Я иду на урок
Углеводороды
Обобщающий урок
10 класс с углубленным
изучением химии
Цели. Повторить, обобщить и закрепить
знания и умения, полученные при изучении данной
темы; уметь классифицировать углеводороды,
сравнивать их состав, строение, свойства;
устанавливать причинно-следственные связи
(состав, строение, свойства, применение).
Уметь разъяснять на примерах причины
многообразия органических веществ, материальное
единство неорганических и органических веществ.
Уметь составлять уравнения химических реакций,
раскрывающих генетические связи между
углеводородами различных гомологических рядов.
Развивать познавательную активность, используя
нестандартные задания; вырабатывать навыки
логического мышления, а также делать выводы;
объяснять ход эксперимента, выделять главное,
сравнивать, обобщать.
Прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью
на современном этапе.
Развивать навыки, необходимые при работе с
дополнительной литературой и оформлении
рефератов.
Оборудование. Модели всех
представителей углеводородов, таблицы
генетической взаимосвязи углеводородов.
Девиз урока. «Момент отрицания
понимается диалектикой как преодоление прежней
ступени развития с удержанием всего ценного и
положительного, что было создано на предыдущих
этапах развития».
ХОД УРОКА
Учитель. Мы закончили изучение темы
«Углеводороды». Сегодня на уроке обобщим знания
по строению, свойствам, изомерии данных
соединений.
Любые природные предметы и явления изучаются в
их взаимосвязи. Среди множества видов связей
можно выделить такие, которые указывают, что
первично, а что вторично, как одни объекты или
явления порождают другие. Такие виды связей
называются генетическими.
Между гомологическими рядами углеводородов
существует генетическая связь, которая
обнаруживается в процессе взаимного превращения
этих веществ.
Первый вопрос, который мы рассматриваем, – это состав
и классификация углеводородов.
Укажите класс соединений, вид гибридизации, угол
между связями, расстояние между ядрами для
следующих соединений (задание заранее оформлено
на доске):
Ученик выполняет задание у доски, остальные – в
тетрадях.
Учитель. При изучении строения
углеводородов вы познакомились с - и -связями. Строение соединений зависит
от наличия этих связей. -связь менее прочная, чем -связь. Энергия двойной
связи E = 607 кДж/моль меньше удвоенной энергии
-связи, E =
347,46 (кДж/моль)•2 = 694,9 кДж/моль. Тройная связь (E
= 828,98 кДж/моль) также менее прочная, чем утроенная -связь.
Двойная связь короче ординарной, тройная –
короче двойной:
Сопряженные связи следует рассматривать как
единую молекулярную p-электронную систему, по
свойствам напоминающую обычную двойную связь (на
доске):
Одно из общих свойств углеводородов – наличие
явления изомерии.
Вопросы классу:
- Какое явление называется
изомерией?
- Какие виды изомерии бывают?
- Для каких углеводородов
характерна пространственная изомерия?
- Какие углеводороды проявляют
изомерию классов?
Ученик у доски выполняет задание, среди
приведенных выше соединений он называет изомеры
и гомологи, остальные учащиеся выполняют задания
в тетрадях.
Индивидуальная работа по карточкам
Учитель. Порядок соединения атомов
влияет прежде всего на свойства веществ.
Давайте убедимся в этом на примере химических
реакций:
Ученик выполняет задание у доски, остальные
– в тетрадях.
Учитель. Какие механизмы протекания
химических реакций мы рассматривали при
изучении свойств углеводородов?
Учащиеся рассказывают о различиях
радикального и ионного механизмов протекания
реакций.
Учитель. В полученных вами карточках
приведен продукт химической реакции. Какие
вещества для его получения вступают в реакцию,
при каких условиях? Укажите тип реакции.
Индивидуальное задание по карточкам
I вариант
а) ...
бутанол-2;
б) ... С6Н5NO2
+ H2O;
в) ... С8Н16;
г) ... С9Н19Cl.
II вариант
а) ... С6Н5HSO3
+ H2O;
б) ... С6Н4HSO3СН3
+ H2O;
в) ... С6Н10;
г) ... С3Н8.
|
Учащиеся, которые успешно занимаются
химией, выполняют индивидуально-групповые
задания по темам:
- «Сходство и различия в
строении бутадиена и бензола».
- «Сходство и различия в
строении предельных углеводородов и бензола».
- «Сходство и различия в
строении алкенов и бензола».
- «Хозяйственное значение
углеводородов».
- «Генетическая взаимосвязь
углеводородов».
- «Именные реакции в разделе
“Углеводороды”».
Учитель. Между гомологическими рядами
существует генетическая взаимосвязь,
которая прослеживается при взаимном превращении
веществ. Богатейшие природные источники
углеводородов – нефть и природный газ.
Для перехода от одной группы к другой используют
процессы: дегидрирование, гидрирование,
циклообразование и другие. Большое значение
имеют разработки наших русских ученых –
Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского,
М.Г.Кучерова.
Перед вами задания по данному вопросу, выберите
из них соответствующее вашим знаниям.
I
вариант
Первый уровень сложности:
а) С2Н6 С2Н4 С2Н2 С6Н6
С6Н6Сl6;
б) СН4 С3Н8 С3Н7Сl
Х СО2.
Второй уровень сложности:
II вариант
Первый уровень сложности:
Второй уровень сложности:
|
Один ученик выполняет у доски задание:
Правильность выполнения задания проверяется
учителем и учениками класса после сдачи
письменной работы.
При изучении темы
«Углеводороды» часто решаются расчетные,
экспериментальные задачи, в которых
используются индивидуальные свойства веществ.
На следующем этапе урока несколько ребят
работают у доски, остальные – выполняют
индивидуальные задания, выбирая уровень
сложности.
Задание. Определить вещества с помощью
качественных реакций, подтвердив уравнениями
реакций.
I вариант
Первый уровень сложности:
Гексан и гексен.
Второй уровень сложности:
Этан, этен, этин.
II вариант
Первый уровень сложности:
Пропан и пропин.
Второй уровень сложности:
Стирол, бензол, толуол.
|
В это время учащиеся выполняют у доски
следующие задания по карточкам.
Карточка 1. Доказать практически, в какой
пробирке находится соляная, а в какой –
бензойная кислота. |
Ответ.
HCl = H+ + Cl–,
С6Н5COOH = H+ + С6Н5COO–.
Лакмус изменяет цвет на красный – значит,
кислоты.
Далее используем качественную реакцию на ион
хлора:
HCl + AgNO3 = AgCl
+ HNO3,
Cl– + Ag+ = AgCl (осадок).
Учитель. Вывод по карточке 1 очень
важен, т. к. данный опыт показывает взаимосвязь
органической и неорганической химии, единство
явлений природы. А.М.Бутлеров утверждал, что
«провести естественную границу между всеми
неорганическими и органическими веществами –
невозможно».
Он пояснял, что для органических и
неорганических соединений действуют одни и те же
законы, для них характерны одни и те же понятия:
элемент, атом, молекула, валентность, предельные
частицы и непредельные частицы; типы химических
реакций – соединения, замещения, разложения;
взаимное влияние атомов в молекулах и т. д.
Карточка 2. В одном цилиндре находятся метан и
пропен. Необходимо разделить данные газы. |
Ответ. Через газовую смесь
пропускают бромную воду:
Чистый метан остается в виде газа.
Образовавшийся 1,2-дибромпропан обрабатывают
цинком:
Чистый пропен выделяется в виде газа.
Карточка 3. Препарат, являющийся эффективным
средством против филоксеры винограда, содержит
18,4% углерода, 81,6% хлора. Относительная
молекулярная масса этого соединения равна 261.
Выведите формулу этого вещества. |
Карточка 4. Гексохлоран используют в борьбе с
насекомыми-вредителями. Вычислите объем хлора (н.
у.), необходимый для получения 10 кг технического
гексахлорана, содержащего 12% чистого
гексахлорана. |
Карточка 5. Углеводород А, подвергаясь
одновременному дегидрированию и циклизации,
превращается в соединение В, которое способно
при воздействии смеси концентрированных кислот
образовывать взрывчатое вещество С. Приведите
примеры веществ А, В, С. Напишите уравнения
реакций. |
После выполнения
учащимися индивидуальных заданий происходит
разбор заданий по карточкам 1–5.
После разбора заданий все вспоминают о практическом
применении углеводородов. Учитель
спрашивает: знают ли ученики о А.Нобеле и за какие
заслуги присуждают Нобелевскую премию?
* * *
Консультанты вывешивают на стенде оценки,
полученные учениками. Если остается время, то
можно предложить ученикам какое-нибудь
интересное задание, которое заранее оформлено на
обратной стороне учебной доски.
В конце урока учитель делает анализ оценок по
выполнению работ и вывод о том, что свойства
органических веществ зависят от их химического
состава, пространственного и электронного
строения.
Н.З.АРНАУТОВА,
учитель химии
(г. Дальнереченск, Приморский край) |