Методическое
пособие
для
преподавателей
химии |
МЕТОДИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
|
Продолжение. Начало см. в № 27–28/2003
§ 1.2. Виды химического эксперимента
Химический эксперимент имеет важное значение
при изучении химии. Различают учебный демонстрационный
эксперимент, выполняемый в основном
преподавателем на демонстрационном столе, и ученический
эксперимент – практические работы,
лабораторные опыты и экспериментальные задачи,
которые проводят учащиеся на своих рабочих
местах. Своеобразным видом эксперимента
является мысленный эксперимент.
Демонстрационный
эксперимент проводится главным образом
при изложении нового материала для создания у
школьников конкретных представлений о
веществах, химических явлениях и процессах, а
затем для формирования химических понятий. Он
позволяет за небольшой промежуток времени
сделать понятными важные выводы или обобщения из
области химии, научить выполнять лабораторные
опыты и отдельные приемы и операции.
Внимание
учащихся направлено на выполнение опыта и
изучение его результатов. Они не будут пассивно
наблюдать проведение опытов и воспринимать
излагаемый материал, если преподаватель,
демонстрируя опыт, сопровождает его
объяснениями. Тем самым он сосредоточивает
внимание на опыте, приучает наблюдать явление во
всех подробностях. В этом случае все приемы и
действия преподавателя воспринимаются не как
волшебные манипуляции, а как необходимость, без
которой выполнить опыт практически невозможно.
При демонстрационных опытах по сравнению с
лабораторными наблюдения явлений проходят более
организованно. Но демонстрации не вырабатывают
необходимые экспериментальные умения и навыки,
поэтому должны дополняться лабораторными
опытами, практическими работами и
экспериментальными задачами.
Демонстрационный эксперимент проводится в
следующих случаях:
- в распоряжение учащихся
невозможно предоставить необходимое количество
оборудования;
- опыт сложный, его не могут
провести сами школьники;
- учащиеся не владеют нужной
техникой для проведения данного опыта;
- опыты с небольшим количеством
веществ или в небольшом масштабе не дают
должного результата;
- опыты представляют опасность
(работа с щелочными металлами, с применением
электрического тока высокого напряжения и др.);
- необходимо увеличить темп
работы на уроке.
Естественно, что каждый демонстрационный опыт
имеет свои особенности в зависимости от
характера изучаемого явления и конкретной
учебно-воспитательной задачи. В то же время
химический демонстрационный эксперимент должен
отвечать следующим требованиям:
- быть наглядным (все, что
делается на демонстрационном столе, должно быть
хорошо видно всем учащимся);
- быть простым по технике
проведения и доступным для понимания;
- проходить удачно, без срывов;
- заранее подготавливаться
преподавателем так, чтобы ребята легко
воспринимали его содержание;
- быть безопасным.
Педагогическая эффективность
демонстрационного эксперимента, влияние его на
знания и экспериментальные умения и навыки
зависят от техники эксперимента. Под этим
понимается совокупность приборов и устройств,
специально созданных и применяемых в
демонстрационном эксперименте. Преподавателю
следует изучить оборудование кабинета в целом и
каждый прибор в отдельности, отработать технику
демонстрирования. Последняя представляет собой
совокупность приемов обращения с приборами и
аппаратами в процессе подготовки и проведения
демонстраций, которые обеспечивают их
успешность и выразительность. Методика
демонстрирования – совокупность приемов,
обеспечивающих эффективность демонстрации,
наилучшее ее восприятие. Методика и техника
демонстрирования тесно связаны между собой и
могут быть названы технологией
демонстрационного эксперимента.
Очень важное значение при проведении
демонстрационных опытов имеет предварительная
проверка каждого опыта с точки зрения техники
выполнения, качества реактивов, хорошей
видимости учащимися приборов и явлений, в них
происходящих, гарантии безопасности. Иногда
целесообразно на демонстрационный стол
выставлять два прибора: один – собранный и
готовый к действию, другой – в разобранном виде,
чтобы, используя его, лучше объяснить устройство
прибора, например аппарат Киппа, холодильник и
др.
Нужно всегда помнить, что всякий неудавшийся при
демонстрации опыт подрывает авторитет
преподавателя.
Лабораторные
опыты – вид самостоятельной работы,
предполагающий выполнение химических опытов на
любом этапе урока для более продуктивного
усвоения материала и получения конкретных,
осознанных и прочных знаний. Кроме того, во время
лабораторных опытов совершенствуются
экспериментальные умения и навыки, т. к. ученики
работают в основном самостоятельно. Выполнение
опытов занимает не весь урок, а только часть его.
Лабораторные опыты проводят чаще всего для
знакомства с физическими и химическими
свойствами веществ, а также для конкретизации
теоретических понятий или положений, реже – для
получения новых знаний. Последние всегда
содержат определенную познавательную задачу,
которую учащиеся должны решить
экспериментально. Это вносит элемент
исследования, активизирующий мыслительную
деятельность школьников.
Лабораторные
опыты в отличие от практических работ знакомят с
небольшим количеством фактов. Кроме того, они не
полностью овладевают вниманием учащихся, как
практические занятия, т. к. после
непродолжительного по времени самостоятельного
выполнения работы (опыта) ученики должны быть
снова готовы к восприятию объяснения
преподавателя.
Лабораторные опыты сопровождают изложение
учебного материала преподавателем и так же, как и
демонстрации, создают у учащихся наглядные
представления о свойствах веществ и химических
процессах, приучают обобщать наблюдаемые
явления. Но в отличие от демонстрационных
экспериментов они вырабатывают также
экспериментальные умения и навыки. Однако не
всякий опыт может быть проведен как лабораторный
(например, синтез аммиака и др.). И не всякий
лабораторный опыт эффективнее
демонстрационного – на проведение многих
лабораторных опытов требуется больше времени,
причем продолжительность непосредственно
зависит от качества сформированных
экспериментальных умений и навыков. Задача
лабораторных опытов – как можно быстрее
познакомить учащихся с изучаемым конкретным
явлением (веществом). Применяемая при этом
техника сводится к выполнению учениками 2–3
операций, что, естественно, ограничивает
возможности формирования практических умений и
навыков.
Подготовка лабораторных опытов должна
проводиться более тщательно, чем
демонстрационных. Это связано с тем, что всякая
небрежность и упущение может привести к
нарушению дисциплины всего класса.
Нужно стремиться к тому, чтобы лабораторную
работу выполнял каждый ученик в отдельности. В
крайнем случае можно допускать, чтобы один
комплект оборудования приходился не больше чем
на двоих. Это способствует лучшей
организованности и активности детей, а также
достижению цели лабораторной работы.
После выполнения опытов должен быть проведен их
анализ и сделана краткая запись проделанной
работы.
Практическая
работа – вид самостоятельной работы,
когда ученики выполняют химические опыты на
определенном уроке после изучения темы или
раздела курса химии. Она способствует
закреплению полученных знаний и развитию умения
применять эти знания, а также формированию и
усовершенствованию экспериментальных умений и
навыков.
Практическая
работа требует от учащихся большей
самостоятельности, чем лабораторные опыты. Это
связано с тем, что ребятам предлагается дома
познакомиться с содержанием работ и порядком их
выполнения, повторить теоретический материал,
имеющий непосредственное отношение к работе.
Практическую работу ученик выполняет
самостоятельно, что способствует повышению
дисциплины, собранности и ответственности. И
только в отдельных случаях, при недостатке
оборудования, можно разрешать работать группами
по два человека, но желательно не более.
Роль преподавателя на практических работах
заключается в наблюдении за правильностью
выполнения опытов и правил техники безопасности,
за порядком на рабочем столе, в оказании
индивидуально-дифференцированной помощи.
Во время практической работы учащиеся
записывают результаты опытов, а в конце урока
делают соответствующие выводы и обобщения.
В.Я.ВИВЮРСКИЙ |