Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №29/2003

Я иду на урок

Углеводороды

Обобщающий урок

10 класс с углубленным изучением химии

Цели. Повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение).
Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство неорганических и органических веществ.
Уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.
Развивать познавательную активность, используя нестандартные задания; вырабатывать навыки логического мышления, а также делать выводы; объяснять ход эксперимента, выделять главное, сравнивать, обобщать.
Прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью на современном этапе.
Развивать навыки, необходимые при работе с дополнительной литературой и оформлении рефератов.
Оборудование. Модели всех представителей углеводородов, таблицы генетической взаимосвязи углеводородов.
Девиз урока. «Момент отрицания понимается диалектикой как преодоление прежней ступени развития с удержанием всего ценного и положительного, что было создано на предыдущих этапах развития».

ХОД УРОКА

Учитель. Мы закончили изучение темы «Углеводороды». Сегодня на уроке обобщим знания по строению, свойствам, изомерии данных соединений.
Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими.
Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ.
Первый вопрос, который мы рассматриваем, – это состав и классификация углеводородов.
Укажите класс соединений, вид гибридизации, угол между связями, расстояние между ядрами для следующих соединений (задание заранее оформлено на доске): 

Ученик выполняет задание у доски, остальные – в тетрадях.

Учитель. При изучении строения углеводородов вы познакомились с - и -связями. Строение соединений зависит от наличия этих связей. -связь менее прочная, чем -связь. Энергия двойной связи E = 607 кДж/моль меньше удвоенной энергии -связи, E = 347,46 (кДж/моль)•2 = 694,9 кДж/моль. Тройная связь (E = 828,98 кДж/моль) также менее прочная, чем утроенная -связь.

Двойная связь короче ординарной, тройная – короче двойной:

Сопряженные связи следует рассматривать как единую молекулярную p-электронную систему, по свойствам напоминающую обычную двойную связь (на доске):

Одно из общих свойств углеводородов – наличие явления изомерии.

Вопросы классу:

  • Какое явление называется изомерией?
  • Какие виды изомерии бывают?
  • Для каких углеводородов характерна пространственная изомерия?
  • Какие углеводороды проявляют изомерию классов?

Ученик у доски выполняет задание, среди приведенных выше соединений он называет изомеры и гомологи, остальные учащиеся выполняют задания в тетрадях.

Индивидуальная работа по карточкам

Учитель. Порядок соединения атомов влияет прежде всего на свойства веществ. Давайте убедимся в этом на примере химических реакций:

Ученик выполняет задание у доски, остальные – в тетрадях.

Учитель. Какие механизмы протекания химических реакций мы рассматривали при изучении свойств углеводородов?

Учащиеся рассказывают о различиях радикального и ионного механизмов протекания реакций.

Учитель. В полученных вами карточках приведен продукт химической реакции. Какие вещества для его получения вступают в реакцию, при каких условиях? Укажите тип реакции.

 

Индивидуальное задание по карточкам

I вариант

а) ... бутанол-2;

б) ... С6Н5NO2 + H2O;

в) ... С8Н16;

г) ... С9Н19Cl.

II вариант

а) ... С6Н5HSO3 + H2O;

б) ... С6Н4HSO3СН3 + H2O;

в) ... С6Н10;

г) ... С3Н8.

Учащиеся, которые успешно занимаются химией, выполняют индивидуально-групповые задания по темам:

  • «Сходство и различия в строении бутадиена и бензола».
  • «Сходство и различия в строении предельных углеводородов и бензола».
  • «Сходство и различия в строении алкенов и бензола».
  • «Хозяйственное значение углеводородов».
  • «Генетическая взаимосвязь углеводородов».
  • «Именные реакции в разделе “Углеводороды”».

Учитель. Между гомологическими рядами существует генетическая взаимосвязь, которая прослеживается при взаимном превращении веществ. Богатейшие природные источники углеводородов – нефть и природный газ.
Для перехода от одной группы к другой используют процессы: дегидрирование, гидрирование, циклообразование и другие. Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.
Перед вами задания по данному вопросу, выберите из них соответствующее вашим знаниям.

I вариант

Первый уровень сложности:

а) С2Н6 С2Н4 С2Н2 С6Н6 С6Н6Сl6;

б) СН4 С3Н8 С3Н7Сl Х СО2.

Второй уровень сложности:

II вариант

Первый уровень сложности:

Второй уровень сложности:

Один ученик выполняет у доски задание:

Правильность выполнения задания проверяется учителем и учениками класса после сдачи письменной работы.

При изучении темы «Углеводороды» часто решаются расчетные, экспериментальные задачи, в которых используются индивидуальные свойства веществ. На следующем этапе урока несколько ребят работают у доски, остальные – выполняют индивидуальные задания, выбирая уровень сложности.

Задание. Определить вещества с помощью качественных реакций, подтвердив уравнениями реакций.

I вариант

Первый уровень сложности:
Гексан и гексен.

Второй уровень сложности:
Этан, этен, этин.

II вариант

Первый уровень сложности:
Пропан и пропин.

Второй уровень сложности:
Стирол, бензол, толуол.

В это время учащиеся выполняют у доски следующие задания по карточкам.

Карточка 1.

Доказать практически, в какой пробирке находится соляная, а в какой – бензойная кислота.

Ответ.

HCl = H+ + Cl,

С6Н5COOH = H+ + С6Н5COO.

Лакмус изменяет цвет на красный – значит, кислоты.
Далее используем качественную реакцию на ион хлора:

HCl + AgNO3 = AgCl + HNO3,

Cl + Ag+ = AgCl (осадок).

Учитель. Вывод по карточке 1 очень важен, т. к. данный опыт показывает взаимосвязь органической и неорганической химии, единство явлений природы. А.М.Бутлеров утверждал, что «провести естественную границу между всеми неорганическими и органическими веществами – невозможно».
Он пояснял, что для органических и неорганических соединений действуют одни и те же законы, для них характерны одни и те же понятия: элемент, атом, молекула, валентность, предельные частицы и непредельные частицы; типы химических реакций – соединения, замещения, разложения; взаимное влияние атомов в молекулах и т. д.

Карточка 2.

В одном цилиндре находятся метан и пропен. Необходимо разделить данные газы.

Ответ. Через газовую смесь пропускают бромную воду:

Чистый метан остается в виде газа. Образовавшийся 1,2-дибромпропан обрабатывают цинком:

Чистый пропен выделяется в виде газа.

Карточка 3.

Препарат, являющийся эффективным средством против филоксеры винограда, содержит 18,4% углерода, 81,6% хлора. Относительная молекулярная масса этого соединения равна 261. Выведите формулу этого вещества.

 

Карточка 4.

Гексохлоран используют в борьбе с насекомыми-вредителями. Вычислите объем хлора (н. у.), необходимый для получения 10 кг технического гексахлорана, содержащего 12% чистого гексахлорана.

 

Карточка 5.

Углеводород А, подвергаясь одновременному дегидрированию и циклизации, превращается в соединение В, которое способно при воздействии смеси концентрированных кислот образовывать взрывчатое вещество С. Приведите примеры веществ А, В, С. Напишите уравнения реакций.

После выполнения учащимися индивидуальных заданий происходит разбор заданий по карточкам 1–5.
После разбора заданий все вспоминают о практическом применении углеводородов. Учитель спрашивает: знают ли ученики о А.Нобеле и за какие заслуги присуждают Нобелевскую премию?

* * *

Консультанты вывешивают на стенде оценки, полученные учениками. Если остается время, то можно предложить ученикам какое-нибудь интересное задание, которое заранее оформлено на обратной стороне учебной доски.
В конце урока учитель делает анализ оценок по выполнению работ и вывод о том, что свойства органических веществ зависят от их химического состава, пространственного и электронного строения.

Н.З.АРНАУТОВА,
учитель химии
(г. Дальнереченск, Приморский край)

Рейтинг@Mail.ru