Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №35/2003

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

Состав и строение белков.

Функции белков в организме

«Алчность» – урок-игра 11 класс

Я работаю учителем химии 10 лет. В 2002 г. мне присвоили первую квалификационную категорию. Тема, над которой я работала, – «Нетрадиционные формы уроков в преподавании химии» – не нова, но не потеряла своей актуальности сегодня, когда интерес школьников ко многим предметам падает. В период аттестации показывала свои наиболее удачные уроки учителям района. Детям такие уроки очень нравятся, у коллег они тоже получили признание. Наш методист рекомендовала «показать себя» и поделиться наработками через вашу газету. Посылаю разработку урока-игры для 11-го класса «Алчность» (по разделу «Природные полимеры. Белки»).

Цели. Выяснить особенности состава и строения белков как природных высокомолекулярных соединений, определить, какие функции выполняют белки в организме.
Участники. Ведущий-учитель, два помощника, команды по шесть человек (формируются заранее).
Оформление.
На доске: 1) тема урока; 2) таблица результатов (см. приложение 1); 3) таблица итогов игры:
самая алчная команда – ... ,
главный алчущий – ... .

На плакате: «Алчность – жадность, корыстолюбие» (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова).
Оборудование. Графопроектор, карточки с вопросами, тест для заключительной работы (см. приложение 2), бумага, ручки, таблички с названиями команд.
Предварительная работа. Индивидуальная самостоятельная подготовка участников по заданной теме, консультации учителя.

ХОД УРОКА

Ведущий. Добро пожаловать на игру «Алчность». На нашем уроке мы будем смотреть на корыстолюбие как на желание иметь «отлично» и только «отлично», а жадность – желание иметь «отлично» по теме «Состав и строение белков. Функции белков в организме». Итак, тема нашей сегодняшней игры «Алчность» – особенности состава и строения белков как природных высокомолекулярных соединений, функции белков в организме.
Правила игры. В ходе игры идет командное и личное первенство. Итоги командного первенства по окончании игры мы увидим в таблице. Итоги личного первенства подводятся по окончании урока, когда каждому будет предложен тест «Состав и строение белков».
В отборочном туре играет вся команда. Команда, первой правильно ответившая на вопрос отборочного тура, вступает в игру. Высшая оценка нашей алчности – 30 баллов. Каждый игрок отвечает на один вопрос. Играющего выбирает капитан, который после предложенного ответа может с ним согласиться либо дать свой ответ. Вопросы и ответы не обсуждаются.
За правильный ответ – 5 баллов команде и 1 балл ответившему верно. Все результаты помощник фиксирует в таблице.

Игра I

Отборочный тур. Укажите полимеры, образованные разными мономерами:

а) крахмал;
б) белок;
в) ДНК;
г) полиэтилен;
д) целлюлоза;
е) РНК.

Вопрос 1. Укажите элементарный состав белков:

а) С, Н;
б) С, Н, О, N, S, P;
в) C, H, N, O;
г) вся таблица Менделеева.

Вопрос 2. Укажите функциональные группы мономеров белков:

а) СООН, ОН;
б) С=О, СООН;
в) CООН, NH2;
г) OH, C=O.

Вопрос 3. Белки, обусловливающие способность организма к росту и размножению, называются:

а) гормоны;
б) ферменты;
в) нуклеопротеиды;
г) токсины.

Вопрос 4. Какой вид химической связи поддерживает первичную структуру белковой молекулы?

а) Водородная;
б) пептидная;
в) ионная;
г) сложноэфирная.

Вопрос 5. -Аминопропионовая кислота по-другому называется:

а) глицин;
б) аланин;
в) валин;
г) лейцин.

Вопрос 6. Наличие в белках пептидной связи обнаружил ученый:

а) М.В.Ломоносов;
б) В.В.Марковников;
в) А.Я.Данилевский;
г) Э.Г.Фишер.

Игра II

Отборочный тур. Какие виды химической связи поддерживают третичную структуру белковой молекулы?

а) Водородная;
б) пептидная;
в) сложноэфирная;
г) металлическая;
д) мостики –S–S–;
е) силы Ван-дер-Ваальса.

Вопрос 1. Сколько мономеров участвует в образовании белка?

а) 4;
б) 20;
в) 15;
г) 30.

Вопрос 2. Какую функцию выполняют белки в организме?

а) Источник энергии;
б) запасающая;
в) строительный материал;
г) теплоизоляторы.

Вопрос 3. Мономерами белков являются:

а) аминокислоты;
б) -аминокислоты;
в) жирные кислоты;
г) углеводы.

Вопрос 4. Состав белков – природных полимеров – был доказан при помощи реакции:

а) гидролиза;
б) электролиза;
в) гидратации;
г) гидрирования.

Вопрос 5. Укажите пептидную группу:

Вопрос 6. Какое заболевание является примером, доказывающим определяющую роль первичной структуры белковой молекулы?

а) острое респираторное заболевание (ОРЗ);
б) серповидная анемия;
в) атеросклероз;
г) сахарный диабет.

Игра III

Отборочный тур. Укажите вещества, имеющие белковую природу:

а) ферменты
б) гормоны;
в) липиды;
г) углеводы;
д) пигменты;
е) аминокислоты.

Вопрос 1. Сколько уровней организации различают в белковой молекуле?

а) 4;
б) 3;
в) 2;
г) 1.

Вопрос 2. Некоторые белки вырабатывают антитела. Тем самым они выполняют функцию:

а) каталитическую;
б) сократительную;
в) иммунную;
г) пластическую.

Вопрос 3. Какой вид химической связи поддерживает вторичную структуру белковой молекулы?

а) водородная;
б) ионная;
в) пептидная;
г) гидрофобная.

Вопрос 4. Имитацией третичной структуры белковой молекулы является:

а) клубок ниток;
б) произвольно свернутая в клубок электроспираль;
в) собранная телевизионная антенна;
г) выпрямленный телефонный шнур.

Вопрос 5. Как называется белок, у которого первым удалось расшифровать первичную структуру?

а) Рибонуклеаза;
б) инсулин;
в) глобин;
г) миоглобин.

Вопрос 6. Дисульфидные связи –S–S– возникают при формировании третичной структуры белка:

а) всегда;
б) если имеются остатки цистеина;
в) если в белке есть остатки глицина;
г) если белок включает остатки аланина.

Игра IV

В отборочном туре играют только капитаны. Ответивший раньше других правильно продолжает игру с любым выбранным им соперником. За правильный ответ игрок получает дополнительные баллы в личную «копилку» результатов.

Отборочный тур. Расположите вещества в порядке возрастания значений их относительной молекулярной массы Mr:

а) дипептид АЛА–ГЛИ;
б) полипептид;
в) белок;
г) дипептид ГЛИ–ВАЛ;
д) дипептид АЛА–ВАЛ.

Вопрос 1. Биологические катализаторы – вещества белковой природы – называются:

а) гормоны;
б) ферменты;
в) витамины;
г) углеводы.

Вопрос 2. Какая структура белковой молекулы определяет специфическую биологическую активность белка?

а) Четвертичная;
б) третичная;
в) вторичная;
г) первичная.

Вопрос 3. Что называется вторичной структурой белковой молекулы?

а) Пространственная конфигурация, которую принимает полипептидная цепь;
б) последовательность чередования аминокислот в полипептидной цепи;
в) конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная в спираль полипептидная цепь;
г) объединение нескольких полипептидных цепей в одну молекулу.

Вопрос 4. Исходя из состава и строения молекул, предположите химический характер белков:

а) кислотный;
б) основный;
в) амфотерный;
г) нереакционноспособные вещества.

Вопрос 5. Имитацией вторичной структуры белковой молекулы является:

а) телевизионная антенна;
б) телефонный шнур;
в) якорная цепь;
г) упаковочный шнур.

Вопрос 6. Укажите, в каком списке перечислены незаменимые аминокислоты:

а) валин, лейцин, изолейцин, лизин, треонин, аргинин, гистидин, ... ;
б) глицин, аланин, серин, цистеин, тирозин, пролин, ... .

По окончании всех четырех игр подводятся итоги командного первенства – выявление и награждение «Самой алчной команды» (анализ таблицы результатов, которая заполнялась в ходе игры на доске помощником).
Подтверждением результатов личного первенства служит самостоятельная работа на местах с тестом «Состав и строение белков» (самопроверка). Затем следует обобщить результаты, выявить и наградить «главного алчущего».
В конце урока необходимо подвести общие итоги, отметить лучших, оценить всех участников.

Ведущий. Итак, дорогие участники, в ходе нашей игры мы выяснили особенности состава и строения белков как природных высокомолекулярных соединений, определили их функции и тем самым связали две стороны вопроса о белках – биологическую (то, что вы уже знали) и химическую (то, что еще не было известно).
Всего доброго! До новых встреч!


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица

Командные и индивидуальные результаты


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Состав и строение белков»

1. Укажите мономеры белков:

а) аминокислоты;
б) предельные углеводороды;
в) непредельные углеводороды;
г) углеводы;
д) жирные кислоты.

2. Сколько известно мономеров, участвующих в образовании белков?

а) 4;
б) 20;
в) 15;
г) 30;
д) 5.

3. Укажите функциональные группы мономеров белков:

а) СООН, ОН;
б) С=О, СООН;
в) ОН, С=О;
г) СООН;
д) СООН, NH2.

4. Укажите название химической связи, возникающей между мономерами в белковой молекуле:

а) водородная;
б) гидрофобная;
в) пептидная;
г) ионная;
д) гидрофильная.

5. Сколько уровней организации различают в белковой молекуле?

а) 4;
б) 3;
в) 2;
г) 1;
д) 5.

6. Допишите уравнение реакции, назовите вещества:

В.Н.СМИРНОВА,
учитель химии
(п. Зеленник, Архангельская обл.)

Рейтинг@Mail.ru