Я иду на урокВажнейшие природные соединения серыКонспект открытого урокаОбразовательные задачи урока.
Закрепить знания о свойствах серы; ознакомить
учащихся с природными соединениями серы,
используя экспонаты школьного геологического
музея; расширить их познавательную и
исследовательскую деятельность. ХОД УРОКАУрок начинается с повторения изученного на предыдущем уроке материала о свойствах серы. Ответы у доски: 1-й ученик объясняет восстановительные
свойства серы;
Учитель беседует с классом по следующим вопросам: 1. Какую биологическую функцию выполняет сера в
нашем организме? Учитель сообщает тему урока и подчеркивает, что
ребята должны узнать и усвоить, чему научиться.
Он приводит слова М.В.Ломоносова: «Нет ни единой
руды, нет почти ни единого камня, который бы через
взаимное с другим трение не дал от себя серного
духу и не объявил тем самым ее в себе
присутствие». Природные соединения серы
встречаются в виде сульфидов (полисульфидов) и
сульфатов. Ученые установили, что сульфиды в
основном образуются в недрах земли при
эндогенных процессах. Их насчитывается более 200
минералов. А сульфаты образуются в биосфере.
Многие из них получаются при окислении
сульфидов. Известно более 150 минералов –
сульфатов. Таблица-задание Природные соединения серы Сульфиды Сульфаты Содержание экскурсииЭтот музей создавался на протяжении многих лет.
Первые экспонаты появились в нем еще во время
существования СССР. Они были привезены из разных
уголков советских республик, таких, как Грузия,
Казахстан, Азербайджан.Сегодня Пирит FeS2 (колчеданная руда).
Посмотрите на этот минерал, как бы вы описали его
вид? Киноварь НgS (важнейшая ртутная руда). Это минерал красного цвета, с алмазным блеском, оставляет красную черту на фарфоре. Киноварь была известна на Руси еще в XII в. как природная красная краска. Сейчас применяется для производства ртути. Месторождения – Донбасс, Украина, Чукотка. Антимонит Sb2S3, иначе
называемый «сурьмяный блеск», был известен в
глубокой древности. Археологи установили, что в
Вавилоне в середине 3-го тыс. до н. э. из него уже
изготовляли... Как вы думаете, что? Сосуды и
емкости для различных целей. Аурипигмент Аs2S3 имеет
золотисто-желтый цвет и поэтому с античных
времен использовался в качестве желтой краски. Сфалерит ZnS (цинковая обманка). Название этого минерала происходит от греческого слова sfaleros – вероломный, обманчивый. Минерал от бесцветного до черного цвета. Оставляет белую и от светло-желтой до темно-коричневой черты. Жирно-алмазный блеск. Месторождения – Адыгея, Дальнегорск (Дальний Восток), Питкяранта (Карелия). Важнейшая руда для производства цинка. Галенит РbS (свинцовый блеск). Минерал непрозрачный, свинцово-серого цвета, с металлическим блеском. Не растворяется в воде, электричество проводит слабо. Служит источником для получения свинцовой руды. Месторождения – Адыгея, Дальнегорск, Питкяранта. Халькозин Сu2S (медный блеск). Минерал имеет цвет от свинцово-серого до черного, непрозрачный, с металлическим блеском. Обладает ковкостью и хорошей проводимостью. Растворяется в HNO3, выделяя серу. Важнейшая медная руда. Месторождения – Казахстан, Урал. Халькопирит СuFeS2 (медный колчедан). Минерал латунно-желтого цвета. Оставляет зеленовато-черную черту, имеет металлический блеск. Отличается хрупкостью. Плохой проводник. Представляет собой смесь СuS и FeS. Используется для комплексного производства Сu и Fе. Месторождения – Урал, Азербайджан. А теперь поговорим о других природных соединениях серы – сульфатах. В них у серы высшая степень окисления +6. Мирабилит Nа2SO4•10Н2O добывают
в заливе Кара-Богаз-Гол на Каспийском море.
Минерал носит название «глауберова соль» в честь
немецкого врача и химика, получившего его
искусственно. Важное сырье для получения соды по
способу Леблана. Минерал часто белого цвета,
горько-соленый на вкус, легко растворимый в воде
и кислотах. Добывается в озерах Нижнего Поволжья. Целестин SrSO4 – малорастворимый в воде сульфат стронция, применяется для получения металлического стронция, а также других солей стронция. Гипс СаSO4•2H2O (легкий шпат) – минерал белого, розового или серого цвета. Имеет блеск от стеклянного до перламутрового. Растворяется в НСl и Н2О. Встречается повсеместно. Широко распространен в Свердловской области. Используется в медицине для фиксации костей при переломах, а также в производстве алебастра, т. е. жженого гипса (строительный материал). Таблица-задание Природные соединения серы Сульфиды Окончание Сульфаты После экскурсии (15 мин) проводим беседу и проверяем выполнение задания (заполнение таблицы). Затем предлагаются следующие вопросы: 1. Что общего в свойствах сульфидов? Ответ. Блеск, непрозрачность,
хрупкость, 2. Какие различия можно наблюдать у сульфидов? Ответ. Цвет, твердость. 3. Как доказать, что исследуемый минерал является сульфидом? (Демонстрируется опыт: FeS + 2H+ = Н2S + Fe2+.) Ответ. По выделению сероводорода. 4. Как можно распознать сульфаты, если они растворяются в воде? (Демонстрируется опыт: + Ва2+ = ВаSО4.) Ответ. По образованию белого осадка ВаSО4. 5. Где применяются сульфиды? (Проверяем графу «Применение» таблицы-задания «Сульфиды».) Ответ. Для производства Н2SO4,
в металлургии – 6. (Учащиеся записывают уравнения соответствующих реакций.) 7. Где применяются сульфаты? Ответ. См. заполненную таблицу-задание «Сульфаты». В заключение урока учащимся предлагаются задачи. 1. Какой объем SО2 выделится при обжиге 60 кг FeS2? Ответ. 22,4 м3 SO2. 2. Какой сульфид богаче серой: ZnS или CuS? Ответ. CuS. Домашнее задание. Прочитать § 19.1, выполнить упр. 7, 9, 10т, с. 79 (Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия-9. М.: Дрофа, 2002). Ф.Х.НИЗАМЕТДИНОВА, |