Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №23/2003

Переписка с читателем

Уроки химии по модульной технологии

Закон Российской Федерации «Об образовании» и положения Международной конвенции о правах ребенка способствуют созданию гуманистических традиций в системе образования. В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать процесс по любым моделям, включая авторские. Направления развития образования: разработка различных вариантов содержания образования, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое использование новых идей и технологий.
Серьезный недостаток традиционной системы организации учебно-воспитательного процесса состоит в том, что мы учим ученика. А закономерности усвоения знаний и развития личности требуют такой постановки учебного процесса, чтобы ученик учился сам, в своем темпе, чтобы его учение было мотивированным, дифференцированным, развивающим. При модульном обучении ученик обучается самостоятельно (полностью или частично), по индивидуальной целевой учебной программе.

Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению. Только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. При этом учитель должен организовать не эпизодические действия, а систему. Разрабатывая задания для учащихся, учитель должен ориентировать их на цель, организовать действия по ее мотивации, включить в задания самоконтроль и самооценку – все это обеспечит организацию учения как самоуправляемой деятельности.
Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л.С.Выгодским. Именно он выявил две зоны развития: ближайшего и актуального. Если ученик выполняет задание с дозированной помощью других (учителя, товарищей), то он находится в зоне своего ближайшего развития. Под дозированной помощью имеется в виду подбадривание ученика, напоминание, помощь в начале выполнения задания и т. д. В результате то, что сегодня он делает с помощью других, завтра он сможет сделать сам. Тогда же цикл ближайшего развития завершается, и ученик переходит в зону актуального развития.
Реализация теории развивающего обучения требует, чтобы ученик постоянно учился в зоне ближайшего развития. В модульном обучении эта теория осуществляется с помощью:

  • дифференциации содержания и дозы помощи ученику;
  • организации учебной деятельности в равных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава.

Модульное обучение очень многое использует из программированного обучения. Во-первых, четкие действия каждого ученика в определенной логике; во-вторых, активность и самостоятельность действий; в-третьих, индивидуальный темп; в-четвертых, постоянное подкрепление, которое осуществляется путем сличения (сверки) хода и результатов деятельности, самоконтроля и взаимоконтроля.
Теория модульного обучения была бы неполной, если бы она не опиралась на рефлексивный подход. Рефлексия – процесс самооценки себя, своих действий, причин успеха и неудач, своего состояния с учетом оценки других. Учитель, составляя задания в модуле, должен начать с цели и завершить контролем и рефлексией каждого ученика по направлениям «я – мы – дело».
«Я» – как я себя чувствовал в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроем я работал, доволен ли я собой.
«Мы» – насколько мне было комфортно работать в малой группе, помогал ли я товарищам, или они мне помогали, чего было больше, считаю ли я себя авторитетом в этом вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой.
«Дело» – я достиг цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учебы или на практике, он просто интересен, как мне преодолеть свои затруднения.
Модульное обучение является интегрированной педагогической технологией, впитавшей в себя возможности многих научных и практических наработок.
Модульное обучение может быть использовано как технология, на которую можно перевести весь учебный предмет целиком. Однако целесообразно включать модульные уроки в традиционную систему обучения, усиливая тем самым ее развивающий эффект.
Для создания модульной программы учителю необходимо выбрать крупную тему или раздел. Сформулировать комплексную дидактическую цель на трех уровнях: знания, умения и значение этих знаний для последующего усвоения учебного содержания.
Затем следует выделить в комплексной дидактической цели интегрирующие дидактические цели для каждого модуля и отобрать содержание. Это содержание должно представлять собой законченный блок информации, т. е. учитель выстраивает систему модулей. Далее учитель выделяет в интегрирующих целях частные дидактические цели и отбирает содержание учебных элементов (УЭ), на которые делится все содержание модуля.
Наибольший эффект дают модульные занятия типа обобщающего повторения. Исходя из готовности класса к самостоятельному изучению нового содержания, учитель может судить о целесообразности проведения модульных занятий по изучению нового материала или по комплексному применению знаний.
Представляется целесообразным вводить элементы модульной технологии в процесс обучения постепенно.
Например, при изучении темы «Электролитическая диссоциация»* урок, посвященный свойствам оснований и кислот в свете теории электролитической диссоциации, можно построить как самостоятельную работу учащихся с инструкцией по составлению конспекта.
I вариант – составление конспекта «Основания», II вариант – «Кислоты».
План конспекта: 1) определение; 2) классификация; 3) химические свойства; 4) получение.
В конце урока ребята проверяют конспект товарища по парте по образцу. Ученики приучаются работать самостоятельно, с инструкцией, на доверии, парами. Если есть время, можно включить в это занятие выходной контроль – несколько заданий в тестовой форме, которые ученики выполняют на оценку, пользуясь составленными конспектами.
Элементы модульной технологии можно использовать и в практической работе № 1 в 9-м классе. В первые 10 мин урока ребята отвечают на вопросы входного контроля, проверяют (по приложению) и оценивают в баллах ответы товарищей. В зависимости от набранных баллов дифференцируется задание для практической работы.
Логическое завершение изучения темы «Электролитическая диссоциация» – урок обобщения знаний по модульной технологии. В качестве выходного контроля выступает контрольная работа.


* Уроки по теме «Электролитическая диссоциация» с применением элементов модульной технологии см. в следующих номерах.

ЛИТЕРАТУРА

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984;
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998; Модульное обучение: опыт, перспективы. Под ред. Т.И.Шамовой. М.: Изд-во МПГУ им. В.И.Ленина, 1998;
Макареня А.А., Обухов В.Л. Методология химии. М.: Просвещение, 1985.

З.Г.ЗАХАРОВА,
учитель химии
школы-лицея
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru