Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №31/2003

переписка с читателем

Александр Порфирьевич Бородин –
композитор и химик

Конспект интегрированного урока
музыки и химии

Вступление

Звучит музыка из оперы «Князь Игорь».

Учитель химии. «Первоклассный химик, которому многим обязана химия...», «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе...» – так говорили современники Д.И.Менделеев и В.В.Стасов об одном и том же человеке – об Александре Порфирьевиче Бородине. Бородин был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом, и передовым общественным деятелем. Две страсти владели Бородиным с детских лет – к химии и к музыке.
Учитель музыки. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не дает ему заниматься музыкой.
«Множество дел по профессуре и женским медицинским курсам вечно мешали ему», – говорил Н.А.Римский-Корсаков.
«К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория, а отчасти и домашние дела страшно отвлекали Бородина от великого дела», – сетовал В.В.Стасов.
«Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии», – писал Д.И.Менделеев.

Первые встречи с музыкой

1-й ученик. Место действия – Петербург гоголевских времен, с будочниками у полосатых будок, с масляными фонарями, с хриплым пением шарманки. (Играет шарманка.)
Во двор дома № 13/15 на Глазовской улице входит старик-шарманщик. Он снимает с плеча потертый ремень; маленькая девочка, его постоянная спутница, может быть, внучка, поднимает над головой бубен. При первых же звуках шарманки со всех сторон сбегаются дети, словно стадо на зов пастуха. Разинув рты, смотрят они на таинственный ящик, из которого старик каким-то чудом извлекает настоящую музыку, то веселую, плясовую, то какую-то жалобную, что хоть плачь.
Среди маленьких слушателей и Саша Бородин, который живет в этом доме. Саша ухитряется различить в ее дребезжании и скрипении, в мерных ударах бубна все оттенки мелодии и ритма. Шарманщик давно ушел, но Саша о нем не забыл. К великому удивлению и удовольствию домашних, он представляет шарманщика.
Звучит музыка.

Домашнее музицирование

2-й ученик. Попробуем представить себе, хоть в малой степени, музыкальную атмосферу того времени. Музыка живет повсюду – от самых скромных комнаток до великосветских гостиных и салонов.
Здесь собираются по определенным дням. Славятся понедельники такого-то, вторники такого-то, среда... и так до конца недели. По понедельникам у князя Владимира Федоровича Одоевского собирается цвет литературного, художественного и музыкального кругов. Это замечательные и громкие имена XIX в. А каков хозяин? Энциклопедические знания сочетаются с редкой сердечной добротой. Превосходный литератор, умнейших педагог, незаурядный музыкант.
Кроме того, во время Великого Поста всегда исполняют концерты духовной музыки в Певческой капелле у Певческого моста, на Мойке. Не забудем и о павловском вокзале. В Павловске построен нарядный павильон, где играет то хор духовной музыки, то оркестр под управлением Гунгля. Гуляет, чтобы себя показать и на людей посмотреть, чинная публика, а между тем музыка оказывает свое благородное влияние на сию публику. Играют и Ф.Мендельсона, и модные пьесы И.Штрауса, и особенно любимый публикой «Вальс-фантазию» М.И.Глинки, и много, много еще другого, что ласкает слух истинного любителя.
Фрагмент видеофильма.

3-й ученик. Обратимся вновь к Александру Бородину. В доме все шло заведенным порядком – науки, музыка, танцы. Авдотья Константиновна, мать Саши, чувствовала, как порой ему не хватало товарищей в играх, науках. Однажды близкий к дому человек попросил приютить сына его друзей. Отец Миши Щиглева – так звали мальчика – преподавал математику в Александровском лицее. На время подготовительных занятий мальчик поселился в доме Бородиных.
Умная, практичная, энергичная женщина, Авдотья Константиновна обладала педагогическим чутьем. Всячески балуя маленького Сашу, она вдумчиво руководила его воспитанием. Саша рано научился читать, стал заниматься языками. Заметив возрастающий интерес и очевидную любовь к музыке, Авдотья Константиновна наняла для Саши учителя музыки. Ученик оказался способным. Саша сначала переписывал пьесы для разучивания. Вскоре появилось желание самому писать музыку. Первым сочинением девятилетнего Саши была полька «Елена». Он написал польку, вдохновленный одной взрослой особой, в которую влюбился. Особым успехом был отмечен 1849 г., когда стараниями близких семье лиц удалось издать несколько пьес юного композитора.
Фрагмент видеофильма.

4-й ученик. Помимо учения и музицирования у юноши находилось время и для других дел. Расширялись и становились все серьезнее занятия химией. Уже к 14-летнему возрасту у Саши в доме образовалась целая лаборатория. Запахи всевозможных химикатов, яркие вспышки во время реакций, взрывы и т. п. не на шутку беспокоили Авдотью Константиновну, она все время боялась пожара. Летом 1850 г. Бородин отлично сдает экзамены на аттестат зрелости при Первой петербургской гимназии, а в сентябре поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии.
Звучит музыка.

Годы учения

Русские ученые-химики в Гейдельберге (1859–1860). Слева направо: Н.Житинский, А.П.Бородин, Д.И.Менделеев, В.И.Олевинский
Русские ученые-химики
в Гейдельберге (1859–1860).
Слева направо:
Н.Житинский, А.П.Бородин,
Д.И.Менделеев, В.И.Олевинский

1-й ученик. Медико-хирургическая академия, открытая в Петербурге в конце XVIII в., ко времени поступления в нее Бородина представляла собой крупное высшее учебное заведение России и видный центр естественно-научной мысли. В числе ее профессоров были ученые с мировыми именами: хирург Н.И.Пирогов, химик Н.Н.Зинин, эмбриолог и географ К.М.Бэр, зоолог Ф.Ф.Брандт.
Впервые попав в обстановку учебного заведения, Бородин стал заниматься со всей страстью. Медицина увлекла его. Он учился легко, но основательно, ничего не оставляя без внимания. Переходил с курса на курс в числе наиболее успевающих. Его, как одаренного студента, быстро заметил профессор химии Николай Николаевич Зинин, чье имя было хорошо известно и в России, и далеко за ее пределами. Зинин был разносторонним ученым. Он хорошо знал математику, увлекался анатомией. Зинин быстро привязался к талантливому юноше.
2-й ученик. Выпускник медицинского отделения Императорской медико-хирургической академии Бородин не зря считал служение химии мечтой. Еще до официального окончания курса он уже знал о своей будущей службе. Весна 1856 г. Отлично сданы экзамены. Военное министерство отдает распоряжение: прикомандировать Александра Бородина ординатором ко Второму военно-сухопутному госпиталю. Наступило время самостоятельного врачевания, время быстрых решений и ответственности за них. В 1858 г. Бородин выдержал экзамен на степень доктора медицины и, как проявивший особенную склонность к занятиям естественными науками, особенно химией, был оставлен в качестве ассистента при кафедре химии для практических занятий со студентами II курса и с молодыми врачами... Конференция академии единогласно постановила просить ходатайства президента академии об отправлении Бородина за границу.
3-й ученик. В 1859 г. Бородин выехал в Германию в Гейдельберг в научную командировку. Этот городок славился старейшим университетом. По приезду в Гейдельберг Бородин берет напрокат фисгармонию, посещает концерты симфонического оркестра. Жизнь молодых русских в Гейдельберге течет на редкость смирно и однообразно. Целыми днями работа, работа, работа. Они только посмеиваются: «Наука требует жертв». Главный авторитет, конечно, Менделеев. Неважно, что он еще очень молод. Все дружно признают: талантище, готовый химик. И вся эта учебная братия с особенной благодарностью относится к Бородину. Вот уж кто не даст заскучать от «музыкальной голодухи». Играет все, что они попросят. Играет, ни секунды не задумываясь, без нот. Сюда приезжает Николай Николаевич Зинин. С приездом Зинина для молодых ученых наступили поистине восхитительные дни. Рассказывали о своих работах, выслушивали отечественные новости и спорили, спорили, увлекаясь, совершенно забывая о разнице в возрасте и положении. Решили отправиться в путешествие по горам – только так можно во всей полноте прочувствовать красоту Альп. Зинин, Менделеев и Бородин странствуют.
4-й ученик. Сентябрь 1860 г. С 3 по 6 сентября в немецком городе Карлсруэ проходит Международный конгресс химиков. Здесь собираются ученые со всего мира. Россию представляют семь человек. Среди них Зинин, Менделеев и Бородин. Душевное состояние Бородина в эти дни самое восторженное, он общается с мировыми знаменитостями, вечерами – театр, от серьезной оперы до народных балаганчиков. Несколько месяцев в Париже Бородин знакомился с различными химическими новшествами. Слушал лекции, ставил опыты, разрабатывал свои оригинальные идеи.
Учитель химии. И все-таки, как много он сделал! 42 научные работы, среди которых немало выдающихся, ряд впервые полученных химических соединений, прогремевшая на весь мир опера «Князь Игорь», могучие симфонии, романсы и песни, нередко на слова самого Бородина (он был и поэтом), блестящие статьи о музыке и музыкантах – это неполный список того, что создал Бородин.
Учитель музыки. Сколько ему досталось даров: могучий разум ученого, гений композитора, литературные дарования. Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу, человечеству.
Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии. Он много сделал, но мог бы сделать еще больше, если бы ему хватило времени и если бы он жил в другое время. Но этого ни одна волшебница не могла ему дать.
Учитель химии. Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. Невольно возникает вопрос: как мог он быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу и науке, и искусству, когда они ищут правду жизни.
Звучит музыка – симфония «Богатырская».

Г.С.НОВИКОВА,
учитель химии,

С.А.ЮРКИН,
учитель музыки школы № 4
(г. Ростов, Ярославская обл.)

Рейтинг@Mail.ru