Я иду на урокФерментыИнтегрированный урок по химии и биологииЦель. Комплексное изучение
биохимической природы ферментов. План урока
3. Лабораторный опыт «Открытие фермента
каталазы». ХОД УРОКА1. Проверка знаний учащихсяВ начале урока проводится интегрированный письменный зачет по теме «Белки». Работа с заданиями-измерителями по карточкам. 2. Изложение нового материалаФерменты (энзимы) – это специфические
белки глобулярной природы, которые присутствуют
во всех живых организмах и играют роль
биологических катализаторов. (Вспомнить, что
такое катализаторы.) Одна молекула уреазы за 1 секунду расщепляет до
30 000 молекул мочевины. Не будь катализатора, на
расщепление потребовалось бы примерно 30 млн лет.
Ферментам свойственна высокая активность, но она
меняется в зависимости от рН (концентрации ионов
водорода), температуры, давления.
Механизм действия ферментов. Взаимодействие субстрата (S) c ферментом впервые изучил немецкий ученый Эмиль Фишер. Он высказал гипотезу (1880), согласно которой субстрат подходит активному центру фермента как «ключ к замку» (рис. 2).
Образовавшиеся продукты по форме уже не соответствуют активному центру. Они отделяются от «замка» фермента и поступают в окружающую среду, после этого освободившийся активный центр может принимать новые молекулы субстрата. Названия ферментов производят от названий
субстратов, на которые они действуют, по схеме: тип
катализируемой данным ферментом реакции +
название одного из продуктов реакции (или одного
из ее участников) с прибавлением окончания -аза. Тип реакции аланина с 2-оксоглутаровой кислотой в присутствии фермента трансаминазы – транспорт аминогруппы (рис. 3). Название фермента: 2-оксоглутаратаминотрансфераза.
Вывод. По названию фермента можно понять сущность реакции. 3. Лабораторный опыт
|
Рис. 4.
|
Фермент каталаза катализирует расщепление пероксида водорода с образованием молекул воды и кислорода:
Расщепляя Н2О2, каталаза играет защитную роль. Она обезвреживает ядовитое вещество (пероксид водорода), которое непрерывно образуется в клетке в процессе жизнедеятельности. Активность фермента очень высока: при 0 °С – 1 молекула катализатора разлагает за 1 секунду до 40 000 молекул Н2О2.
Задание 2. Выполнить практическую часть.
1. Прилейте по 2 мл Н2О2 в пять
пробирок с:
а) сырой печенью;
б) вареной печенью;
в) сырым картофелем;
г) вареным картофелем;
д) песком.
2. На предметное стекло в каплю воды положите лист
элодеи и рассмотрите его под микроскопом.
3. Нанесите на лист элодеи две капли пероксида
водорода и под микроскопом наблюдайте бурное
выделение пузырьков кислорода из клеток листа
элодеи.
4. Заполните таблицу. Ответьте на вопросы.
- Чем обусловлено расщепление пероксида водорода в пробирках с кусочками сырой печени, сырого картофеля и при действии пероксида водорода на лист элодеи?
- Какие уровни организации молекулы белка-фермента каталазы разрушаются при варке картофеля и печени в нашем опыте и разрыв каких молекулярных связей привел к денатурации этого белка?
- Почему расщепление пероксида водорода в пробирках с кусочками вареного картофеля и печени, а также в пробирке с песком не наблюдалось?
Сказ о дележе наследства
Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Он собрал своих сыновей и объявил им свою последнюю волю: «Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти половину верблюдов. Среднему сыну я завещаю треть всех верблюдов. Но и мой младший, любимый сын должен получить свою долю — одну девятую часть стада».
Сказав это, старый араб умер. Похоронив отца, три брата стали делить верблюдов. Но исполнить волю отца они не смогли: невозможно было разделить 17 верблюдов ни пополам, ни на три части, ни на девять частей. Но тут через пустыню проходил дервиш. Бедный, как все ученые, он вел с собой черного облезлого верблюда, нагруженного книгами. Братья обратились к нему за помощью. И дервиш сказал: «Выполнить волю вашего отца очень просто. Я дарю вам моего верблюда, а вы попробуйте разделить наследство». У братьев оказалось 18 верблюдов, и все разрешилось. Старший сын получил половину верблюдов – 9, средний – треть стада – 6 и младший сын получил свою долю – двух верблюдов.
Но 9, 6 и 2 дают 17, и после дележа оказался лишний верблюд — старый облезлый верблюд ученого. И дервиш сказал: «Отдайте мне назад моего верблюда за то, что я помог разделить вам наследство, а то мне придется самому тащить книги через пустыню».
Вот этот черный верблюд и подобен ферменту. Он сделал возможным такой процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений. Это действительно основное свойство ферментов, да и вообще всякого катализатора. Ферменты – это прежде всего катализаторы.Таблица
Результаты эксперимента
4. Вопросы для закрепления
Теперь вспомним, о чем шла речь на сегодняшнем уроке.
1. Что такое ферменты?
2. Перечислите свойства ферментов.
3. В чем выражается специфичность ферментов?
4. Что лежит в основе механизма взаимодействия субстрата и фермента?
5. Каковы принципы номенклатуры ферментов?
6. Назовите классы ферментов и укажите реакции, которые они катализируют.
7. В чем сходство и отличие фермента и гормона?
ЛИТЕРАТУРА
Батуев А.С., Гуленкова М.А. и др. Биология.
Большой справочник для школьников и поступающих
в вузы. М.: Издательский дом «Дрофа», 1999, с. 116;
Биология (приложение к газете «Первое сентября»),
1999, № 15;
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990,
т. 1, с. 195–209;
Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и
ответах. М.: Просвещение, 1996, с. 38;
Ермолаев М.В. Биологическая химия. М.:
Медицина, 1983, с. 92–114;
Кемп П., Арис К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988,
с. 251–253;
Корсунская В.М., Мироненко Г.Н., Мокеева З.А.,
Верзилин Н.М. Уроки общей биологии. М.:
Просвещение, 1986,
с. 137–141;
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей
биологии. М.: Просвещение, 1981, с. 81–82, 91–92;
Овчинников Ю.А., Шамин А.Н. Строение и функции
белков. (Библиотека Детской энциклопедии.) М.:
Педагогика, 1983, с. 49–74;
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия-11. М.:
Просвещение, 1998.
Д.В.КУЗНЕЦОВА,
учитель химии,
Д.А.ОРЛОВА,
учитель биологии
Возжаевской школы № 1
(пос. Возжаевка, Белогорский р-н,
Амурская обл.)