Программа курса химии
для школ и классов гуманитарного
профиля третья
степень обучения
Допущено Министерством образования
Российской Федерации
Химия как одна из
основополагающих областей естествознания
является неотъемлемой частью гуманитарного
образования школьников. Каждый человек живет в
мире веществ, поэтому он должен иметь
представление об их составе, строении,
превращениях, практическом использовании, а
также об опасности, которую они могут
представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о
материальном единстве всех веществ окружающего
мира, обусловленности свойств веществ их
составом и строением, познаваемости и
предсказуемости химических явлений. Изучение
свойств веществ и их превращений способствует
развитию логического мышления, а практическая
работа с веществами (лабораторные опыты) –
трудолюбию, аккуратности и собранности. На
примере химии школьники получают представление
о методах познания, характерных для естественных
наук (экспериментальном и теоретическом).
Подавляющее большинство учащихся школ и
особенно классов гуманитарного профиля не
считают химию областью своей будущей
практической деятельности. Ребята,
перегруженные профильными предметами, часто не
имеют ни времени, ни желания в полной мере
овладевать всеми тонкостями химической науки. В
связи с этим изложение основ химии как науки для
будущих гуманитариев не целесообразно. Кроме
того, особенности гуманитарного мышления
вступают в противоречие с научной логикой
традиционного изложения химии в старших классах.
Руководствуясь идеями дифференцированного
подхода к обучению школьников, интеграции
учебных дисциплин и гуманизации образования,
авторы предлагаемого курса отказались от
традиционно сложившегося подхода к обучению
химии в школах и классах гуманитарного профиля.
За основу взята система химических знаний,
максимально приближенная к повседневной жизни
каждого человека, независимо от рода его
деятельности. Изменена логика изложения
учебного материала; в данном курсе она
базируется на понятиях, от которых невозможно
уйти в современном мире: экология, энергетика,
химические материалы, человеческая жизнь.
Предлагаемый курс химии не выходит за рамки
обязательного минимума образования и
одновременно охватывает практически все факты,
понятия, законы, теории, которые предусмотрены
действующей программой химии для средней
общеобразовательной школы. Он базируется на
знаниях, полученных в основной
общеобразовательной школе.
В результате освоения данного курса учащиеся
получат необходимые знания об окружающих
веществах и их превращениях, а также о химии
важнейших природных и промышленных процессов.
Они овладеют некоторыми методами работы с
веществами, научатся осмысленно подходить к
различным химическим явлениям. Химические
знания станут основой формирования
экологической культуры школьников, грамотного
поведения и навыков безопасного обращения с
веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как изучение теории,
так и проведение химических опытов. В
зависимости от наличия оборудования, реактивов,
а также времени на проведение эксперимента
учитель самостоятельно выбирает те или иные
опыты для демонстрации и самостоятельной работы
учащихся.
Для данной программы курса химии авторами
разработаны учебник, содержащий
изложение теоретического материала, вопросы
(трех уровней) по темам, а также практикум,
включающий лабораторные работы, задачи (с
пояснениями), творческие задания (которые могут
стать темами для докладов и рефератов) и
контрольные работы.
Далее предлагается содержание курса по темам.
10 класс
(34 ч, из них 2 ч резервного времени)
ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Тема I. Химия атмосферы (4 ч)
Воздушный океан. Состав
атмосферного воздуха. Изменение атмосферы с
высотой. Формирование атмосферы. Атмосфера и
климат.
Влияние человека на атмосферу.
Усиление парникового эффекта. Кислотные дожди.
Смог. Предотвращение загрязнения воздуха.
Лабораторная работа (демонстрации
по выбору учителя). Сжигание фосфора в воздухе.
Сжигание этанола в воздухе. Содержание диоксида
углерода в воздухе. Обнаружение диоксида
углерода в выдыхаемом воздухе. Имитация
кислотного дождя.
Практическая работа. Решение
задач: количественный состав вдыхаемого и
выдыхаемого воздуха; массовая и объемная доля
газа в смеси; связь массы газообразного вещества
и его объема при нормальных условиях; расчет по
уравнениям реакций с использованием количества
вещества как основной физико-химической
величины. Сравнение содержания вредных веществ в
воздухе с их предельно допустимой концентрацией
(ПДК).
Доклады и рефераты по теме «Химия
атмосферы».
Контрольная работа. Химия
атмосферы.
Тема II. Химия гидросферы (5 ч)
Вода - уникальное вещество.
Строение воды. Физические свойства воды.
Химические свойства воды. Вода как растворитель.
Среда водных растворов.
Вода в жизни людей. Природные воды.
Питьевая вода. Загрязнение воды. Очистка сточных
вод.
Лабораторная работа (демонстрации
по выбору учителя). Очистка воды от
загрязнений: отделение воды от масла
отстаиванием; фильтрование через песок;
поглощение примесей древесным углем. Очистка
воды способом дистилляции. Лабораторные опыты
(по выбору учителя). Растворимость солей в воде.
Жесткость воды и ее устранение. Обнаружение
ионов солей, растворенных в воде: катионов
железа(III) и кальция, хлорид-ионов, сульфат-ионов.
Практическая работа. Решение
задач: массовая доля вещества в смеси, массовая
доля вещества в растворе; разбавление растворов;
расчет по уравнению реакции с использованием
соотношения количества вещества реагентов и
продуктов. Сравнение содержания вредных веществ
в сточных водах с их предельно допустимой
концентрацией (ПДК).
Доклады и рефераты по теме «Химия
гидросферы».
Контрольная работа. Химия
гидросферы.
Темы III, IV.
Химия литосферы. Круговорот химических
элементов (6 ч)
Кристаллы. Кристаллические
решетки. Образование кристаллов. Применение
кристаллов.
Полезные ископаемые. Виды полезных
ископаемых. Рациональное использование
природных ресурсов.
Круговорот элементов, преобладающих в
атмосфере. Круговорот углерода,
кислорода и водорода. Круговорот азота.
Круговорот серы и фосфора.
Круговорот серы. Круговорот фосфора.
Лабораторная работа (демонстрации
по выбору учителя). Модели
кристаллических решеток. Получение кристаллов
из раствора на примере алюмокалиевых и
хромокалиевых квасцов. Кристаллизация соли из
пересыщенного раствора на примере сульфата
натрия и ацетата натрия. Образование
малорастворимых силикатов. Химические
превращения соединений углерода. Химические
превращения соединений азота. Химические
превращения соединений серы. Лабораторные опыты
(по выбору учителя). Определение кислотности
почвы. Обнаружение ионов, содержащихся в почве.
Практическая работа. Решение
задач: связь количества вещества с массой
вещества и объемом газообразных веществ; состав
смесей; приготовление растворов заданного
состава; определение формульного состава
вещества; расчет по уравнениям реакций;
сравнение содержания в почве вредных веществ с
их предельно допустимой концентрацией (ПДК).
Доклады и рефераты по теме «Химия
литосферы».
Контрольная работа. Химия
литосферы.
Обзорный урок-конференция по теме
«Химия и экология».
ХИМИЯ И ЭНЕРГЕТИКА
Тема V. Энергия углеродсодержащих веществ (5
ч)
Углеводороды. Строение
углеводородов. Предельные углеводороды.
Непредельные углеводороды. Ароматические
углеводороды.
Органические вещества как источники
энергии. Образование органических
веществ в природе. Виды топлива. Нефть.
Переработка нефти. Изменение молекулярной
структуры топлива.
Лабораторная работа (демонстрации
по выбору учителя). Получение метана и наблюдение
его горения. Получение этилена и выявление его
химических свойств (горение, взаимодействие с
перманганатом калия и бромом). Получение
ацетилена и выявление его химических свойств
(горение, взаимодействие с перманганатом калия и
бромом). Лабораторные опыты (по выбору учителя).
Изготовление моделей молекул углеводородов.
Свойства предельных углеводородов на примере
парафина (горение, отношение к перманганату
калия, брому в водном растворе).
Практическая работа. Решение
задач: расчет молярной массы газообразного
вещества по известной массе вещества и объему
при нормальных условиях; расчет по уравнению
реакции с использованием соотношений количества
вещества реагентов и продуктов, их масс, а также
объемов газов при нормальных условиях; расчет
теплового эффекта реакции сгорания топлива.
Доклады и рефераты по теме
«Энергия углеродсодержащих веществ».
Контрольная работа. Энергия
углеродсодержащих веществ.
Тема VI. Современные проблемы энергетики (5
ч)
Экологические проблемы энергетики.
Топливная энергетика. Автотранспорт.
Альтернативные источники энергии.
Ядерная энергетика. Водородная энергетика.
Спирты в качестве топлива. Альтернативное
углеводородное топливо.
Лабораторная работа (демонстрации
по выбору учителя). Сравнение теплового
эффекта сгорания веществ (сухое горючее, этанол,
парафин, древесина). Горение неорганических
веществ (древесный уголь, железо, магний).
Получение водорода и его сжигание. Лабораторные
опыты (по выбору учителя). Продукты горения
органических веществ (сухое горючее, этанол,
парафин или природный газ).
Практическая работа. Решение
задач: массовая доля вещества в смеси; расчет по
уравнению реакции с использованием соотношения
количества вещества реагентов и продуктов; связь
количества вещества с массой вещества и объемом
газообразного участника реакции при нормальных
условиях; расчет с использованием теплового
эффекта реакции сгорания вещества.
Доклады и рефераты по теме
«Современные проблемы энергетики».
Контрольная работа. Современные
проблемы энергетики.
МЕТАЛЛЫ
Тема VII. Свойства металлов (3 ч)
Химическая связь в металлах.
Положение металлов в периодической системе
элементов Д.И.Менделеева. Физические свойства
металлов.
Химические свойства металлов.
Электрохимический ряд напряжений металлов.
Активные металлы (левее магния). Металлы средней
активности (от магния до водорода). Малоактивные
металлы (правее водорода). Коррозия металлов.
Защита металлов от коррозии.
Лабораторная работа (демонстрации
по выбору учителя). Взаимодействие
натрия, магния и кальция с водой. Свойства
алюминия (реакции со щелочью в водном растворе, с
хлороводородной кислотой, пассивация
концентрированной азотной кислотой). Пассивация
железа. Коррозия железа. Лабораторные опыты (по
выбору учителя). Взаимодействие металлов с
разбавленными кислотами. Сравнение химической
активности металлов.
Тема VIII. Получение и применение металлов (4
ч)
Получение металлов. Способы
получения металлов. Химическое восстановление
металлов. Электролиз.
Применение металлов и сплавов.
Черные металлы. Конструкционные цветные металлы.
«Неконструкционные» цветные металлы.
Практическая работа. Решение
задач: расчет по уравнению реакции с
использованием соотношений количества вещества
реагентов и продуктов; связь между следующими
физико-химическими величинами: количество
вещества, масса, молярная масса, объем газа,
молярный объем; массовая доля вещества в смеси.
Доклады и рефераты по теме
«Металлы».
Контрольная работа. Металлы.
Обзорный урок-конференция по темам
«Химия и энергетика», «Металлы».
11 класс
(34 ч, из них 2 ч резервного времени)
ХИМИЯ В БЫТУ И МЕДИЦИНЕ
Тема I. Неорганические материалы (5 ч)
Соединения кремния. Природные
соединения кремния. Строение и свойства
силикатов. Переработка природных силикатов.
Керамика, стекло, цемент и бетон: получение и
свойства. Применение силикатов.
Соединения кальция. Соли кальция в
природе. Оксид, гидроксид, сульфат, карбонат
кальция в качестве строительных материалов
(известь, гипс, известняк, мрамор). Их свойства и
взаимные превращения.
Лабораторная работа (демонстрации
по выбору учителя). Свойства силикатных
материалов. Свойства оксида и гидроксида
кальция. Лабораторные опыты (по выбору учителя).
Свойства силиката натрия. Получение и свойства
карбоната кальция. Распознавание соединений
кальция.
Практическая работа. Решение
задач: получение и количественный состав
(массовая доля) силикатного клея, оконного
стекла; реакции соединений кремния, реакции
соединений кальция (расчет по уравнениям
реакций).
Доклады и рефераты по теме
«Неорганические материалы».
Контрольная работа.
Неорганические материалы.
Тема II. Химия в домашнем хозяйстве (6 ч)
Неорганические вещества. Кислоты
и основания. Растворы кислот и оснований. Среда
растворов. Соли: гидролиз солей, рН в растворах
кислот, оснований, солей. Пигменты.
Органические соединения.
Растворители: углеводороды и их
галогенпроизводные, спирты, альдегиды и кетоны.
Карбоновые кислоты. Соли карбоновых кислот, мыла.
Препараты бытовой химии.
Воздействие препаратов бытовой химии на
окружающую среду. Несовместимость химических
веществ. Правила хранения и применения химикатов
в домашнем хозяйстве.
Лабораторная работа (демонстрации
по выбору учителя). Свойства серной
кислоты в зависимости от ее концентрации.
Сравнение свойств слабых и сильных оснований.
Лабораторные опыты (по выбору учителя). Гидролиз
солей. Получение пигментов. Свойства спиртов.
Сравнение свойств неорганических и органических
кислот. Свойства высших карбоновых кислот и их
солей.
Практическая работа. Решение
задач: количественный состав растворов (связь
массовой доли растворенного вещества с объемом
раствора и его плотностью); разбавление
растворов; растворение газообразных веществ при
нормальных условиях; расчет по уравнениям
обменных и окислительно-восстановительных
реакций через количества участников реакций.
Доклады и рефераты по теме «Химия в
домашнем хозяйстве»
Тема III. Химия и медицина (5 ч)
Лекарственные средства. Здоровье
и лекарства. Поиск новых лекарств.
Принципы действия лекарств.
Окисление. Нейтрализация. Адсорбция.
Лабораторная работа (демонстрации
по выбору учителя). Каталитическое
разложение пероксида водорода. Лекарственные
вещества-окислители (йод, перманганат калия,
пероксид водорода). Лабораторные опыты (по выбору
учителя). Действие лекарственных препаратов на
хлороводородную кислоту. Адсорбция
активированным углем.
Практическая работа. Решение
задач: количественный состав растворов (связь
массовой доли растворенного вещества с массой
вещества и массой раствора); разбавление
растворов; расчет по уравнениям обменных и
окислительно-восстановительных реакций с
использованием физико-химических величин
(количество вещества, молярная масса, молярный
объем газов при нормальных условиях).
Доклады и рефераты по теме «Химия и
медицина».
Контрольная работа. Химия в
домашнем хозяйстве. Химия и медицина.
Обзорный урок-конференция по теме
«Химия в быту и медицине».
ХИМИЯ И ПИТАНИЕ
Тема IV. Жизненно важные вещества (3 ч)
Жиры, углеводы и белки. Состав,
строение молекул и свойства жиров, углеводов,
белков.
Витамины и минеральные вещества. Классификация
витаминов. Минеральные вещества в организме.
Лабораторная работа (демонстрации
по выбору учителя). Восстановительные
свойства глюкозы. Свойства жиров. Свойства
белков. Распознавание минеральных удобрений.
Лабораторные опыты (по выбору учителя). Свойства
углеводов на примере сахарозы и глюкозы.
Тема V. Проблемы питания (5 ч)
Пища как источник жизненно важных
веществ. Превращения пищи в живом
организме. Энергетический баланс организма.
Макро- и микроэлементы.
Пищевые ресурсы. Источники
питательных веществ. Возобновление пищевых
ресурсов.
Практическая работа. Решение
задач: расчет количества вещества, массы
вещества, объема газообразного вещества по
уравнениям реакций с участием жиров, белков,
углеводов, пищевых добавок, удобрений; расчеты с
учетом энергетической ценности продуктов
питания и энергетического баланса в организме
человека.
Доклады и рефераты по темам
«Жизненно важные вещества. Проблемы питания».
Контрольная работа. Химия и
питание.
ПОЛИМЕРЫ
Темы VI. Полимеры с углеродной цепью (3 ч)
Синтетические полимеры.
Получение полимеров: реакции полимеризации и
поликонденсации. Свойства полимеров. Важнейшие
термопластичные и термореактивные пластмассы:
полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид,
полистирол, тефлон.
Каучуки. Природный каучук.
Алкадиены. Синтетические каучуки: получение из
этанола по способу Лебедева, получение из бутана.
Свойства и применение каучуков.
Лабораторная работа (демонстрации
по выбору учителя). Свойства полиэтилена.
Распознавание пластмасс (по физическим
свойствам и отношению к нагреванию). Свойства
каучуков (физические свойства и отношение к
растворителям).
Тема VII. Полимерные углеводы и волокна (5 ч)
Полимерные углеводы. Крахмал и
целлюлоза, строение макромолекул и свойства.
Древесина и бумага.
Волокна. Природные волокна
(происхождение волокон, их свойства и
применение). Химические волокна: искусственные и
синтетические (получение, свойства и применение).
Лабораторная работа (демонстрации
по выбору учителя). Распознавание волокон
(по характеру горения, по отношению к
концентрированным серной и азотной кислотам,
щелочам в водном растворе, перманганату калия).
Лабораторный опыт (по выбору учителя). Свойства
крахмала и целлюлозы.
Практическая работа. Решение
задач: расчет по уравнениям реакций
полимеризации, поликонденсации, горения
пластмасс и гидролиза полисахаров; расчет по
массовой доле вещества в смеси.
Доклады и рефераты по теме
«Полимеры».
Контрольная работа. Полимеры.
Обзорный урок-конференция по темам
«Химия и питание», «Полимеры».
Требования к результатам обучения
Учащиеся должны знать:
1) химический состав атмосферы, гидросферы и
литосферы; химические процессы, протекающие в
атмосфере, гидросфере и литосфере под влиянием
живых организмов и в результате деятельности
людей; роль химии в предотвращении загрязнения
воздуха, природных водоемов и почвы; строение
молекулы воды, уникальные физические свойства
воды как растворителя; химические процессы,
протекающие при растворении веществ в воде и
создающие в водном растворе кислотную и щелочную
среду; причины постоянной и временной жесткости
воды и способы ее устранения; способы очистки
воды; характерные реакции на катионы железа(III) и
кальция, на хлорид-ионы и сульфат-ионы;
2) классификацию и химические свойства
углеводородов; виды топлива, состав нефти,
продукты переработки нефти; химические вещества,
загрязняющие природу при сжигании топлива;
преимущества и недостатки ядерной энергетики;
свойства спиртов как альтернативных видов
топлива; перспективы водородной энергетики и
сжигания отходов;
3) способы получения, физические и химические
свойства металлов; применение металлов и их
сплавов;
4) состав и химические свойства природных
соединений кремния и кальция, а также материалов
на их основе; свойства неорганических и
органических веществ, применяемых в быту;
правила хранения и безопасного использования
химических веществ в быту; причины химической
несовместимости веществ; сходство и различие
лекарств и ядов; принципы действия некоторых
лекарств в соответствии с их составом и
химическими свойствами;
5) состав и химические превращения жиров,
углеводов, белков, их энергетическую ценность и
биологическую роль; характерные реакции
углеводов и белков; значение витаминов и пищевых
добавок; пути возобновления пищевых ресурсов;
классификацию, состав и свойства удобрений;
6) способы получения и свойства полимеров с
углеродной цепью и пластмасс на их основе;
получение, свойства и применение каучуков;
свойства полимерных углеводов: крахмала и
целлюлозы, получение бумаги из древесины;
происхождение и свойства природных волокон;
получение и свойства химических волокон.
Учащиеся должны уметь:
1) составлять уравнения химических
реакций образования озона в атмосфере,
связывания атмосферного диоксида углерода,
получения кислорода, азота и диоксида углерода в
лабораторных условиях; характеризовать
уравнениями химических реакций образование
кислот в атмосферных осадках; разрушение
металлов и строительных материалов кислотными
дождями; составлять уравнения химических
реакций воды с металлами и неметаллами, с
оксидами металлов и неметаллов; составлять
уравнения электролитической диссоциации
веществ в водном растворе; описывать уравнениями
химических реакций образование гидрокарбоната
кальция в природе и устранение жесткости воды;
характеризовать круговорот в природе углерода,
кислорода, водорода, азота, фосфора и серы с
помощью уравнений химических реакций;
2) составлять уравнения реакций горения
углеводородов, спиртов; описывать способы
получения водорода, образование метана из
целлюлозы;
3) составлять уравнения реакций с участием
натрия, магния, кальция, алюминия, железа, меди и
цинка; сравнивать активность металлов;
4) описывать уравнениями реакций взаимные
превращения соединений кремния и кальция,
распознавать соединения кальция; составлять
уравнения реакций с участием сильных и слабых
кислот и оснований, спиртов, альдегидов,
органических кислот, гидролиза солей; составлять
окислительно-восстановительные реакции,
характеризующие свойства пероксида водорода,
йода и перманганата калия; составлять обменные
реакции нейтрализации хлороводородной кислоты
малорастворимыми основаниями и солями угольной
кислоты;
5) составлять уравнения реакций окисления
углеводов, омыления жиров, образования
полипептидов; распознавать удобрения и
записывать уравнения характерных реакций;
6) записывать реакции полимеризации
углеводородов и их производных, получения
бутадиенового каучука, гидролиза крахмала и
целлюлозы; распознавать пластмассы и волокна.
7) составлять уравнения реакций окисления
углеводов, омыления жиров, образования
полипептидов; распознавать удобрения и
записывать уравнения характерных реакций.
Учащиеся должны научиться:
1) проводить простые опыты, предусмотренные
программой и в соответствии с возможностями
химического кабинета; знать правила техники
безопасности при работе с химическими
веществами, химической посудой и
нагревательными приборами;
2) решать простые расчетные задачи по формуле
вещества и уравнению реакции, использовать при
этом такие физико-химические величины, как
количество вещества, масса и молярная масса
вещества, объем и молярный объем для газов при
нормальных условиях, массовая доля
растворенного вещества или вещества в смеси,
масса растворенного вещества, масса раствора,
объем и плотность раствора, а также
математические формулы, связывающие эти
величины;
3) писать рефераты на заданную тему, делать по ним
доклады.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аликберова Л.Ю.
Занимательная химия. Книга для учащихся,
учителей и родителей. М.: АСТ-Пресс, 1999, 560 с.;
Большая детская энциклопедия. Химия. Под ред.
Б.Д.Степина и Л.Ю.Аликберовой. М.: Русское
энциклопедическое товарищество, 2000, 640 с.;
Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И.
Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991,
656 с.;
Естествознание. Для учащихся 10 классов школ и
средних учебных заведений с гуманитарным
профилем. Под ред. Л.А.Битюцкой, В.С.Еремина,
В.С.Чеснокова, О.Б.Дементьевой. М.: АСТ-Пресс, 1999, 336
с.;
Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный
практикум. Пер. с англ. М.: Химия, 1995, 320 с.; Кукушкин
Ю.Н. Химия вокруг нас. Справочное пособие. М.:
Высшая школа, 1992, 192 с.;
Леенсон И.А. Занимательная химия. М.: РОСМЭН,
1999, 104 с.;
Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии.
Материалы для школьных рефератов,
факультативных занятий и семинаров. Учебное
пособие. М.: ООО «Издательство АСТ», ООО
«Издательство Астрель», 2002, 247 с.;
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия. Справочное
пособие для старшеклассников и поступающих в
вузы. М.: АСТ-Пресс школа, 2002, 512 с.;
Лидин Р.А. Справочник по общей и
неорганической химии. М.: Просвещение, 1997, 256 с.;
Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия.
8–9 классы. Учебное пособие. Под ред. Р.А.Лидина. М.:
Дрофа, 2000, 192 с.;
Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия.
10–11 классы. Учебное пособие. Под ред. Р.А.Лидина.
М.: Дрофа, 2000, 160 с.;
Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. В 4
кн. Пер. с англ. М.: Мир, 1995;
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Задачник по
химии. 8–9 классы. М.: АСТ-Пресс, 2001, 400 с.; Савинкина
Е.В., Логинова Г.П. Химия. Полный школьный курс.
М.: АСТ-Пресс, 2000, 496 с.; Справочник школьника. 5–11
классы. М.: АСТ-Пресс, 2001, 704 с.;
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии
для домашнего чтения. М.: Химия, 1995, 400 с.; Степин
Б.Д., Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Домашняя химия.
Химия в быту и на каждый день. М.: Русское
энциклопедическое товарищество, 2001, 288 с.;
Степин Б.Д. Техника лабораторного
эксперимента в химии. М.: Химия, 1999, 600 с.;
Титова И.М. Вещества и материалы в руках
художника. Пособие для учителей химии. М.: МИРОС,
1994, 80 с.;
Химия и общество. Пер. с англ. Под ред.
М.Г.Гольдфельда. М.: Мир, 1995, 560 с.;
Химия. Энциклопедия химических элементов. Под
ред. А.М.Смолеговского. М.: Дрофа, 2000, 432 с.;
Экзаменационные вопросы и ответы. Химия. 9 и 11
выпускные классы. Учебное пособие. М.: АСТ-Пресс
Школа, 2002, 384 с.;
Энциклопедический словарь юного химика. Под ред.
Д.Н.Трофимова. 3-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1999, 368 с.
Е.В.САВИНКИНА,
доцент,
Г.П.ЛОГИНОВА,
ст. преподаватель
(Московская государственная
академия тонкой химической
технологии им. М.В.Ломоносова)
|