Переписка с читателем
Уроки химии по модульной технологии
Закон Российской Федерации «Об
образовании» и положения Международной
конвенции о правах ребенка способствуют
созданию гуманистических традиций в системе
образования. В российском образовании сегодня
провозглашен принцип вариативности, который
дает возможность педагогическим коллективам
учебных заведений выбирать и конструировать
процесс по любым моделям, включая авторские.
Направления развития образования: разработка
различных вариантов содержания образования,
использование возможностей современной
дидактики в повышении эффективности
образовательных структур, научная разработка и
практическое использование новых идей и
технологий.
Серьезный недостаток традиционной системы
организации учебно-воспитательного процесса
состоит в том, что мы учим ученика. А
закономерности усвоения знаний и развития
личности требуют такой постановки учебного
процесса, чтобы ученик учился сам, в своем темпе,
чтобы его учение было мотивированным,
дифференцированным, развивающим. При модульном
обучении ученик обучается самостоятельно
(полностью или частично), по индивидуальной
целевой учебной программе.
Модульное обучение базируется на
деятельностном подходе к обучению. Только то
учебное содержание осознанно и прочно
усваивается учеником, которое становится
предметом его активных действий. При этом
учитель должен организовать не эпизодические
действия, а систему. Разрабатывая задания для
учащихся, учитель должен ориентировать их на
цель, организовать действия по ее мотивации,
включить в задания самоконтроль и самооценку –
все это обеспечит организацию учения как
самоуправляемой деятельности.
Модульное обучение опирается на теорию
развивающего обучения, основы которой были
заложены Л.С.Выгодским. Именно он выявил две зоны
развития: ближайшего и актуального. Если ученик
выполняет задание с дозированной помощью других
(учителя, товарищей), то он находится в зоне
своего ближайшего развития. Под дозированной
помощью имеется в виду подбадривание ученика,
напоминание, помощь в начале выполнения задания
и т. д. В результате то, что сегодня он делает с
помощью других, завтра он сможет сделать сам.
Тогда же цикл ближайшего развития завершается, и
ученик переходит в зону актуального развития.
Реализация теории развивающего обучения
требует, чтобы ученик постоянно учился в зоне
ближайшего развития. В модульном обучении эта
теория осуществляется с помощью:
- дифференциации содержания и
дозы помощи ученику;
- организации учебной
деятельности в равных формах: индивидуальной,
парной, групповой, в парах сменного состава.
Модульное обучение очень многое использует из
программированного обучения. Во-первых, четкие
действия каждого ученика в определенной логике;
во-вторых, активность и самостоятельность
действий; в-третьих, индивидуальный темп;
в-четвертых, постоянное подкрепление, которое
осуществляется путем сличения (сверки) хода и
результатов деятельности, самоконтроля и
взаимоконтроля.
Теория модульного обучения была бы неполной,
если бы она не опиралась на рефлексивный подход.
Рефлексия – процесс самооценки себя, своих
действий, причин успеха и неудач, своего
состояния с учетом оценки других. Учитель,
составляя задания в модуле, должен начать с цели
и завершить контролем и рефлексией каждого
ученика по направлениям «я – мы – дело».
«Я» – как я себя чувствовал в процессе учения,
было ли мне комфортно, с каким настроем я работал,
доволен ли я собой.
«Мы» – насколько мне было комфортно работать в
малой группе, помогал ли я товарищам, или они мне
помогали, чего было больше, считаю ли я себя
авторитетом в этом вопросе, какие у меня были
затруднения в общении с группой.
«Дело» – я достиг цели учения, мне этот материал
нужен для дальнейшей учебы или на практике, он
просто интересен, как мне преодолеть свои
затруднения.
Модульное обучение является интегрированной
педагогической технологией, впитавшей в себя
возможности многих научных и практических
наработок.
Модульное обучение может быть использовано как
технология, на которую можно перевести весь
учебный предмет целиком. Однако целесообразно
включать модульные уроки в традиционную систему
обучения, усиливая тем самым ее развивающий
эффект.
Для создания модульной программы учителю
необходимо выбрать крупную тему или раздел.
Сформулировать комплексную дидактическую цель
на трех уровнях: знания, умения и значение этих
знаний для последующего усвоения учебного
содержания.
Затем следует выделить в комплексной
дидактической цели интегрирующие дидактические
цели для каждого модуля и отобрать содержание.
Это содержание должно представлять собой
законченный блок информации, т. е. учитель
выстраивает систему модулей. Далее учитель
выделяет в интегрирующих целях частные
дидактические цели и отбирает содержание
учебных элементов (УЭ), на которые делится все
содержание модуля.
Наибольший эффект дают модульные занятия типа
обобщающего повторения. Исходя из готовности
класса к самостоятельному изучению нового
содержания, учитель может судить о
целесообразности проведения модульных занятий
по изучению нового материала или по комплексному
применению знаний.
Представляется целесообразным вводить элементы
модульной технологии в процесс обучения
постепенно.
Например, при изучении темы «Электролитическая
диссоциация»* урок, посвященный свойствам
оснований и кислот в свете теории
электролитической диссоциации, можно построить
как самостоятельную работу учащихся с
инструкцией по составлению конспекта.
I вариант – составление конспекта
«Основания», II вариант – «Кислоты».
План конспекта: 1) определение; 2) классификация; 3)
химические свойства; 4) получение.
В конце урока ребята проверяют конспект товарища
по парте по образцу. Ученики приучаются работать
самостоятельно, с инструкцией, на доверии,
парами. Если есть время, можно включить в это
занятие выходной контроль – несколько заданий в
тестовой форме, которые ученики выполняют на
оценку, пользуясь составленными конспектами.
Элементы модульной технологии можно
использовать и в практической работе № 1 в 9-м
классе. В первые 10 мин урока ребята отвечают на
вопросы входного контроля, проверяют (по
приложению) и оценивают в баллах ответы
товарищей. В зависимости от набранных баллов
дифференцируется задание для практической
работы.
Логическое завершение изучения темы
«Электролитическая диссоциация» – урок
обобщения знаний по модульной технологии. В
качестве выходного контроля выступает
контрольная работа.
* Уроки по теме «Электролитическая
диссоциация» с применением элементов модульной
технологии см. в следующих номерах.
ЛИТЕРАТУРА
Скаткин М.Н. Проблемы современной
дидактики. М.: Педагогика, 1984;
Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии. М.: Народное образование, 1998;
Модульное обучение: опыт, перспективы. Под ред.
Т.И.Шамовой. М.: Изд-во МПГУ им. В.И.Ленина, 1998;
Макареня А.А., Обухов В.Л. Методология химии.
М.: Просвещение, 1985.
З.Г.ЗАХАРОВА,
учитель химии
школы-лицея
(Москва) |