переписка с читателемАукционВнеклассное мероприятие по органической химии10 классЦели. Развитие познавательной
активности с использованием нестандартных
игровых форм; проведение смотра знаний, делая
акцент на теории химического строения
органических веществ, природе химических связей,
генетической связи предельных и непредельных
углеводородов, а также на решении задач;
выработка навыков наблюдения, обобщения,
сравнения; развитие логического мышления,
расширение кругозора учащихся; развитие умения
работать с дополнительной специальной
литературой. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Звучит песня в исполнении учащихся: «Химия – слово прекрасное, может, волшебное, химия...» Учитель. Д.И.Менделеев писал: «Химия,
как и всякая наука, есть в одно время средство и
цель». В учебнике «Основы химии» он говорил, что
химия – средство, благодаря которому человек
получил возможность не только извлекать
необходимые материалы, но и создавать новые
вещества, которых нет в природе. Первая команда «Свойство». «Свойством
мы то называем, что без разрушения вещи отнятым
быть у нее и само отделиться не может. В камнях, к
примеру, – их вес, теплота – у огня, у воды – ее
влажность, у тел – осязаемость их, у пустого
пространства – неосязаемость» (из поэмы «О
природе вещей» Тита Лукреция Кара). Вторая команда «Изомеры». «Первоначала
вещей, как теперь ты легко убедишься, сходны
между собой по своим однородным фигурам. И стихи,
как ты непременно признаешь, разнятся между
собой и по смыслу, и также по звуку. Видишь, как
буквы сильны лишь одним измененьем порядка? Что
же до первоначал, то они еще больше имеют средств
для того, чтоб из них возникали различные вещи». Третья команда «Полимер». Это слово
образуется от «поли» и греч. meros – доля, часть.
Полимеры – продукты соединения одинаковых
молекул в одну укрупненную молекулу, в
результате изменяются свойства продукта.
Исходные молекулы – мономеры – образуют большую
макромолекулу. Это целлюлоза, крахмал,
натуральные каучуки, синтетические волокна,
лаки, пленки, клей – все они широко используются
в народном хозяйстве. Четвертая команда «Нефть». Нефть –
королева энергетики, один из наиболее
«титулованных» видов полезных ископаемых. В
ранний период истории человечества нефть
называли земным маслом. Общеизвестна фраза
Менделеева о «черном золоте», что «топить можно и
ассигнациями». Таким образом, ученый подчеркнул,
что нефть – ценное сырье для органических
синтезов. Слово «нефть» вошло в русский язык в
конце XVIII в. В Москву первая нефть была доставлена
в годы правления Бориса Годунова, ее добыли в
районе Ухты, и называлась она «густой водой
горящей». Учитель. Каждая команда представилась, начинаем наш аукцион. Цель каждой команды – «купить», значит, рассказать об использовании тех веществ, которые достанутся в ходе игры. Каждая команда получает конверт с заданием. Команде необходимо не только ответить правильно на все вопросы, но и получить дополнительные жетоны. Для этого можно задать вопрос соперникам по той теме, на которую они отвечают. Можно дополнить их ответы. Выигравшую команду ждет приз – торт «Полет». Представители команд участвуют в жеребьевке и с помощью волчка получают конверт, в котором находятся задания.
Во время подготовки учащихся к ответу – музыкальная пауза и загадки. Частушки
Загадки
Шутливая песенка
Гимн химиков
После музыкальной паузы каждая команда отвечает на вопросы, содержащиеся в конвертах. 1-й конверт.Т е м а «Этилен».1. Использование этилена (устно). Ответ. Этин. 3. Осуществите цепочку превращений: С СН4 СН3Сl С2H6 С2H4 С2H5OH. 4. Задача. На производство 1 т синтетического каучука требуется 1,5 т этилена. Сколько этилового спирта можно получить из этой массы этилена, если выход спирта составляет 95% от теоретически возможного? 2-й конверт.Т е м а «Каучуки».1. Использование диенов (устно). Ответ. Бутадиен. 4. Осуществите генетическую цепочку превращений: СН3 –СН3 СН3 –СН2Сl СН2=СН2 СH3 –СН2 –OН СH2=СH –СH=СH2 ( –СH2 –CH=CH–СH2–)n. 3-й конверт.Т е м а «Бензол».1. Использование бензола (устно). Ответ. Бензол. 3. Исходя из природного газа получите
нитробензол. 4-й конверт.Т е м а «Нефть».1. Использование нефти (устно). Затем члены жюри обсуждают ответы учащихся. В это время демонстрируется опыт «Крашение хлопчатобумажной ткани анилиновым красителем». Вопросы. Где впервые изобрели красители? В заключение – анализ прошедшего мероприятия, присуждение приза. Н.З.АРНАУТОВА, |