Я иду на урокРазделение смесей.
|
Рис. 1.
|
8. Какую форму имеют кристаллы
поваренной соли и сахара?
9. Какие типы кристаллических решеток вы знаете?
10. На какие свойства вещества влияет тип решетки?
11. В каком случае такое влияние наиболее
выражено? Рассмотрите на примере графита и
алмаза.
12. Как взаимосвязаны форма решетки и форма
кристалла (рис. 2)?
Рис. 2.
|
Посмотрите, какой удивительно правильной формы могут быть кристаллы (рис. 3).
Рис. 3.
|
А на самом деле такие пространственные формы геометрических фигур известны давно. Сейчас у вас в курсе математики – геометрия на плоскости (планиметрия). Изучать геометрию в пространстве – стереометрию – вы будете позже, хотя в 5-м классе уже познакомились с параллелепипедом (рис. 4).
Рис. 4.
|
С еще одной удивительной характеристикой кристалла вы тоже знакомы. Это симметрия. Здесь мы видим единство и гармонию, свойственные всему в природе: ось симметрии есть и у цветка, и у минерала, и у стрекозы (рис. 5). А иногда кристаллические фигуры по форме сопоставимы с формами растений. Недаром Ф.И.Тютчев писал:
«Невозмутимый строй во всем,
Согласье полное в природе».
Рис. 5.
|
Без геометрических форм – форм кристаллов – трудно представить нашу жизнь (рис. 6).
Рис. 6.
|
Процессы кристаллизации и роста кристаллов изучал в XIX в. Гиббс (рис. 7). Он установил энергетические закономерности процессов образования и роста кристаллов.
Рис. 7.
|
Сейчас с помощью электронного микроскопа ученые могут подтвердить свои предположения о строении вещества (рис. 8). Конец XX – начало XXI в. – это время открытий, сделанных не отдельными учеными, а целыми научными коллективами, где важны поддержка, взаимопонимание, умение выполнять работу сообща, чему мы тоже будем учиться. Но вернемся к росту кристаллов.
Рис. 8.
|
13. Как в природе образуются кристаллы?
14. Сколько на это требуется времени?
15. А можно ли вырастить кристаллы быстрее?
16. Чем будут отличаться такие искусственные
кристаллы от природных?
Примеси также могут изменить форму кристалла. В нашей жизни мы редко имеем дело с идеальными системами, обычно нам встречаются не чистые вещества, а смеси.
17. Из чего состоят смеси?
18. Какие виды смесей вам известны?
19. Что значит «разделить смесь»?
20. Какие способы разделения смесей вы знаете?
Чтобы на практике выделить вещества из смеси в чистом виде (разделить смесь), прежде всего повторим правила техники безопасности при работе в лаборатории. (См. учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, с. 105.) Эти правила следует записать в тетрадь.
Первое правило. Проводите опыты лишь с
теми веществами, которые указаны учителем. Не
берите для опыта больше вещества, чем это
необходимо.
Второе правило. Не пробуйте вещества на
вкус.
Третье правило. Не приступайте к
выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
Четвертое правило. Не загромождайте
свое рабочее место предметами, которые не
потребуются для выполнения опыта.
Пятое правило. Бережно обращайтесь с
посудой, веществами и лабораторными
принадлежностями.
Чтобы лучше подготовиться к работе, посмотрите
основной ход ее выполнения.
(Учитель проводит демонстрационный опыт по
разделению смеси речного песка и поваренной соли
– то, что предстоит затем сделать учащимся.)
Этапы демонстрационного опыта
(См. учебник, с. 108–110.)
1. Поместить смесь песка и соли в пробирку или в
стаканчик. Добавить воды столько, чтобы высота
столбика жидкости в пробирке не превышала 2 см.
2. Перемешать раствор: в пробирке – постукивая
пальцем по ее нижней части, в стакане –
стеклянной палочкой.
3. Сложить бумажный фильтр и поместить его в
стеклянную или пластмассовую воронку для
фильтрования. Смочить фильтр водой.
4. Поместить фильтр с воронкой в чистую пробирку,
которая либо закреплена в лапке металлического
штатива, либо стоит в гнезде пластмассового
штатива.
5. Перелить водную суспензию песка и соли на
фильтр, отфильтровать раствор. (Песок останется
на фильтре.)
6. Каплю раствора, который прошел через фильтр,
выпарить на предметном стекле, изучить форму
кристаллов под микроскопом и зарисовать в
тетрадь.
Практическая работа
«Очистка соли перекристаллизацией»
Учащиеся выполняют практическую работу и записывают порядок действий в тетради. Они письменно отвечают на вопросы и сдают тетради учителю на проверку.
Вопросы.
1. Поясните, в чем состоят следующие способы
очистки веществ:
а) выпаривание;
б) фильтрование;
в) отстаивание.
2. Как правильно зажечь спиртовку?
3. В какую часть пламени надо помещать
нагреваемый предмет?
4. Как погасить спиртовку?
М.Г.ЖИХАРЕВА,
учитель химии
Центра образования «Москва-98» № 1953
(Москва)