Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №24/2003

Методический лекторий

Современные педагогические технологии
как средство повышения эффективности
процесса обучения

на материале изучения химии в 8–11 классах

Окончание. Начало см. в № 22/2003

Технологии современного урока химии

Изучение опыта учителей-новаторов.
Технология обучения Л.В.Маховой

Урок... Небольшой промежуток времени, в течение которого преподаватель Л.В.Махова будет учить своих учеников.
Урок постоянно с ней. Только вышла из школы, с удовольствием вспоминает какие-то моменты прошедшего дня, а потом: «Завтра восьмой и два десятых. В восьмом...» И пошли вместе: она и урок – и в магазин, и домой. Чтобы осуществить задуманное, нужны труд, поиск, опыт, анализ, раздумья.
Изучение любой темы Махова начинает со вступительной обзорной лекции. Объясняет значение данной темы, схематично излагает основные вопросы. Во время лекции в классе тихо, учитель старается говорить со всеми вместе и с каждым в отдельности, чтобы увлечь ребят, заставить их думать, не упустить главную идею изучаемого вопроса. Темп урока медленный. Вглядывается в лица ребят, старается понять, успевают ли они за ходом ее мыслей, все ли им понятно, что следует повторить еще раз.
Затем на протяжении нескольких уроков подробное изложение материала сопровождается предусмотренными программой демонстрациями и лабораторными опытами. Теоретический материал Махова излагает в объеме учебника, опираясь на полученные ранее знания учеников, их жизненный опыт. Так, перечисляя изучаемые на уроке вещества, интересуется, какие сведения об этих веществах им уже известны.
На «минутку» остановится и обсудит вместе с ребятами роль этих веществ в решении глобальных проблем современности; вернется к далекому или близкому прошлому, все вместе вспомнят об истории открытий, о достижениях ученых. Почти в каждый урок Махова старается включать такие «минутные» рассказы.
Объяснение она сопровождает краткими аккуратными записями на доске и рисунками. Некоторые из них готовит заранее, но это менее эффективно. Лучше усваивается и запоминается текст, который создают вместе учитель и ученик. В зависимости от сложности материала объясняет его два, а то и три раза. Объяснение длится не более 20 мин, остальное время урока – для самостоятельной деятельности учащихся.
Почти каждый урок начинается с вопросов к учителю по домашнему заданию. При необходимости Махова повторно объясняет какие-то моменты. Ее ученики не стесняются задавать вопросы. Если на первых порах ученик ощущает скованность, неуверенность, то он может просто прочесть по учебнику тот или иной абзац с просьбой еще раз его разъяснить. Постепенно в классе возникает доброжелательная обстановка.
Перед изложением нового материала ученики вспоминают основные положения, рассмотренные на прошлом уроке. Для подготовки – одна минута, наступает тишина. Это тоже важный момент урока, т. к. все молча, про себя проговаривают тот или иной вопрос. Развитие речи – важный момент в работе учителя, поэтому систематически предлагается отвечать устно перед классом. Часто ученики анализируют лекции, рассказы преподавателя.
При повторении пройденного материала учитель называет три вопроса, например: строение изучаемого вещества, химические свойства, получение и применение. Сформулировав каждый вопрос, дает классу минуту на подготовку. Затем шесть человек выходят к доске. Задания 1 и 4, 2 и 5, 3 и 6 одинаковые, что позволит сравнить ответы. Пока готовятся записи ответов, к доске выходит еще один ученик, который решает задачу на обратной стороне доски. Эту задачу решает и весь класс. Закончив работу, желающие могут сдать тетрадь на проверку, причем Махова проверяет не только правильность решения задачи, но и домашнее задание, оформление тетради, рисунки, таблицы по теме.
В это время ребята, работавшие у доски, занимают свои места за партами: теперь они могут проверить себя по тетради, учебнику, сравнить с идентичными записями одноклассников, проанализировать ответ и оценить себя. Во время устного ответа не только следят за его содержанием, но и обращают внимание на оформление (аккуратность, рациональное использование площади доски), на умение провести анализ и выразить свои мысли.
Учитель отвечающих не перебивает, не торопит, всегда старается предельно справедливо, обоснованно и нежестко оценить работу. По просьбе ученика может не ставить отметку в журнал, чтобы не пропадал стимул к обучению и оставалась надежда получить хорошую отметку. Это очень важно, т. к. растет взаимное доверие и уважение друг к другу.
На уроках детального изучения отдельных свойств веществ фронтальных письменных опросов Махова не проводит, но выборочно просматривает 4–5 тетрадей с домашними заданиями.
К концу урока знакомит учеников с расположением материала в учебнике, акцентируя внимание на главном. На уроке учебник всегда открыт: и при изложении нового материала учителем, и во время устных ответов у доски.
Проходит время, конкретный материал забывается, поэтому важно уметь пользоваться специальной литературой. Прежде всего необходимо научить школьников рациональным приемам работы с учебником. Периодически на примере нескольких параграфов учитель показывает, как читать изложенный материал, как выделить главное, сделать краткий конспект. На примерах поясняет, как пользоваться предметным указателем книги.
Под постоянным контролем находится объем домашних заданий, на выполнение которых старшеклассники должны тратить не более 30–40 мин в зависимости от способностей и характера. Для этого учащиеся в конце домашней работы указывают время, затраченное на ее выполнение. В начале изучения темы преподаватель сообщает номера всех задач и упражнений, которые ребята должны выполнить к определенному сроку. Каждый может самостоятельно планировать свою работу.
После изучения теоретического материала Махова проводит практическую работу. Все практические работы, лабораторные опыты учащиеся выполняют только индивидуально, что развивает их самостоятельность, навыки практических действий. Оформляют работы очень кратко. После окончания работы ученикам показывают образец ее оформления, представленный на обратной стороне доски, которую открывают в конце урока. При этом каждый ученик, безусловно, имеет право на свой подход к оформлению.
Таким образом, умение быстро и лаконично оформить лабораторный опыт, практическую работу, задачу, ответ у доски совершенствуется от урока к уроку.
Одна из главных задач практических работ – выработка навыков точной, аккуратной, педантичной работы, ибо химия не терпит и не прощает оплошностей.
Химический эксперимент помогает приобретать знания. Наблюдая опыт один-два раза, учащиеся могут вспомнить его много раз, сознательно фиксируя то или иное химическое явление. Практические работы помогают также концентрировать внимание, вырабатывают умение владеть им.
После практической работы можно перейти к обобщению знаний. На итоговом уроке вместе с учениками Махова создает обобщающий конспект. Можно спроецировать изображение конспекта на экран, но при этом его восприятие несколько снижается. Обобщающий конспект помогает как бы с высоты увидеть и заново осмыслить всю тему, воспроизвести ее в сознании, связать в целое, где одно положение логически вытекает из другого.
На личном опыте Махова убедилась, что обобщающие конспекты позволяют без перегрузки, с должным пониманием усваивать материал. Иногда ребята составляют такие конспекты при самостоятельном изучении темы.
Утомительно ли писать однотипные конспекты? Нет. Это творческая работа. Наглядные схемы часто рождаются на глазах у детей как выводы в момент объяснения. Конспект учитель оформляет на доске в виде текста с использованием научной символики, таблиц, чертежей, рисунков. Один из учеников впоследствии переносит этот конспект на альбомный лист и помещает на стенд. Таким образом, им будут пользоваться еще некоторое время.
Следующий урок – консультация – посвящен разъяснению задач и вопросов, которые входили в домашние задания при изучении всей темы. Учащиеся по желанию выходят к доске и выполняют то или иное задание. Некоторые из этих вопросов и задач будут затем включены в самостоятельную работу.
Можно провести индивидуальную работу по решению задач. Например, ученикам выдают карточки, на которых написаны условия задач, а на обратной стороне – решения. Карточки собраны в картотеку, дифференцированы по темам и степени трудности. Учащиеся самостоятельно выбирают задачи, решают и проверяют себя. Если решение вызывает затруднения, обращаются к учителю. Оценки выставляют только желающим.
Совершенствованию полученных знаний посвящен урок-семинар. На нем школьники закрепляют знания, учатся владеть химическим языком, логично, четко формулировать и выражать свои мысли, вести беседу, дискуссию, отстаивать свое мнение. На урок выносят традиционные вопросы: строение, свойства, получение, применение изученных веществ. Учитель записывает их на доске. Ученики разбиваются на группы по четыре человека. Каждый ученик в группе в течение 5–6 мин отвечает на один из вопросов: читает уравнения реакций, называет вещества. Кроме этого, каждый показывает своим товарищам по группе тетрадь с домашними заданиями по пройденной теме и отвечает на один из предложенных вопросов из домашнего задания. Эта работа занимает около 25 мин. Поощряются краткие, не более страницы, дополнения по вопросам из энциклопедии, научно-популярной литературы. Два-три лучших сообщения слушает весь класс.
После этого каждой группе учитель предлагает вопрос или задачу для коллективного решения. Отчитываться у доски будет один из учеников, следовательно, все должны принимать участие в решении.
В конце урока учащиеся оценивают свои знания по пройденной теме и работу на семинаре.
Следующий урок по теме – самостоятельная или контрольная работа. Сколько вариантов предложить учащимся? Когда Махова начинала работать, то на каждого ученика составляла текст работы, для каждого варианта была карточка с решением. С годами количество вариантов сокращалось. Долго использовала два варианта, а когда в кабинете появились одноместные столы, на все виды работ делает один вариант карточек. Ей это очень нравится. В каждой работе четыре обязательных задания (в том числе две задачи) и еще задача и вопрос для желающих.
Единый вариант проверочной работы дает ребятам возможность проанализировать свою работу на этом же уроке. Обычно во время выполнения работы классом два человека на обратной стороне доски готовят образцы текстов решения: каждый по три вопроса – два обязательных и один дополнительный. Конечно, это те ученики, знания которых неоднократно проверены.
Если о результате своей работы ученики узнают на следующем уроке, т. е. через несколько дней, анализ оказывается малоэффективным, поскольку учащиеся уже потеряли интерес к работе, их интересует только отметка. Другое дело, когда за 5 мин до звонка они сравнивают свои решения с образцом на доске и сразу же видят ошибки. При этом развиваются наблюдательность, умение видеть ошибки, анализировать, оценивать. Учитель разрешает каждому ученику поставить себе отметку карандашом, стараясь не завышать и тем более не занижать ее. Никогда не предлагает анализировать работы одноклассников, т. к. подростки часто бывают несправедливы.
Таким образом, сложилась система работы над учебным материалом, в которой каждый урок имеет свое определенное место и играет свою роль. Урок – всего лишь небольшой промежуток времени. Но как важно, чтобы к концу его каждый понял, узнал что-то новое, чтобы ребята были уверены в положительных результатах своего труда и у учителя не сжалось вдруг сердце от тусклого, скользящего мимо доски взгляда кого-то из его воспитанников.

Пути повышения эффективности познавательной деятельности школьников
в условиях применения современных педагогических технологий

Девиз: «Чтобы зажечь, надо гореть!»
Как, преподавая химию, избежать скучного механического запоминания названий элементов, формул? Как сделать изучаемый материал увлекательным и интересным? Как сделать работу учащихся системной? На эти вопросы отвечает весь школьный коллектив.

«Знания! Великое дело!
Что же составляет величие
Человека, как не знания!»

А.С.Пушкин

Опираясь на передовые достижения педагогики, психологии, методики преподавания химии, учитель все многообразие приемов и методов обучения подчиняет главной цели – научить учиться. Научить свободно ориентироваться в огромном потоке информации, выделять главное, излагать свои мысли... Школьники должны стать активными участниками процесса обучения. Свои уроки стараюсь строить, как Махова:
– обзорная лекция по всей теме;
– урок изучения нового материала;
– семинар совершенствования знаний и формирования умений;
– обобщающий урок;
– практикум по решению задач, практическое занятие;
– тематический учет знаний.
Развивать интерес надо на любом уроке и на любом этапе. Это можно сделать, рассказав о жизни ученых, значении законов, явлений, веществ в народном хозяйстве (например, тема «Минеральные удобрения» – рассказать о том, что двойной суперфосфат спас Ленинград от зажигательных бомб во время Великой Отечественной войны).
Важное значение имеет химический эксперимент. С демонстрационного эксперимента начинается воспитание устойчивого внимания, умения наблюдать за опытом, проводить анализ, делать выводы. Практические умения формируются на лабораторных работах. Помогают детям опорные схемы, конспекты, рисунки, планы (например, по теме «Кислоты» в 8-м классе). Опорные конспекты также применяю (например, по теме «Азот и фосфор» в 9-м классе), но пока не на всех уроках. В обеспечении прочных знаний большое значение приобретает умение формулировать вопросы: к учителю, к товарищу. Искусству грамотно задавать вопросы дети учатся постепенно.
Групповая форма работы позволяет эффективно получать знания, воспитывая чувство коллективизма. Групповая работа применяется и при проведении практических и лабораторных работ, что способствует экономии реактивов, времени. Группы формируются с учетом успеваемости, в них есть дети «сильные» и «слабые».
При индивидуальном дифференцированном подходе используются карточки, вопросы (например, по теме «Каучук» в 10-м классе) и др.
Широко применяю разнообразные виды самостоятельной работы с учебником (составление плана, отбор материала, задания к таблицам, рисункам, графикам и т. п.), алгоритмы решения задач разных видов. Эта тетрадь сопровождает ученика все четыре года изучения химии в школе. Рецензирование ответов товарищей делает обучение химии мотивированным и полезным.
Учащиеся выступают с краткими докладами, сообщениями. В обеспечении прочных и осознанных знаний большую роль играет систематический устный и письменный контроль, который приучает к регулярной работе. Важно применение и самооценки (например, эталон ошибок и отметка). Отметку исправить можно всегда, будь то письменный вид работы или устный ответ. Школьная оценка влияет на отношение к учебе, работоспособность и требовательность к себе.
На уроках химии необходимо обсуждать экологические вопросы и проблемы (например, тема «Углекислый газ» – парниковый эффект, тема «Фенол» – решение задач на предельно допустимые концентрации (ПДК)).
Основной вид проявления деятельности учеников 8–9-х классов – общение, потому предлагаю такие задания, дидактический материал, которые позволяют ученикам коллективно решать проблему. Для запоминания названий химических элементов необязательно их зазубривать, можно разгадать, например, несколько кроссвордов, шарад, проанализировать названия.
Работа парами помогает не только утвердиться в глазах сверстников, но и решает образовательную задачу.
Одновременно я не забываю о значении родительского слова. Родители – это мои главные помощники в воспитании интереса к предмету. Самое главное – вовремя подсказать, как нужно правильно заниматься этим учебным предметом, чтобы он не казался скучным и нудным.
Зубрежка не дает нужного результата. Со своей стороны разрабатываю и провожу нетрадиционные формы обучения (сказка, КВН, урок в стихах и др.).
В 9-м классе предлагаю систематизировать полученные знания с помощью уроков-исследований, уроков-практикумов, уроков-обобщений.
В 10–11-м классах оправданы лекции, семинары.

Применяю тренажерные карточки (пример – основные классы неорганических соединений в 8-м классе).
Игровые формы работы дают устойчивые положительные результаты (игры «Домино», «Крестики-нолики», «Аукционы»...). Перед нами — дети, хотя они и будут это скрывать за юношеским максимализмом.
Познавательный интерес учащихся возникает в процессе рассказа учителя о ситуации, в которой он когда-то оказался (например, взрывы на базе в пос. Новинки).
С большим интересом ученики выполняют работу, в процессе которой им предоставляется возможность применить химические знания и умения для исследования продуктов повседневного спроса, например, определить кислотность молока, лимона или вырастить кристалл.
Чем больше связи с жизнью, тем интереснее учиться. Так можно изучать скорость растворения в воде лекарства, имеющегося в виде порошка и таблетки, или изучать аморфные тела на примере жвачки, шоколада, чупа-чупсов.
Наличие в кабинете химии необходимого оборудования для урока дает возможность учителю использовать средства обучения в комплексе и сделать урок более емким.
В нашем кабинете многое еще надо сделать. Но к каждому столу подведен электрический ток (возможно проведение опытов по электропроводности), в достатке раздаточные материалы: ПСХЭ, таблица растворимости, дидактические пособия и др. На стенах кабинета – таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости, плакат по технике безопасности, справочные материалы, ряд напряжений, электроотрицательности элементов и др.
Каждый ученик в любое время может использовать содержащуюся в них информацию по интересующей его теме.
Все необходимые приборы и реактивы есть, что позволяет проводить многие опыты, чаще применять проблемный и исследовательский методы. Конечно, существует проблема с вытяжкой, но, думаю, за этот год ее решим.
Постоянно напоминаю об экономии реактивов, бережливости.
Интерьер кабинета должен создавать эмоциональный и деловой настрой, отражать специфику предмета, роль науки в познании природных и антропогенных процессов (выставки), а также научные достижения в решении проблем.
В кабинете – цветы, они украшают помещение и создают уют. Кроме того, они выполняют функции биоиндикаторов и детоксикантов.

Выводы
  • Проанализирована технология обучения Маховой, которая применяет такую последовательность изучения материала:
    1-й и 2-й уроки – обзорная лекция;
    3-й – семинар совершенствования знаний;
    4-й – практическое занятие;
    5-й – обобщающий урок по теме;
    6-й – практикум по решению задач;
    7-й – тематическая проверка знаний учащихся.
    Мастер-класс.
  • Свои уроки стараюсь проводить по предложенной выше схеме, стимулировать учащихся на всех этапах и разнообразными способами.
  • Умение прогнозировать явления и события – высшее искусство в овладении наукой. Для учителя владение мотивационным управлением и есть область искусного применения знаний педагогики, дидактики, психологии, методики, специальных наук. Задача учителя – помочь ученику стать человеком нравственных убеждений, ориентироваться в дальнейшей деятельности и найти свое место в жизни.

Заключение

1. Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.
2. История человечества в значительной степени – это история развития способностей человека к изобретательству, творчеству, совершенствованию различных технологий. Адаптивная система обучения (АСО) и коллективный способ обучения (КСО) – наиболее прогрессивные образовательные системы, которые при грамотном применении многое дадут для формирования личности ученика.
3. Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, устанавливает логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения (целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному), что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъект – субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977;
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989;
Гара Н.Н. Учитель творчеству. Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991;
Границкая А.С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 1991;
Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982;
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991;
Ибнуменаф Н. Развитие современной педагогической технологии. Ростов-на-Дону, 1994;
Кириллова Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы. Л., 1983;
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989;
Колеченко А.К. Развивающаяся личность в педагогической технологии. СПб., 1992;
Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974;
Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993;
Маврин С.А. Педагогические системы и технологии. Омск, 1993;
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1993;
Мхамутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985;
Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990;
Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии. М.: Просвещение, 1987;
Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М.: Педагогика, 1986;
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1979;
Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986;
Кузибецкий А.Н. Технологический подход в обучении. Химия в школе, 1993, № 5, с. 25.

Г.И.МАЛЫШЕВА
учитель химии
Новинской средней общеобразовательной школы
(Богородский р-н, Нижегородская обл.)

Рейтинг@Mail.ru