Авторское видение
учебно-методического комплекта
|
«Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту...» |
Концепция и структура авторского курса
Особенность курса состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается при вычислении укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу кон-струирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала.
В связи с этим весь теоретический материал курса химии рассматривается в течение первого года обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Одновременно такое построение курса дает возможность развивать первоначально полученные теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.
Курс построен с учетом реализации межпредметных связей с физикой (изучение основных сведений о строении атомов) и биологией (знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ).
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
конкретное химическое соединение, представляющее собой звено в непрерывной цепи превращений веществ и участвующее в круговороте химических элементов и химической эволюции;
объективность и познаваемость природы; знание законов химии, что дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
взаимосвязанность науки и практики: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
развитие химической науки и химизация народного хозяйства, что служит интересам человека и общества в целом, имеет гуманистический характер и призвано способствовать решению глобальных проблем современности.
Основное содержание курса химии 8-го класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксиды и другие бинарные соединения, кислоты, основания и соли), о строении вещества (типология химических связей и виды кристаллических решеток), о закономерностях протекания реакций и их классификации.
В содержании курса 9-го класса вначале обобщены сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочно-земельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе приведены также и свойства отдельных важных в народно-хозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белки и углеводы).
Курс химии для 10–11-го классов общеобразовательных учебных заведений является логическим продолжением авторского курса для основной школы, поэтому он разработан с опорой на курс химии 8–9-го классов. В результате некоторые, преимущественно теоретические, темы основного курса химии рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Это сделано с целью сформировать единую целостную химическую картину мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учебных заведениях.
Курс четко делится на две части: органическую (10-й класс) и общую химию (11-й класс). Органическая химия рассматривается в 10-м классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе. При разработке этой темы в основу были положены требования обязательного минимума содержания образовательных программ, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и проекта стандарта химического образования, в разработке которого автор принял самое активное участие как один из соруководителей группы разработчиков.
После повторения важнейших понятий рассматривается классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи «состав – строение – свойства» веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит с классификацией реакций и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
Полученные в первых темах теоретические знания затем закрепляют и развивают на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматривают в порядке усложнения от более простых – углеводородов – до наиболее сложных – биополимеров. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.
Курс общей химии в 11-м классе ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы с целью формировать у них единую химическую картину мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностей протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.
В свою очередь, это дает возможность не только лучше усвоить собственно химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Такое построение курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он дает возможность выработать специальные предметные умения: работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Предложенный курс химии схематически может быть представлен следующим образом (схема 1).
Схема 1 |
Учебно-методический комплект
Предлагаемый авторский курс может быть успешно реализован при использовании учебно-методического комплекта, структуру которого схематически можно изобразить в следующем виде (схема 2).
Схема 2 |
Федеральный компонент государственного стандарта школьного химического образования (проект) разработан коллективом под руководством О.С.Габриеляна и Н.Е.Кузьменко и включает:
– образовательный стандарт основного
общего образования по химии;
– образовательный стандарт среднего (полного)
общего образования по химии. Базовый уровень;
– образовательный стандарт среднего (полного)
образования по химии. Профильный уровень.
Программы:
– общеобразовательные для 8–9-го
классов (основная школа) и 10–11-го классов
(средняя школа) вышли в издательстве «Дрофа» в 2000
г. и последующие годы;
– профильные (естественно-научный профиль) и
углубленного изучения для 10–11-го классов
опубликованы в журнале «Химия в школе», 2002, № 8, 9.
Отдельной брошюрой готовятся к изданию в
издательстве «Просвещение».
Учебники. Авторский курс
реализуют учебники для общеобразовательных
учебных заведений, написанные Габриеляном для
8-го и 9-го классов в соавторстве с Г.Г.Лысовой для
10-го и в соавторстве с Ф.Н.Маскаевым,
С.Ю.Пономаревым и В.И.Теререниным для 11-го классов
(издательство «Дрофа»). Всем этим учебникам
присвоен высший гриф МО РФ «Рекомендовано
Министерством образования РФ».
В соавторстве написаны учебники для школ и
классов с углубленным изучением химии. Учебник
для 10-го класса «Органическая химия» в
соавторстве с И.Г.Остроумовым и А.А.Карцовой
выходит в апреле 2003 г. в издательстве
«Просвещение». Учебнику присвоен гриф «Допущено
МО РФ».
Подготовлен к печати в соавторстве с
И.Г.Остроумовым и С.Н.Соловьевым учебник для 11-го
класса «Общая и неорганическая химия». Выйдет
также в издательстве «Просвещение» в 2004 г.
Структура комплекта учебников авторской линии может быть отражена с помощью схемы (схема 3).
Схема 3 |
Дидактические пособия представлены в авторском учебно-методическом комплекте изданиями двух типов.
1. Сборники тестов, задач и упражнений, из которых уже изданы массовыми тиражами:
«Изучаем химию в 8 классе» (в соавторстве с Т.В.Смирновой), издано московским издательством «Блик и К°» в 1998 г. и последующие годы;
«Изучаем химию в 9 классе» (в соавторстве с И.Г.Остроумовым), издано тем же издательством в 2003 г.;
«Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях» (в соавторстве с И.Г.Остроумовым), опубликовано издательством «Дрофа» в 2003 г.;
готов к печати и выходит в свет в июне 2003 г. в издательстве «Дрофа» сборник дидактических материалов в соавторстве с И.Г.Остроумовым и А.Г.Введенской «Общая химия в тестах, задачах и упражнениях».
2. Рабочие тетради:
«Рабочая тетрадь. Химия. 8 класс» (в соавторстве с А.В.Яшуковой), опубликована издательством «Дрофа» в 2002 г.;
«Рабочая тетрадь. Химия. 9 класс» (в соавторстве с А.В.Яшуковой), готовится к печати в издательстве «Дрофа» в 2004 г.
Методические пособия для учителей представлены издательством «Дрофа» следующими изданиями:
1. «Химия. Методическое пособие. 8–9 класс», 1998 г. и последующие годы издания;
аналогичные пособия изданы для 10-го класса (в соавторстве с И.Г.Остроумовым) в 2001 г. и для 11-го класса (в соавторстве с Г.Г.Лысовой) в 2002 г.
2. «Настольная книга учителя химии. 8 класс» (в соавторстве с Н.П.Воскобойниковой и А.В.Яшуковой), вышла в 2002 г.
Такие же книги изданы для 9-го класса (в
соавторстве с И.Г.Остроумовым) в 2002 г. и для 10-го
класса (в соавторстве с И.Г.Остроумовым)
издательством «Блик и К°» в 2001 г. и последующие
издания – в «Дрофе».
Подготовлена и выходит из печати в июне–июле 2003
г. в издательстве «Дрофа» «Настольная книга
учителя химии. 11 класс» в двух частях (в
соавторстве с Г.Г.Лысовой и А.Г.Введенской).
Пособия по химическому эксперименту готовятся к изданию в «Дрофе». Это четыре тома под названием «Химический эксперимент в 8 классе (9, 10, 11-м) основной (средней) школы». В 2003 г. выйдет первый том (в соавторстве с Н.Н.Руновым и А.В.Яшуковой).
Материалы для контроля качества
знаний представлены сборниками проверочных
и контрольных работ по каждому классу. Вышел в
свет первый сборник для 8-го класса (в соавторстве
с учителями г. Ярославля Ярославcкой области) в
издательстве «Дрофа» в 2003 г. В этом же году выйдут
сборники для 9-го и 10-го классов. В 2004 г. выйдет
сборник для 11-го класса.
Второй вид этой части учебно-методического
комплекта уже также вышел в свет массовым
тиражом в издательстве «Дрофа» в 2003 г. – это
пособие «Готовимся к единому государственному
экзамену. Химия» в соавторстве с И.Г.Остроумовым,
П.В.Решетовым и А.М.Никитюком.
О.С.ГАБРИЕЛЯН,
кандидат педагогических наук
(Институт повышения квалификации
и переподготовки работников
народного образования
Московской области)