Медицинская химия.
|
Теофраст
|
Борьба, начатая им, продолжается и после его
смерти. Сущность его реформы состоит в том, что он
ставит во главу угла химию и вместо лекарств
растительного происхождения начинает применять
химические препараты, в том числе и
сильнодействующие. Новое направление в медицине
и фармации быстро распространяется и, будучи
одним из проявлений Реформации, приобретает все
большее число сторонников и приверженцев в
протестантских государствах; католическая
церковь вносит сочинения Парацельса в список
запрещенных книг, а парижский парламент в 1566 г.
запрещает пользование средствами Парацельса и
одновременно выражает порицание всяким
нововведениям в медицине.
Взгляды Парацельса на медицину – следствие его
общего мировоззрения. Он исходит из
представления о мире как о едином целом,
состоящем из одних и тех же основных начал и
управляемом во всех своих частях одними и теми же
законами. Человеческий организм – химическая
лаборатория; болезнь – нарушение правильной
деятельности этой лаборатории, происходящее
вследствие недостатка или избытка каких-нибудь
веществ; задача врача — восстановить правильное
соотношение, введя в организм необходимые
химические препараты.
Сближая таким образом медицину с химией,
Парацельс дает последней новое направление. Не
превращение металлов в золото, а приготовление
лекарств должно, по Парацельсу, быть целью химии.
С первого взгляда кажется, что в этом
предположении Парацельса не заключается
переворота, но вспомним, что в течение
тысячелетия усилия алхимиков были направлены на
осуществление определенной цели, что все
содержание науки видели именно в этом и что
алхимические теории целиком построены на
представлении о превращении металлов.
Парацельс не высказывал отрицательного
отношения к алхимической доктрине, он даже
уверял, что знает секрет «философского камня» и
умеет превращать металлы, в доказательство чего
демонстрировал «превращение» железа в медь при
погружении ножа в раствор медного купороса (при
этом железо переходит в раствор, вытесняя из
последнего медь, осаждающуюся на поверхности
лезвия).
Очевидно, что со стороны Парацельса такая
терпимость по отношению к алхимии была
тактическим приемом: он хотел сосредоточить
огонь своего нападения на медицине и, кроме того,
извлекал выгоду из веры современников в
превращения металлов. Но нет никакого сомнения в
том, что Парацельс сам не заблуждался в этом
вопросе. Сказанные им по другому поводу слова,
«что теория, не доказанная опытом, все равно, что
святой, не совершивший чуда», целиком могут быть
приложены к превращению металлов в золото.
Не вступая в открытую борьбу с алхимией,
Парацельс вносит существенные изменения в
представления алхимиков о природе металлов;
составные части последних, по Парацельсу, –
ртуть, сера (два начала). Как мы уже знаем, мысль о
третьем начале – соли – возникла раньше, но не
приняла достаточно определенного выражения.
Парацельс третьим началом обозначает
огнестойкую часть веществ. Из трех начал, по
Парацельсу, состоит вся природа. В этом положении
Парацельса сказывается его наблюдательность и
способность к обобщениям: в самом деле, при
действии огня на различные вещества часть
сгорает, часть улетучивается, не сгорая, и,
наконец, часть остается, не подвергаясь в
дальнейшем изменению от огня. Таков смысл трех
начал, и введение Парацельсом третьего начала –
соли – привлекает внимание к веществам, не
изменяющимся от огня, – к минеральной части
организмов, а также к минералам. Это вскоре дало
практические результаты.
Со времени Парацельса благодаря произведенному
им объединению химии с медициной и фармацией
начинается новый период в истории химии — период
ятрохимический, или медицинской химии.
Из душной монастырской кельи химия
перекочевывает к врачу и аптекарю, в обстановку
более благоприятную для ее дальнейшего развития.
Среди представителей ятрохимического периода
выделяются своими трудами А.Либавий, Г.Агрикола,
Б.Палисси, И.Глаубер и некоторые другие. Эти
ученые развивают различные отделы прикладной
химии. Металлургия, красильное производство и в
особенности фармацевтическая химия делают в
рассматриваемую эпоху значительные успехи.
Но из всех позднейших представителей ятрохимии
самым выдающимся был, бесспорно, Ян Баптист ван
Гельмонт.
Ян Батист
|
Ван Гельмонт родился в Брюсселе в 1579 г. В
юности он изучал богословие, а затем обратился к
медицине. Будучи в начале своей медицинской
практики противником школы Парацельса, Гельмонт
вскоре убеждается в преимуществах ятрохимии и
примыкает к ней. Жизнь и характер этого человека
прямо противоположны всему тому, что мы знаем об
основателе ятрохимии – Парацельсе. Гельмонт
получил основательное образование, но отказался
от степени магистра, не придавая значения
всякого рода отличиям. В противоположность
беспутному пьянице Парацельсу Гельмонт –
человек строго умеренного образа жизни.
Некоторое время он занимался врачебной
практикой и много путешествовал, но затем
вернулся на родину, поселился в деревне и стал
заниматься исключительно наукой.
В своей работе Гельмонт, будучи горячим
сторонником основной идеи ятрохимии –
применения химических препаратов, отказывается
от крайних взглядов Парацельса и его наиболее
рискованных средств. В области химии Гельмонт
проводит интересные исследования и высказывает
некоторые положения, далеко опережающие его
время.
Гельмонт в своих взглядах на строение материи
делает шаг, на который не отваживался Парацельс.
Он отрицает не только четыре элемента
Аристотеля, но и три начала Парацельса. Сторонник
эксперимента, он не может удовлетвориться
приведением всего многообразия веществ живой и
мертвой природы к трем воображаемым началам и
полагает, что в состав всех веществ входят не
предполагаемые носители определенных свойств, а
реальные вещества. Этим утверждением Гельмонт
положил начало учению о химических элементах.
Однако все это не помешало ему уверовать в
«философский камень» после того, как какой-то
неизвестный алхимик произвел при нем
«превращение» ртути в золото.
Вообще у Гельмонта мы находим довольно
причудливое сочетание здравых мыслей с
предрассудками его времени; иногда его ложные
взгляды являются результатом очень интересно
задуманных и выполненных, но неправильно
истолкованных опытов.
В этом отношении интересен с исторической точки
зрения такой опыт, имевший целью выяснить,
«откуда берется вещество растения».
«Я насыпал, – говорит Гельмонт, – в глиняный
сосуд 200 фунтов земли, высушенной в печи, и
посадил в нее ивовую ветвь, весившую 5 фунтов. По
прошествии пяти лет выросшая ива весила 169 фунтов
и 3 унции. Сосуд поливался, когда оказывалось
нужным, всегда дождевой или перегнанной водой.
Сосуд был широк и зарыт в землю, а для того, чтобы
предохранить его от пыли, я его закрыл жестяным
листом с большим количеством отверстий... Я не
взвешивал листьев, которые потеряло растение в
четыре предшествующие осени... Наконец я вновь
высушил землю и нашел, что она весила те же 200
фунтов без двух унций. Значит, одной воды было
достаточно, чтобы образовать 164 фунта древесины,
коры и корней».
Такой опыт мог провести только лишь
экспериментатор, применяющий в своей работе закон
сохранения материи. Гельмонт этим опытом
опровергает возможность образования вещества
растения из ничего и пользуется при этом весами
– тем инструментом, постоянное применение
которого создало через 150 лет такую славу
Лавуазье.
Вывод, сделанный Гельмонтом из опыта, что
растение берет свое вещество из воды, –
неправилен, т. к. пищу растения составляет
диоксид углерода (углекислый газ) воздуха,
которому и принадлежит главная роль.
По удивительному совпадению эту ошибку совершил
ученый, которому именно и принадлежит открытие
углекислого газа, названного им «лесной газ». Ему
же принадлежит и введение в науку понятия о газах
и самого слова «газ», произведенного им от
греческого слова – хаос, что дает некоторое указание на
существование у Гельмонта представления о
хаотическом движении частиц.
*Реформация – общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против католической церкви. Реформация положила начало протестантизму.
П.А.КОШЕЛЬ