Новое в методике химического экспериментаВыступление на втором
|
Техника проведения опытов
|
Реактивы. Свежеосажденная медь,
крепкий раствор бромоводородной кислоты.
Проведение опыта. В пробирку с
небольшим количеством свежеосажденной меди
приливают
3–5 мл бромоводородной кислоты и осторожно
нагревают на пламени спиртовки. Начинается
энергичное взаимодействие меди с кислотой.
Выделяющийся водород собирают в небольшую
пробирку или непосредственно поджигают у
отверстия пробирки. Водород горит зеленоватым
пламенем.
Объяснение опыта. Взаимодействие меди с
бромоводородной кислотой можно объяснить тем,
что в результате реакции образуется комплексное
соединение Н[CuBr2]:
4HBr + 2Сu = 2H[CuBr2] + H2.
Комплексный ион [CuBr2]– достаточно
прочный, вследствие чего концентрация ионов меди
Cu+ в растворе оказывается ничтожно малой.
Поэтому электродный потенциал меди становится
отрицательным и происходит выделение водорода.
Аналогичный опыт можно провести с серебром и
йодистоводородной кислотой. С порошком серебра
реакция идет очень бурно. Образующийся йодид
серебра практически нерастворим в воде (ПР*(AgI)
= 8,3•10–17). Поэтому и в данном случае
концентрация ионов серебра в растворе ничтожна и
потенциал серебра становится отрицательным.
Получение свежеосажденной меди. В
фарфоровую чашку наливают насыщенный раствор
сульфата меди(II) и вносят гранулы цинка.
Выделяющаяся медь осаждается на цинке в виде
рыхлой массы:
CuSO4 (р-р) + Zn = ZnSO4 (р-р) + Сu.
При перемешивании раствора металлическая медь оседает на дне чашки. Осадок отфильтровывают, промывают, выбирают непрореагировавший цинк, а полученную медь, не высушивая, используют для опыта.
*ПР – обозначение произведения растворимости – постоянной величины для насыщенного раствора труднорастворимого электролита. Так, произведение растворимости для йодида серебра равно произведению концентраций ионов (в моль/л): ПР(AgI) = c(Ag+)•c(I–) = 8,3•10–17.
Получение бромоводородной кислоты.
1-й способ
Взаимодействие разбавленной серной кислоты с бромидами. При действии на бромиды натрия или калия раствором, полученным из трех объемов концентрированной серной кислоты ( = 1,84 г/см3) и одного объема воды, выделяется бромоводород:
NaBr + H2SO4 (р-р) = NaHSO4 + HBr.
Реакцию можно проводить на холоду или при
легком нагревании.
Использовать для опыта концентрированную серную
кислоту нельзя, т. к. происходит окисление
бромоводорода:
2HBr + H2SO4 (конц.) = Br2 + SO2 + 2H2O.
14 г бромида натрия или эквивалентное количество бромида калия помещают в небольшую колбу или в большую пробирку, смачивают раствором серной кислоты и быстро закрывают корковой пробкой с газоотводной трубкой. Опускают конец газоотводной трубки в пробирку с 5 мл воды, при этом газоотводная трубка не должна касаться воды. Пробирку с водой закрывают небольшим комочком ваты и охлаждают снегом или льдом. При замедлении реакции колбу подогревают горячей водой. В результате получается достаточно концентрированный раствор кислоты.
2-й способ
Взаимодействие красного фосфора с бромом. При наличии брома можно применить более удобный способ получения бромоводорода. В пробирку с боковым отростком и газоотводной трубкой (от прибора Кирюшкина) помещают 1 г красного фосфора и 2 мл воды. Пробирку закрывают корковой пробкой со вставленным в нее одноразовым шприцем (иглу удаляют), предварительно наполненным 3 мл брома. Нажатием на поршень шприца медленно капают бром в смесь фосфора и воды. При этом протекает бурная реакция взаимодействия фосфора и брома, не требующая нагревания (cмесь даже приходится охлаждать):
2P + 5Br2 + 6H2O = 2HPO3 + 10HBr.
Выделяющийся бромоводород направляют в пробирку с 5 мл воды, которую также охлаждают. Получающаяся при этом кислота окрашена в желтый цвет (примесь брома), однако это не влияет на ход реакции.
Фенолфталеиновый в щелочах не всегда малиновый
Реактивы. 0,1%-й спиртовой раствор
фенолфталеина, 1%-й раствор гидроксида натрия или
калия, 10%-й раствор гидроксида натрия или калия,
5%-й раствор серной кислоты.
Проведение опыта. К 2–3 мл воды
прибавляют 2 капли раствора фенолфталеина, при
этом образуется слабая муть. При приливании
капли 1%-го раствора щелочи муть исчезает и
жидкость окрашивается в малиновый цвет. Если
прибавить еще несколько капель 10%-го раствора
щелочи, то смесь обесцвечивается. К полученной
бесцветной сильнощелочной жидкости добавляют по
каплям 5%-й раствор серной кислоты. Раствор
сначала окрашивается в малиновый цвет, а затем
вновь обесцвечивается.
Объяснение опыта. Лактонное кольцо
молекулы фенолфталеина в щелочном растворе
гидролизуется. Образующаяся кислота (n,n'-диокситрифенилкарбинол-о-карбоновая)
дает соль, причем ионизируются атомы водорода
карбоксила и одного из фенольных гидроксилов, а
от другого фенольного гидроксила и спиртового
гидроксила отщепляется молекула воды.
Образующийся при этом в растворе двухзарядный
анион имеет хиноидное строение и сообщает
раствору интенсивно-малиновую окраску.
При избытке щелочи ионизируется и
нейтрализуется также и второй фенольный
гидроксил, что исключает возможность
образования хиноидной структуры. Поэтому
трехзарядный анион трехзамещенной соли
фенолфталеина бесцветен. При постепенном
подкислении раствора эти превращения идут в
обратной последовательности.
Химизм протекающих процессов следующий:
Слабая кислота вытесняет сильную из ее соли
Реактивы. Борная кислота, хлорид
натрия, универсальная индикаторная бумага или
синяя лакмусовая.
Проведение опыта. В пробирку помещают
тонкоизмельченную смесь, состоящую из 1 г хлорида
натрия и 3 г борной кислоты. Закрепляют пробирку в
лапке пробиркодержателя и нагревают на пламени
спиртовки. Через некоторое время у отверстия
пробирки появляется белый дым. Подносят к
отверстию пробирки универсальную индикаторную
бумагу, смоченную водой. Наблюдается покраснение
бумаги. (При проведении опыта учителю необходимо
отметить нелетучесть борной кислоты.)
Объяснение опыта. При нагревании смеси
протекает следующая реакция:
2NaCl + 4H3BO3 = Na2B4O7 + 5H2O + 2HCl.
В растворе реакция протекала бы в обратную сторону – соляная кислота вытеснила борную из ее соли. При нагревании же происходит смещение равновесия в сторону образования летучих продуктов – хлороводорода и водяных паров. При этом также образуется устойчивый к нагреванию тетраборат натрия. Возможность протекания данного химического процесса можно подтвердить и термодинамическими расчетами.
Подобные опыты –
|
Вычислим изменение энтальпии химической реакции , используя стандартные энтальпии образования участвующих в реакции веществ.
Согласно следствию из закона Гесса:
Аналогично вычислим изменение энтропии химической реакции , используя стандартные энтропии образования веществ.
На основе полученных данных рассчитаем изменение энергии Гиббса, используя уравнение:
Положительное значение энергии Гиббса говорит о невозможности протекания химической реакции в стандартных условиях. Рассчитаем, при какой температуре возможно протекание данной реакции:
Данная химическая реакция протекает при небольшом нагревании.
Неожиданные превращения
Реактивы. Тетраборат натрия, сахароза,
раствор фенолфталеина.
Проведение опыта. В пробирку наливают
5–6 мл дистиллированной воды, растворяют в ней
несколько кристаллов тетрабората натрия (буры) и
добавляют 2–3 капли спиртового раствора
фенолфталеина. Раствор окрашивается в малиновый
цвет. К окрашенному раствору при помешивании
добавляют около 1 г сахарозы. Малиновая окраска
раствора исчезает. При нагревании раствора на
пламени спиртовки малиновая окраска появляется,
при остывании окраска исчезает.
Объяснение опыта. В растворе тетраборат
натрия подвергается гидролизу:
поэтому фенолфталеин окрашивается в малиновый
цвет.
Борная кислота легко образует эфиры со спиртами
и органическими соединениями, содержащими
гидроксильные группы. Например, сахароза
образует с борной кислотой эфир, обладающий
сильными кислотными свойствами, поэтому
малиновая окраска исчезает:
При нагревании эфир распадается, поэтому малиновая окраска появляется. При охлаждении окраска исчезает, т. к. снова образуется эфир.
Растворение меди в растворе хлорида железа(III)
Реактивы. Cвежеосажденная медь, 10%-й
раствор хлорида железа(III).
Проведение опыта. В пробирку помещают
немного свежеосажденной меди и приливают
раствор хлорида железа(III). В течение минуты медь
растворяется и раствор окрашивается в зеленый
цвет. Для увеличения скорости реакции раствор
можно немного подогреть. При использовании
медных опилок, стружек или медной проволоки
реакция идет слишком медленно.
Объяснение опыта. Данная химическая
реакция используется в радиотехнике для
травления плат. При этом протекает следующий
химический процесс:
Cu + FeCl3 = CuCl2 + FeCl2.
Реакция является
окислительно-восстановительной. Ион железа Fe3+
– окислитель, атом меди – восстановитель. Мерой
окислительно-восстановительной способности
веществ служат их
окислительно-восстановительные (электродные)
потенциалы (E0). Чем больше
алгебраическая величина стандартного
окислительно-восстановительного потенциала
данного атома или иона, тем больше его
окислительные свойства, а чем меньше
алгебраическое значение
окислительно-восстановительного потенциала
атома или иона, тем больше его восстановительные
свойства.
Для определения направления
окислительно-восстановительной реакции
необходимо найти электродвижущую силу (ЭДС)
элемента, образованного из данного окислителя и
восстановителя. ЭДС
окислительно-восстановительного элемента равна
разности двух электродных потенциалов:
ЭДС = Е0 (окислителя) – Е0 (восстановителя).
Если ЭДС > 0, то данная реакция возможна. Окислительно-восстановительные потенциалы пар Е0(Fe3+/Fe2+) = 0,771 В, Е0(Cu2+/Cu0) = 0,338 В. Найдем электродвижущую силу реакции:
ЭДС = 0,771 – 0,338 = 0,433 В.
Положительное значение ЭДС подтверждает возможность протекания данной реакции в стандартных условиях (температура 25 °С и давление 101,325 кПа).
Растворение меди в растворе аммиака
Реактивы. 15–25%-й раствор аммиака,
свежеосажденная медь.
Проведение опыта. В колбу объемом 250–300
мл помещают несколько крупинок свежеосажденной
меди и приливают 15–20 мл крепкого раствора
аммиака. Колбу закрывают пробкой и сильно
встряхивают в течение нескольких секунд. Раствор
приобретает голубую окраску.
Объяснение опыта. Растворение меди в
растворе аммиака можно объяснить тем, что при
окислении меди кислородом воздуха в присутствии
аммиака образуется устойчивый комплексный ион,
который и определяет направление химической
реакции:
2Cu + 8NH3 + O2 + 2H2O = 2[Cu(NH3)4]2+ + 4ОH–.
Поскольку реакция окислительно-восстановительная, можно рассчитать ЭДС реакции:
Cu + 4NH3 – 2e = [Cu(NH3)4]2+, Е0 = –0,07 В;
O2 + 2H2O + 4е = 4OH–, Е0 = 0,401 В.
ЭДС = 0,401 – (–0,07) = 0,471 В. Положительное значение ЭДС, как и в предыдущем опыте, говорит о возможности протекания реакции.
Превращение тиомочевины в роданид аммония
Реактивы. Тиомочевина, 5%-й раствор
хлорида железа(III).
Проведение опыта. Несколько кристаллов
тиомочевины растворяют в воде и к полученному
раствору приливают несколько капель раствора
хлорида железа(III). Заметных изменений в смеси не
происходит. Затем в сухую пробирку насыпают
немного тиомочевины, нагревают ее в пламени
спиртовки до плавления. Плав охлаждают,
растворяют в воде и к полученному раствору
приливают несколько капель раствора хлорида
железа(III). Появляется кроваво-красное
окрашивание.
Объяснение опыта. При нагревании
тиомочевины выше 70 °С начинается изомеризация
данного вещества в роданид аммония, который и
обнаруживается ионами трехвалентного железа:
Этот опыт можно демонстрировать при изучении реакции изомеризации.
П.И.БЕСПАЛОВ,
доцент Московского педагогического
государственного университета