Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №32/2003

переписка с читателем

Аукцион

Внеклассное мероприятие по органической химии
10 класс

Цели. Развитие познавательной активности с использованием нестандартных игровых форм; проведение смотра знаний, делая акцент на теории химического строения органических веществ, природе химических связей, генетической связи предельных и непредельных углеводородов, а также на решении задач; выработка навыков наблюдения, обобщения, сравнения; развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся; развитие умения работать с дополнительной специальной литературой.
Оборудование и реактивы. Таблицы, показывающие применение углеводородов и нефти; волчок (игрушка), полиэтиленовый пакет, мяч, свечи, красители и кусочек хлопчатобумажной ткани.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит песня в исполнении учащихся: «Химия – слово прекрасное, может, волшебное, химия...»

Учитель. Д.И.Менделеев писал: «Химия, как и всякая наука, есть в одно время средство и цель». В учебнике «Основы химии» он говорил, что химия – средство, благодаря которому человек получил возможность не только извлекать необходимые материалы, но и создавать новые вещества, которых нет в природе.
Сегодня на нашем необычном мероприятии мы обсудим применение предложенных вам соединений.
У нас присутствуют члены жюри, которые будут оценивать ваши ответы, а также гости – учителя химии.
Уважаемые члены жюри, гости, представляю вам четыре команды.

Первая команда «Свойство». «Свойством мы то называем, что без разрушения вещи отнятым быть у нее и само отделиться не может. В камнях, к примеру, – их вес, теплота – у огня, у воды – ее влажность, у тел – осязаемость их, у пустого пространства – неосязаемость» (из поэмы «О природе вещей» Тита Лукреция Кара).
Девиз: «Практика – есть основа понимания и критерий истины».

Вторая команда «Изомеры». «Первоначала вещей, как теперь ты легко убедишься, сходны между собой по своим однородным фигурам. И стихи, как ты непременно признаешь, разнятся между собой и по смыслу, и также по звуку. Видишь, как буквы сильны лишь одним измененьем порядка? Что же до первоначал, то они еще больше имеют средств для того, чтоб из них возникали различные вещи».
Девиз: «Абстрагирование есть умственный прием, заключающий в вычислении существенных признаков в заданное предмете или явлении».

Третья команда «Полимер». Это слово образуется от «поли» и греч. meros – доля, часть. Полимеры – продукты соединения одинаковых молекул в одну укрупненную молекулу, в результате изменяются свойства продукта. Исходные молекулы – мономеры – образуют большую макромолекулу. Это целлюлоза, крахмал, натуральные каучуки, синтетические волокна, лаки, пленки, клей – все они широко используются в народном хозяйстве.
Девиз: «Каждый – за всех, все – за одного – основное жизненное правило истинного человека».

Четвертая команда «Нефть». Нефть – королева энергетики, один из наиболее «титулованных» видов полезных ископаемых. В ранний период истории человечества нефть называли земным маслом. Общеизвестна фраза Менделеева о «черном золоте», что «топить можно и ассигнациями». Таким образом, ученый подчеркнул, что нефть – ценное сырье для органических синтезов. Слово «нефть» вошло в русский язык в конце XVIII в. В Москву первая нефть была доставлена в годы правления Бориса Годунова, ее добыли в районе Ухты, и называлась она «густой водой горящей».
Девиз: «Забота о ближнем – пробный камень человеческой души».

Учитель. Каждая команда представилась, начинаем наш аукцион. Цель каждой команды – «купить», значит, рассказать об использовании тех веществ, которые достанутся в ходе игры. Каждая команда получает конверт с заданием. Команде необходимо не только ответить правильно на все вопросы, но и получить дополнительные жетоны. Для этого можно задать вопрос соперникам по той теме, на которую они отвечают. Можно дополнить их ответы. Выигравшую команду ждет приз – торт «Полет». Представители команд участвуют в жеребьевке и с помощью волчка получают конверт, в котором находятся задания.

1-й конверт. Полиэтиленовый пакет – тема «Этилен».
2-й конверт. В пакете мяч – тема «Каучуки».
3-й конверт. В пакете свечи – тема «Нефть».
4-й конверт. В пакете красители – тема «Бензол».

Во время подготовки учащихся к ответу – музыкальная пауза и загадки.

Частушки

Ах, подружки, без сомненья,
Надо химию учить,
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.

Стала гладить я капрон
Слишком горячим утюгом,
Посмотрела, сердце сжалось –
Только дырочка осталась.

Надо лучше успевать,
Девочки, в ученье,
Не следует вздыхать,
Что химия – мученье.

Широко вошли в наш быт
Разные пластмассы,
За короткий очень срок
Их признали массы.

Волоконце из капрона
Заменили гелием,
Легче воздуха оно,
Всем на удивление.

В платьице из этой ткани
Можно в космос улететь
И умчаться на ракете,
Лишь сумей его надеть.

Полимер бы для волос,
Стимулирующий рост,
Поскорей изобрели,
Чтобы косы выросли.

Как посмотришь на лавсан,
Так дивишься чудесам:
Ткань плотна, она не мнется
И дождю не поддается.

Все пропела, до свиданья,
Вам спасибо за вниманье,
Ждите в следующий раз,
Сочиним еще для вас.

 

 

Загадки

Трудно заменить бесцветный и легкий газ,
Но бромный раствор обесцветить
Он может легко, хоть сейчас.
Сварщик его применяет,
Работает с ним автоген,
И вряд ли из вас кто не знает,
Что газ этот ...
2Н2.)

 

 

Бесчисленны его соединенья, какие образует он,
В них происходит измененья,

которым имя легион,

Он в чистом виде – черный, мрачный,
Не плавкий и едва горюч,
А как кристалл – всегда прозрачен,
В котором блещет солнца луч.

(Углерод.)

 

Шутливая песенка

Химия – наука чудо!
Удивляет нас везде.
Чуть прилил, отлил немного,
Подогрел, подкипятил,
И уже такого цвета получаем полотно:
Всех цветов, оттенков разных –
И цвет моря, и бордо.
И красители, конечно,
В этом с нами заодно.
Свет погас, и в темноте
Ищем снова лучик света,
Тот, что химия дала.

У ребенка только зубки
Начинают прорезаться,
А уже дитя игрушку
Тянет в рот, чтоб испытать
Чудо химии – пластмассы.

А в поход возьмем мы кружку
И наборчик из пластмасс.
За границей, конечно,
Больше выбора сейчас.
Там на дачах все домишки
Собирают из пластмасс,
А домишки – загляденье,
Всех цветов, как теремки,
А у нас пока пластмассы
Применяют в санузлы.
А еще о полимерах
Можно много рассказать:
Трет хозяйка их влажной тряпкой
И наводит чистоту,
Ведь линолеум в квартире –
Полимерное дитя.
И обои, и клеенка –
Это все из класса «А».

 

Гимн химиков

Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш класс химическим зовется,
Мы будем вечно химию любить.

Припев:
Все выше, и выше, и выше
К вершинам науки идем,
Когда мы все школу закончим,
Смелее по жизни пойдем.

Мы дышим все аммиаком и хлором,
Мы кислотой до сердца прожжены,
Предосторожность мы считаем вздором
И все на вкус попробовать должны.

Припев.

После музыкальной паузы каждая команда отвечает на вопросы, содержащиеся в конвертах.

1-й конверт.

Т е м а «Этилен».

1. Использование этилена (устно).
2. Дидактическая карточка. По формулам определите, к какому классу органических соединений они относятся. Если ответили правильно, то по полученным буквам составите название органического вещества.

Ответ. Этин.

3. Осуществите цепочку превращений:

С СН4 СН3Сl С2H6 С2H4 С2H5OH.

4. Задача. На производство 1 т синтетического каучука требуется 1,5 т этилена. Сколько этилового спирта можно получить из этой массы этилена, если выход спирта составляет 95% от теоретически возможного?

2-й конверт.

Т е м а «Каучуки».

1. Использование диенов (устно).
2. Задача .В 1990 г. было намечено получить 2,7 млн т синтетического каучука, вырастить 250 млн т зерна и 90 млн т картофеля. Какой процент от выращенного урожая зерна и картофеля затратили бы на получение 2,7 млн т синтетического каучука, если на производство его 1 т потратили 9 т зерна или 45 т картофеля?
3. Дидактическая карточка. По формулам определите, к какому классу органических соединений они относятся. Если ответили правильно, то по полученным буквам составите название органического вещества.

Ответ. Бутадиен.

4. Осуществите генетическую цепочку превращений:

СН3 –СН3 СН3  –СН2Сl СН2=СН2 СH3 –СН2 –OН СH2=СH –СH=СH2 ( –СH2 –CH=CH–СH2–)n.

3-й конверт.

Т е м а «Бензол».

1. Использование бензола (устно).
2. Дидактическая карточка. По формулам определите, к какому классу органических соединений они относятся. Если ответили правильно, то по полученным буквам составите название органического вещества.

Ответ. Бензол.

3. Исходя из природного газа получите нитробензол.
4. Какие вещества образуются при действии на бензол избытка хлора: в присутствии катализатора на холоде и без катализатора при нагревании и освещении?
Написать уравнения и назвать вещества.

4-й конверт.

Т е м а «Нефть».

1. Использование нефти (устно).
2. Указать по схеме продукты прямой перегонки и назвать установку.
3. Отличие термического крекинга от каталитического.
4. Сколько по объему воздуха необходимо, чтобы сжечь 1 кг гептана?

Затем члены жюри обсуждают ответы учащихся.

В это время демонстрируется опыт «Крашение хлопчатобумажной ткани анилиновым красителем».

Вопросы.

Где впервые изобрели красители?
Что вы знаете о Н.Н.Зинине?
Кто его ученик и преемник по кафедре химии в Казанском университете?
Какими словами оценил заслуги Зинина его современник?

В заключение – анализ прошедшего мероприятия, присуждение приза.

Н.З.АРНАУТОВА,
(г. Дальнереченск, Приморский край)

Рейтинг@Mail.ru