Конкурс "Я иду на урок"
Кислород. Оксиды. Горение
8 класс
Цели. Закрепить знания о свойствах,
получении и применении кислорода; показать
существование связи между свойствами и областью
применения кислорода; проконтролировать умение
учащихся проводить операции с использованием
валентности, составлять формулы химических
соединений и называть их; развивать способность
работать в коллективе.
Методы. Исследовательский,
частично-поисковый, мотивационно-стимулирующий.
Оборудование и реактивы. Штатив, лапка,
муфта, газоотводная трубка, пробирки, колба,
щипцы, спиртовка; углерод, перманганат калия.
Класс разделен на шесть групп, во главе каждой
– консультант, который ведет лист учета;
выбираются члены жюри.
План урока
I. Организационный момент: сообщение темы,
повторение правил техники безопасности.
II. Актуализация опорных знаний:
- химические свойства
кислорода;
- экспериментальная часть;
- работа с формулами оксидов;
- применение кислорода.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сообщение темы, повторение правил техники
безопасности.
II. Актуализация опорных знаний
Химические свойства кислорода
Учитель. Сегодня мы совершим
путешествие в страну Оксигению. По названию вы
сразу поняли, что мы едем за границу. Как и любая
поездка за границу, она начинается с таможенного
досмотра. Но наша страна необычная, поэтому и
таможенный досмотр будет необычным. В течение 6
мин вы должны продемонстрировать свои знания об
этой удивительной стране, доказав тем самым
право побывать в ней.
Ребята разгадывают кроссворд.
В зависимости от результатов первым двум группам
выдают золотые фишки лидера, двум следующим –
синие фишки преследователя, остальным выдают
зеленые фишки.
Учитель. Мы останавливаемся на первой
станции – «Информационной». Наша задача –
предложить такой проект герба чудесной страны
Оксигении, чтобы в нем нашли отражения
обозначения, аллотропные видоизменения,
физические свойства.
Ребята проектируют гербы страны Оксигения. Жюри
оценивает их.
Учитель. Слово для подведения итогов
предоставляется члену жюри.
Член жюри. За первое и второе место –
золотая фишка, за третье и четвертое – синяя
фишка, за пятое и шестое – зеленая.
Учитель. Следующая остановка
«Криминальная». Речь идет, как вы догадались о
стране, населенной необычными жителями.
Необычные они потому, что могли жить и
поодиночке, и семьями, причем семей могло быть
несколько.
Живет в этой стране один веселый господин, очень
гордый, но эмоциональный и впечатлительный.
Однако, несмотря на свою гордость, в случае
необходимости он всегда мог найти с жителями
этого города возможность контакта. Он со всеми
перезнакомился: с одними это не составляло труда,
с другими – требовалась специальная подготовка.
И после каждого контакта с этим господином
жители изменялись до такой степени, что их
невозможно было узнать. Они жили в ожидании его
очередного визита. Откупиться от напористого
господина смогли лишь богатые и благородные
жители этой страны да шайка разбойников.
Однажды, после посещения этим важным господином
одной знатной дамы, она так изменилась, что ее
никто не смог узнать: ее красота исчезла и вся она
почернела, и только экстрасенс смог восстановить
ее первоначальное состояние. Жители были в
панике. Последней каплей, переполнившей чашу
терпения жителей, было сообщение о том, что
важный господин хочет встретиться с
экстрасенсом. Он так и сказал: «Иду на гремучее
дело».
Жители всполошились. Они поняли, что речь идет о
покушении на экстрасенса и приняли единственно
верное решение: обратиться за помощью в
полицейское управление. На важного господина
было заведено уголовное дело.
Ваша задача – провести расследование и
установить личность господина, а также всех
причастных к этому делу.
За правильные ответы – золотые фишки, за ответы с
ошибкой – синие.
Экспериментальная часть
Учитель. Наша туристическая группа
прибывает на станцию «Экзотическая». У каждой
группы – по одному (в разобранном состоянии)
прибору для получения кислорода.
Вашей задачей является получение кислорода и
проведение реакции с углеродом. За работу,
сделанную без ошибок, – золотая фишка, с одной
ошибкой – синяя, с двумя ошибками – зеленая.
Устали? Давайте посетим казино «Оксид» – самое
крупное в этой загадочной стране.
Работа с формулами оксидов
(Индивидуальная работа по карточкам.)
Найти ошибки в формулах. 1-й вариант
а) Оксид серы(VI) – SO;
б) оксид натрия – NaO;
в) оксид железа(II) – FeO;
г) оксид хрома – SO;
д) оксид алюминия – AlO.
2-й вариант
а) Оксид фосфора(V) – РO;
б) оксид лития – LiO;
в) оксид углерода(IV) – CO;
г) оксид кальция – СаO;
д) оксид углерода(II) – CO. |
Найти ошибки в названиях. 1-й вариант
а) MgО – оксид магния;
б) FeO – оксид железа(II);
в) FeO – оксид железа(VI);
г) NO2 – оксид азота(I);
д) NO – оксид азота(II).
2-й вариант
а) FeО – оксид железа(II);
б) SO2 – оксид cеры(III);
в) СаO – оксид кальция;
г) NаO – оксид натрия;
д) MnO – оксид марганца. |
Применение кислорода
Учитель. К сожалению, время,
отведенное на наше путешествие, подходит к концу.
Нам осталось лишь сделать рекламу Оксигении,
чтобы эту страну посещали и другие туристы.
Задание: сделать рекламный
проспект «Применение кислорода».
Подведение итогов членами жюри.
Рефлексия. Выставление оценок.
Ю.Н.КАЗАНЦЕВ,
учитель химии
школы-гимназии № 4
(г. Сургут) |