Состав и строение белков.Функции белков в организме«Алчность» – урок-игра 11 классЯ работаю учителем химии 10 лет. В 2002 г. мне присвоили первую квалификационную категорию. Тема, над которой я работала, – «Нетрадиционные формы уроков в преподавании химии» – не нова, но не потеряла своей актуальности сегодня, когда интерес школьников ко многим предметам падает. В период аттестации показывала свои наиболее удачные уроки учителям района. Детям такие уроки очень нравятся, у коллег они тоже получили признание. Наш методист рекомендовала «показать себя» и поделиться наработками через вашу газету. Посылаю разработку урока-игры для 11-го класса «Алчность» (по разделу «Природные полимеры. Белки»). Цели. Выяснить особенности состава и
строения белков как природных
высокомолекулярных соединений, определить,
какие функции выполняют белки в организме. ХОД УРОКА Ведущий. Добро пожаловать на игру
«Алчность». На нашем уроке мы будем смотреть на
корыстолюбие как на желание иметь «отлично» и
только «отлично», а жадность – желание иметь
«отлично» по теме «Состав и строение белков.
Функции белков в организме». Итак, тема нашей
сегодняшней игры «Алчность» – особенности
состава и строения белков как природных
высокомолекулярных соединений, функции белков в
организме. Игра IОтборочный тур. Укажите полимеры, образованные разными мономерами: а) крахмал; Вопрос 1. Укажите элементарный состав белков: а) С, Н; Вопрос 2. Укажите функциональные группы мономеров белков: а) СООН, ОН; Вопрос 3. Белки, обусловливающие способность организма к росту и размножению, называются: а) гормоны; Вопрос 4. Какой вид химической связи поддерживает первичную структуру белковой молекулы? а) Водородная; Вопрос 5. -Аминопропионовая кислота по-другому называется: а) глицин; Вопрос 6. Наличие в белках пептидной связи обнаружил ученый: а) М.В.Ломоносов; Игра IIОтборочный тур. Какие виды химической связи поддерживают третичную структуру белковой молекулы? а) Водородная; Вопрос 1. Сколько мономеров участвует в образовании белка? а) 4; Вопрос 2. Какую функцию выполняют белки в организме? а) Источник энергии; Вопрос 3. Мономерами белков являются: а) аминокислоты; Вопрос 4. Состав белков – природных полимеров – был доказан при помощи реакции: а) гидролиза; Вопрос 5. Укажите пептидную группу: Вопрос 6. Какое заболевание является примером, доказывающим определяющую роль первичной структуры белковой молекулы? а) острое респираторное заболевание (ОРЗ); Игра IIIОтборочный тур. Укажите вещества, имеющие белковую природу: а) ферменты Вопрос 1. Сколько уровней организации различают в белковой молекуле? а) 4; Вопрос 2. Некоторые белки вырабатывают антитела. Тем самым они выполняют функцию: а) каталитическую; Вопрос 3. Какой вид химической связи поддерживает вторичную структуру белковой молекулы? а) водородная; Вопрос 4. Имитацией третичной структуры белковой молекулы является: а) клубок ниток; Вопрос 5. Как называется белок, у которого первым удалось расшифровать первичную структуру? а) Рибонуклеаза; Вопрос 6. Дисульфидные связи –S–S– возникают при формировании третичной структуры белка: а) всегда; Игра IVВ отборочном туре играют только капитаны. Ответивший раньше других правильно продолжает игру с любым выбранным им соперником. За правильный ответ игрок получает дополнительные баллы в личную «копилку» результатов. Отборочный тур. Расположите вещества в порядке возрастания значений их относительной молекулярной массы Mr: а) дипептид АЛА–ГЛИ; Вопрос 1. Биологические катализаторы – вещества белковой природы – называются: а) гормоны; Вопрос 2. Какая структура белковой молекулы определяет специфическую биологическую активность белка? а) Четвертичная; Вопрос 3. Что называется вторичной структурой белковой молекулы? а) Пространственная конфигурация, которую
принимает полипептидная цепь; Вопрос 4. Исходя из состава и строения молекул, предположите химический характер белков: а) кислотный; Вопрос 5. Имитацией вторичной структуры белковой молекулы является: а) телевизионная антенна; Вопрос 6. Укажите, в каком списке перечислены незаменимые аминокислоты: а) валин, лейцин, изолейцин, лизин, треонин,
аргинин, гистидин, ... ;
Ведущий. Итак, дорогие участники, в
ходе нашей игры мы выяснили особенности состава
и строения белков как природных
высокомолекулярных соединений, определили их
функции и тем самым связали две стороны вопроса о
белках – биологическую (то, что вы уже знали) и
химическую (то, что еще не было известно).
Командные и индивидуальные результаты
Тест «Состав и строение белков»1. Укажите мономеры белков: а) аминокислоты; 2. Сколько известно мономеров, участвующих в образовании белков? а) 4; 3. Укажите функциональные группы мономеров белков: а) СООН, ОН; 4. Укажите название химической связи, возникающей между мономерами в белковой молекуле: а) водородная; 5. Сколько уровней организации различают в белковой молекуле? а) 4; 6. Допишите уравнение реакции, назовите вещества: В.Н.СМИРНОВА,
|