить знания определений
понятий.
Определение.
1) Напишите определение класса кислот по курсу
8-го класса.
2) Напишите определение кислот как
электролитов.
3) С точки зрения протонной теории кислоты – это
вещества .
(1 балл.)
УЭ-3
Цель. Закрепить знания классификации
неорганических соединений.
Классификация.
Закончите предложения 1 и 2, приведите примеры.
1) По числу атомов водорода кислоты
подразделяют на ...
2) По наличию атомов кислорода кислоты бывают ...
3) По степени диссоциации кислоты делят на
сильные и слабые электролиты.
Приведите примеры ...
(1 балл.)
УЭ-4
Цель. Развить навыки написания ионных
уравнений.
Химические свойства.
1) Диссоциация кислот в растворе. Напишите
уравнение диссоциации НCl:
...
2) Действие кислот на индикатор. Укажите цвет
лакмуса в растворе кислоты:
...
3) Взаимодействие кислот с металлами (стоящими в
ряду напряжений до Н):
2HCl + Zn = … .
4) Взаимодействие кислот с основными оксидами.
Составьте молекулярное и ионные уравнения
реакции:
HCl + CaO = … .
5) Взаимодействие кислот с основаниями.
Составьте молекулярное и ионные уравнения
реакции:
HCl + NaOH = … .
6) Взаимодействие кислот с некоторыми солями
(реакция идет до конца в случае образования
слабого электролита). Составьте молекулярное и
ионные уравнения реакции:
НСl + Na2СО3 = … .
(5 баллов.)
УЭ-5
Цель. Закрепить знания о способах
получения веществ.
Получение.
1) Кислородсодержащие кислоты получают
взаимодействием кислотных оксидов с водой:
SO3 + H2O = ... .
2) Слабые кислоты получают действием сильной
кислоты на соль. Составьте молекулярное и ионные
уравнения реакции:
Na2SiO3 + Н2SO4 = … .
(1 балл.)
Поменяйтесь конспектами с соседом по парте.
Проверьте его работу по приложению 1. Оцените
работу друг друга. За выполнение УЭ-2 – 1 балл, УЭ-3
– 1 балл, УЭ-4 – 5 баллов, УЭ-5 – 1 балл.
Если во время работы ученик пользовался рабочей
тетрадью или учебником, то число баллов
уменьшается наполовину.
Занесите баллы в оценочный лист.
УЭ-6: выходной контроль
Цель. Проверить знания и умения
учащихся.
Выполняйте это задание на листочке, пользуясь
конспектами.
I вариант
1. С какими из веществ будет взаимодействовать H2SO4?
а) НСl;
б) КОН;
в) СuО;
г) СО2.
(2 балла.)
2. Составьте молекулярные и ионные уравнения
возможных реакций к заданию 1.
(3 балла.)
II вариант
1. С какими из веществ будет взаимодействовать
Ba(OH)2?
а) НСl;
б) КОН;
в) СuО;
г) СО2.
(2 балла.)
2. Составьте молекулярные и ионные уравнения
возможных реакций к заданию 1.
(3 балла.)
Сдайте лист «выходного контроля» и оценочный
лист учителю.
РЕФЛЕКСИЯ
Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в
ходе работы? Оцените свою работу по трем
направлениям: «я», «мы», «дело».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ответы на задания
УЭ-1: входной контроль
I вариант
1 – а;
2 – а, в.
II вариант
1 – б;
2 – б, в.
I вариант «Основания»
УЭ-2
Определение.
1) Основания – сложные вещества, молекулы которых
состоят из атомов металла и одной или нескольких
гидроксильных групп.
2) Основания – электролиты, диссоциирующие на
катион металла и анион гидроксигруппы.
3) Основания – это вещества, притягивающие протон
Н+.
УЭ-3
Классификация.
1) По растворимости различают растворимые
основания (щелочи) – NаОН и нерастворимые –
Сu(ОН)2.
2) По числу гидроксигрупп: однокислотные
основания – NаОН и многокислотные – Са(ОН)2.
3) По степени диссоциации: сильные электролиты –
NаОН и слабые электролиты – Сu(ОН)2.
УЭ-4
Химические свойства.
1) Диссоциация щелочей в растворе:
NаОН Nа+
+ ОН–.
2) Действие щелочей на индикатор: фенолфталеин
– малиновый.
3) Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами:
2NаОН + SO3 = Nа2SO4 + Н2O,
2Nа+ + 2OН– + SO3 = 2Nа+
+ + Н2O,
2OН– + SO3 = + Н2O.
4) Взаимодействие оснований с кислотами:
NаОН + НСl = NаСl + Н2O,
Nа+ + ОН– + Н+
+ Сl– = Na+ + Сl–
+ Н2О,
ОН– + H+ = Н2O.
5) Взаимодействие щелочей с некоторыми солями:
2NаОН + СuСl2 = Сu(ОН)2 + 2NаСl,
2Nа+ + 2OН– + Сu2+ + 2Сl–
= Cu(OH)2 + 2Na+ + 2Cl–,
2OH– + Cu2+ = Cu(OH)2.
6) Разложение нерастворимых оснований при
нагревании:
УЭ-5
Получение.
1) Растворимые основания получают
взаимодействием металлов или их оксидов с водой:
2Nа + 2Н2О = 2NаОН + Н2,
СаО + Н2О= Са(ОН)2.
2) Нерастворимые основания получают
взаимодействием соли со щелочью:
3NaОН + FeCl3 = Fe(OH) +
3NaCl,
3Nа+ + 3OН– + Fe3+ + 3Сl–
= Fe(OH)3 + 3Na+
+ 3Cl–,
Fe3+ + 3OH– = Fe(OH)3.
II вариант «Кислоты»
УЭ-2
Определение.
1) Кислоты — сложные вещества, молекулы
которых состоят из атомов водорода и кислотного
остатка.
2) Кислоты – электролиты, диссоциирующие на
катион водорода и анион кислотного остатка.
3) Кислоты – вещества, отцепляющие протон Н+.
УЭ-3
Классификация.
1) По числу атомов водорода в химической
формуле различают одноосновные кислоты – HCl и
многоосновные – H2SO4.
2) По наличию атомов кислорода:
кислородсодержащие кислоты – H2SO4 и
бескислородные – НСl.
3) По степени диссоциации: сильные электролиты –
НNО3 и слабые электролиты – Н2СО3.
УЭ-4
Химические свойства.
1) Диссоциация кислот в растворе:
HCl H+
+ Cl–.
2) Действие кислот на индикатор: лакмус –
красный.
3) Взаимодействие кислот с металлами:
Zn + 2НСl = ZnCl2 + Н2.
4) Взаимодействие кислот с основными оксидами:
2НСl + СаО = СаСl2 + Н2О,
2H+ + 2Сl– + CaO = Ca2+ + 2Cl–
+ H2O,
2H+ + CaO = Ca2+ + H2O.
5) Взаимодействие кислот с основаниями:
НСl + NаОН = NаСl + Н2O,
Nа+ + ОН– + Н+
+ Сl– = Nа+ + Cl–
+ H2О,
ОН– + Н+ = H2О.
6) Взаимодействие кислот с некоторыми солями:
УЭ-5
Получение.
1) Взаимодействием кислотного оксида с
водой:
SO3 + H2O = H2SO4.
2) Слабые кислоты получают действием сильной
кислоты на соль:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Учебный
элемент |
Набранные
баллы |
Оценка |
УЭ-1 |
|
|
УЭ-2 |
|
|
УЭ-3 |
|
|
УЭ-4 |
|
|
УЭ-5 |
|
|
УЭ-6 |
|
|
З.Г.ЗАХАРОВА,
учитель химии школы-лицея
(Москва)
|