переписка с читателемАлександр Порфирьевич Бородин –
|
Русские ученые-химики
|
1-й ученик. Медико-хирургическая
академия, открытая в Петербурге в конце XVIII в., ко
времени поступления в нее Бородина представляла
собой крупное высшее учебное заведение России и
видный центр естественно-научной мысли. В числе
ее профессоров были ученые с мировыми именами:
хирург Н.И.Пирогов, химик Н.Н.Зинин, эмбриолог и
географ К.М.Бэр, зоолог Ф.Ф.Брандт.
Впервые попав в обстановку учебного заведения,
Бородин стал заниматься со всей страстью.
Медицина увлекла его. Он учился легко, но
основательно, ничего не оставляя без внимания.
Переходил с курса на курс в числе наиболее
успевающих. Его, как одаренного студента, быстро
заметил профессор химии Николай Николаевич
Зинин, чье имя было хорошо известно и в России, и
далеко за ее пределами. Зинин был разносторонним
ученым. Он хорошо знал математику, увлекался
анатомией. Зинин быстро привязался к
талантливому юноше.
2-й ученик. Выпускник медицинского
отделения Императорской медико-хирургической
академии Бородин не зря считал служение химии
мечтой. Еще до официального окончания курса он
уже знал о своей будущей службе. Весна 1856 г.
Отлично сданы экзамены. Военное министерство
отдает распоряжение: прикомандировать
Александра Бородина ординатором ко Второму
военно-сухопутному госпиталю. Наступило время
самостоятельного врачевания, время быстрых
решений и ответственности за них. В 1858 г. Бородин
выдержал экзамен на степень доктора медицины и,
как проявивший особенную склонность к занятиям
естественными науками, особенно химией, был
оставлен в качестве ассистента при кафедре химии
для практических занятий со студентами II курса и
с молодыми врачами... Конференция академии
единогласно постановила просить ходатайства
президента академии об отправлении Бородина за
границу.
3-й ученик. В 1859 г. Бородин выехал в
Германию в Гейдельберг в научную командировку.
Этот городок славился старейшим университетом.
По приезду в Гейдельберг Бородин берет напрокат
фисгармонию, посещает концерты симфонического
оркестра. Жизнь молодых русских в Гейдельберге
течет на редкость смирно и однообразно. Целыми
днями работа, работа, работа. Они только
посмеиваются: «Наука требует жертв». Главный
авторитет, конечно, Менделеев. Неважно, что он еще
очень молод. Все дружно признают: талантище,
готовый химик. И вся эта учебная братия с
особенной благодарностью относится к Бородину.
Вот уж кто не даст заскучать от «музыкальной
голодухи». Играет все, что они попросят. Играет,
ни секунды не задумываясь, без нот. Сюда
приезжает Николай Николаевич Зинин. С приездом
Зинина для молодых ученых наступили поистине
восхитительные дни. Рассказывали о своих
работах, выслушивали отечественные новости и
спорили, спорили, увлекаясь, совершенно забывая о
разнице в возрасте и положении. Решили
отправиться в путешествие по горам – только так
можно во всей полноте прочувствовать красоту
Альп. Зинин, Менделеев и Бородин странствуют.
4-й ученик. Сентябрь 1860 г. С 3 по 6 сентября
в немецком городе Карлсруэ проходит
Международный конгресс химиков. Здесь
собираются ученые со всего мира. Россию
представляют семь человек. Среди них Зинин,
Менделеев и Бородин. Душевное состояние Бородина
в эти дни самое восторженное, он общается с
мировыми знаменитостями, вечерами – театр, от
серьезной оперы до народных балаганчиков.
Несколько месяцев в Париже Бородин знакомился с
различными химическими новшествами. Слушал
лекции, ставил опыты, разрабатывал свои
оригинальные идеи.
Учитель химии. И все-таки, как много он
сделал! 42 научные работы, среди которых немало
выдающихся, ряд впервые полученных химических
соединений, прогремевшая на весь мир опера
«Князь Игорь», могучие симфонии, романсы и песни,
нередко на слова самого Бородина (он был и
поэтом), блестящие статьи о музыке и музыкантах –
это неполный список того, что создал Бородин.
Учитель музыки. Сколько ему досталось
даров: могучий разум ученого, гений композитора,
литературные дарования. Ни одного таланта он не
зарыл в землю, все развил и отдал своему народу,
человечеству.
Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни
и энергии. Он много сделал, но мог бы сделать еще
больше, если бы ему хватило времени и если бы он
жил в другое время. Но этого ни одна волшебница не
могла ему дать.
Учитель химии. Бородин совмещал в себе
то, что обычно считают несовместимым. Невольно
возникает вопрос: как мог он быть одновременно
химиком и композитором? Ведь это такие разные,
далекие одна от другой области. Но так ли они
далеки, как кажется? Солнце творческого разума
освещает дорогу и науке, и искусству, когда они
ищут правду жизни.
Звучит музыка – симфония «Богатырская».
Г.С.НОВИКОВА,
учитель химии,
С.А.ЮРКИН,
учитель музыки школы № 4
(г. Ростов, Ярославская обл.)