Методический лекторийСовременные педагогические технологии
|
«Знания! Великое
дело! Что же составляет величие Человека, как не знания!» |
А.С.Пушкин |
Опираясь на передовые достижения
педагогики, психологии, методики преподавания
химии, учитель все многообразие приемов и
методов обучения подчиняет главной цели –
научить учиться. Научить свободно
ориентироваться в огромном потоке информации,
выделять главное, излагать свои мысли...
Школьники должны стать активными участниками
процесса обучения. Свои уроки стараюсь строить,
как Махова:
– обзорная лекция по всей теме;
– урок изучения нового материала;
– семинар совершенствования знаний и
формирования умений;
– обобщающий урок;
– практикум по решению задач, практическое
занятие;
– тематический учет знаний.
Развивать интерес надо на любом уроке и на любом
этапе. Это можно сделать, рассказав о жизни
ученых, значении законов, явлений, веществ в
народном хозяйстве (например, тема «Минеральные
удобрения» – рассказать о том, что двойной
суперфосфат спас Ленинград от зажигательных
бомб во время Великой Отечественной войны).
Важное значение имеет химический эксперимент. С
демонстрационного эксперимента начинается
воспитание устойчивого внимания, умения
наблюдать за опытом, проводить анализ, делать
выводы. Практические умения формируются на
лабораторных работах. Помогают детям опорные
схемы, конспекты, рисунки, планы (например, по
теме «Кислоты» в 8-м классе). Опорные конспекты
также применяю (например, по теме «Азот и фосфор»
в 9-м классе), но пока не на всех уроках. В
обеспечении прочных знаний большое значение
приобретает умение формулировать вопросы: к
учителю, к товарищу. Искусству грамотно задавать
вопросы дети учатся постепенно.
Групповая форма работы позволяет эффективно
получать знания, воспитывая чувство
коллективизма. Групповая работа применяется и
при проведении практических и лабораторных
работ, что способствует экономии реактивов,
времени. Группы формируются с учетом
успеваемости, в них есть дети «сильные» и
«слабые».
При индивидуальном дифференцированном подходе
используются карточки, вопросы (например, по теме
«Каучук» в 10-м классе) и др.
Широко применяю разнообразные виды
самостоятельной работы с учебником (составление
плана, отбор материала, задания к таблицам,
рисункам, графикам и т. п.), алгоритмы решения
задач разных видов. Эта тетрадь сопровождает
ученика все четыре года изучения химии в школе.
Рецензирование ответов товарищей делает
обучение химии мотивированным и полезным.
Учащиеся выступают с краткими докладами,
сообщениями. В обеспечении прочных и осознанных
знаний большую роль играет систематический
устный и письменный контроль, который приучает к
регулярной работе. Важно применение и самооценки
(например, эталон ошибок и отметка). Отметку
исправить можно всегда, будь то письменный вид
работы или устный ответ. Школьная оценка влияет
на отношение к учебе, работоспособность и
требовательность к себе.
На уроках химии необходимо обсуждать
экологические вопросы и проблемы (например, тема
«Углекислый газ» – парниковый эффект, тема
«Фенол» – решение задач на предельно допустимые
концентрации (ПДК)).
Основной вид проявления деятельности учеников
8–9-х классов – общение, потому предлагаю такие
задания, дидактический материал, которые
позволяют ученикам коллективно решать проблему.
Для запоминания названий химических элементов
необязательно их зазубривать, можно разгадать,
например, несколько кроссвордов, шарад,
проанализировать названия.
Работа парами помогает не только утвердиться в
глазах сверстников, но и решает образовательную
задачу.
Одновременно я не забываю о значении
родительского слова. Родители – это мои главные
помощники в воспитании интереса к предмету.
Самое главное – вовремя подсказать, как нужно
правильно заниматься этим учебным предметом,
чтобы он не казался скучным и нудным.
Зубрежка не дает нужного результата. Со своей
стороны разрабатываю и провожу нетрадиционные
формы обучения (сказка, КВН, урок в стихах и др.).
В 9-м классе предлагаю систематизировать
полученные знания с помощью уроков-исследований,
уроков-практикумов, уроков-обобщений.
В 10–11-м классах оправданы лекции, семинары.
Применяю тренажерные карточки (пример –
основные классы неорганических соединений в 8-м
классе).
Игровые формы работы дают устойчивые
положительные результаты (игры «Домино»,
«Крестики-нолики», «Аукционы»...). Перед нами —
дети, хотя они и будут это скрывать за юношеским
максимализмом.
Познавательный интерес учащихся возникает в
процессе рассказа учителя о ситуации, в которой
он когда-то оказался (например, взрывы на базе в
пос. Новинки).
С большим интересом ученики выполняют работу, в
процессе которой им предоставляется возможность
применить химические знания и умения для
исследования продуктов повседневного спроса,
например, определить кислотность молока, лимона
или вырастить кристалл.
Чем больше связи с жизнью, тем интереснее
учиться. Так можно изучать скорость растворения
в воде лекарства, имеющегося в виде порошка и
таблетки, или изучать аморфные тела на примере
жвачки, шоколада, чупа-чупсов.
Наличие в кабинете химии
необходимого оборудования для урока дает
возможность учителю использовать средства
обучения в комплексе и сделать урок более емким.
В нашем кабинете многое еще надо сделать. Но к
каждому столу подведен электрический ток
(возможно проведение опытов по
электропроводности), в достатке раздаточные
материалы: ПСХЭ, таблица растворимости,
дидактические пособия и др. На стенах кабинета –
таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости,
плакат по технике безопасности, справочные
материалы, ряд напряжений,
электроотрицательности элементов и др.
Каждый ученик в любое время может использовать
содержащуюся в них информацию по интересующей
его теме.
Все необходимые приборы и реактивы есть, что
позволяет проводить многие опыты, чаще применять
проблемный и исследовательский методы. Конечно,
существует проблема с вытяжкой, но, думаю, за этот
год ее решим.
Постоянно напоминаю об экономии реактивов,
бережливости.
Интерьер кабинета должен создавать
эмоциональный и деловой настрой, отражать
специфику предмета, роль науки в познании
природных и антропогенных процессов (выставки), а
также научные достижения в решении проблем.
В кабинете – цветы, они украшают помещение и
создают уют. Кроме того, они выполняют функции
биоиндикаторов и детоксикантов.
Выводы
- Проанализирована технология
обучения Маховой, которая применяет такую
последовательность изучения материала:
1-й и 2-й уроки – обзорная лекция;
3-й – семинар совершенствования знаний;
4-й – практическое занятие;
5-й – обобщающий урок по теме;
6-й – практикум по решению задач;
7-й – тематическая проверка знаний учащихся.
Мастер-класс. - Свои уроки стараюсь проводить по предложенной выше схеме, стимулировать учащихся на всех этапах и разнообразными способами.
- Умение прогнозировать явления и события – высшее искусство в овладении наукой. Для учителя владение мотивационным управлением и есть область искусного применения знаний педагогики, дидактики, психологии, методики, специальных наук. Задача учителя – помочь ученику стать человеком нравственных убеждений, ориентироваться в дальнейшей деятельности и найти свое место в жизни.
Заключение
1. Цель педагогических технологий – повысить
эффективность образовательного процесса,
гарантировать достижение запланированных
результатов обучения. Главное – ориентация на
личность школьника, т. к. педагогическая
технология – совокупность взаимосвязанных
средств, методов и процессов, необходимых для
целенаправленного воздействия на формирование
личности с заданными качествами; это
деятельность, направленная на создание условий
для формирования уровня образованности
личности.
2. История человечества в значительной степени –
это история развития способностей человека к
изобретательству, творчеству, совершенствованию
различных технологий. Адаптивная система
обучения (АСО) и коллективный способ обучения
(КСО) – наиболее прогрессивные образовательные
системы, которые при грамотном применении многое
дадут для формирования личности ученика.
3. Применение элементов педагогической
технологии на уроках позволяет учителю точно и
конкретно определить место и значение каждого
урока в теме, устанавливает логические связи
между уроками по всем компонентам процесса
обучения (целевому, содержательному,
операционно-деятельностному,
контрольно-регулировочному,
оценочно-результативному), что обеспечивает
повышение эффективности учебного процесса.
Кроме того, происходит перевод обучения на
субъект – субъектную основу, что обеспечивает
ученику развитие его мотивационной сферы,
интеллекта, самостоятельности, чувства
коллективизма, способности контролировать и
управлять своей учебно-познавательной
деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса
обучения. М.: Просвещение, 1977;
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической
технологии. М.: Педагогика, 1989;
Гара Н.Н. Учитель творчеству. Книга для
учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991;
Границкая А.С. Научить думать и действовать.
М.: Просвещение, 1991;
Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. М.:
Просвещение, 1982;
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.:
Просвещение, 1991;
Ибнуменаф Н. Развитие современной
педагогической технологии. Ростов-на-Дону, 1994;
Кириллова Г.Д. Совершенствование урока как
целостной системы. Л., 1983;
Кларин М.В. Педагогическая технология в
учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.:
Знание, 1989;
Колеченко А.К. Развивающаяся личность в
педагогической технологии. СПб., 1992;
Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание,
1974;
Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993;
Маврин С.А. Педагогические системы и
технологии. Омск, 1993;
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.
Формирование мотивации учения. М.: Просвещение,
1993;
Мхамутов М.И. Современный урок. М.:
Педагогика, 1985;
Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990;
Чернобельская Г.М. Основы методики обучения
химии. М.: Просвещение, 1987;
Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М.:
Педагогика, 1986;
Щукина Г.И. Активизация познавательной
деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1979;
Янушкевич Ф. Технология обучения в системе
высшего образования. М.: Высшая школа, 1986;
Кузибецкий А.Н. Технологический подход в
обучении. Химия в школе, 1993, № 5, с. 25.
Г.И.МАЛЫШЕВА
учитель химии
Новинской средней общеобразовательной школы
(Богородский р-н, Нижегородская обл.)